Герои нашего времени. Кто идет на смену курьерам
Статьи

Герои нашего времени. Кто идет на смену курьерам

Прочитано: 170

Работа курьера — одна из самых востребованных на рынке в данный момент. И хотя количество претензий к курьерским службам не снижается, люди закрывают глаза на «человеческий фактор» и продолжают делать заказы. Пункты выдачи и постаматы, по мнению экспертов, не заменят курьеров полностью, хотя и будут со временем увеличивать свою долю на рынке доставки.

Новые программисты

По данным компании SuperJob, в III квартале 2021 года количество запросов на вакансию курьера выросло на 10%, а за год рост вакансий для курьеров только в Москве составил около 400%.

На сайте HeadHunter на 10 ноября 2021 года есть около 2,4 тыс. вакансий курьеров в Петербурге и около 4 тыс. — на Северо-Западе. Разброс зарплат — от 30 тыс. до более 150 тыс. рублей в месяц: перед новогодними праздниками активизировались все компании-продавцы.

По словам директора HH.ru по Северо-Западу Юлии Сахаровой, средняя заработная плата у курьеров вместе с чаевыми действительно доходит до 80-90 тыс. рублей в месяц.

«У нас чемпионами прошлого года стали пешие курьеры, которые в декабре зарабатывали более 30 тыс. рублей в неделю», — подтверждает на конференции Sees.Group о цифровизации в food tech retail Татьяна Борзых, генеральный директор компании «Достависта». Она вспоминает, как в одном из исследований рынка электронной торговли было отмечено, что курьеры становятся новыми программистами: было время, когда всем нужны были программисты, а сейчас всем нужны курьеры, которые становятся героями нашего времени.

Всем нужны курьеры

Количество заказов в пандемию действительно выросло в геометрической прогрессии, увеличиваясь традиционно перед Новым годом. А поколение Z, как отмечают эксперты, вообще не планирует покупки: когда появляется потребность, они заказывают нужный товар и ожидают быстрой доставки. Отсюда и рост спроса на курьеров.

На платформе «Достависта», к примеру, по словам Татьяны Борзых, зарегистрировано более 2 млн потенциальных курьеров-исполнителей, которые, конечно, с утра до ночи не работают, выбирая то время, которое им удобно. Активных пользователей приложения — около 40 тыс. человек в месяц по всей России.

«Когда мы точно знаем, что будет рост спроса на доставку, например в декабре, перед новогодними праздниками, мы начинаем курьеров готовить к этому времени: обновляем их профили, напоминаем, что в это время будет больше работы, рассказываем о новых решениях, которые мы разрабатываем. Поэтому очень многие курьеры возвращаются только на новогодние праздники, как на заработки», — улыбается Татьяна Борзых.

Прирастает курьерами и компания «Самокат», у которой около 800 дарксторов в 22 городах России (компания развозит до 250 тыс. заказов в день). «Наши курьеры — это самозанятые, но мы в них заинтересованы, и у нас в штате есть сотрудники, обучающие людей, которые будут доставлять заказы. Поэтому мы ответственны за их обучение и относимся к ним как к нашим непосредственным сотрудникам», — говорит Дмитрий Трубицин, руководитель группы по потребительскому маркетингу компании «Самокат».

Игра в кальмара или… в курьера?

Доставкой сегодня занимаются не только специализированные компании, но и торговые сети, и многие рестораны. Одними из первых классических ресторанов начала развивать ресторанную доставку и курьерскую службу компания «Тануки». Она расширила свои бренды до «Тануки», «Ёрш» и «Твоя пицца.Деливери». Теперь в зоне ее покрытия и Москва, и Петербург, и все города-миллионники.

«Наша платформа позволяет нам быстро и правильно посчитать логистику до клиентов и вовремя доставить заказ», — рассказывает Станислав Колосков, директор по маркетингу «Тануки». При этом компания успевает играть с клиентами. Сейчас, например, проходит игра в кальмара — по названию одноименного культового сериала: нескольких курьеров переодели в соответствующую форму, и компания получила упоминания во многих СМИ.

Имея собственную курьерскую службу, «Тануки», по словам Колоскова, сотрудничает со всеми агрегаторами, а в октябре прошлого года сама стала агрегатором, контролируя все жизненные циклы блюда: от закупки до доставки последней мили — непосредственно до клиента. «Нам важно развивать долю собственной доставки, находясь при этом в дружественных отношениях с партнерами: для нас важен любой заказ», — объясняет директор по маркетингу.

Но, как подчеркивает Колосков, в своей доставке компания заинтересована всё же больше: сервисные компании не могут настолько качественно контролировать сервис, насколько контролирует его компания. «Мы не можем быть уверены на 100% в качестве сервиса, который оказывают наши партнеры», — говорит он, добавляя, что их сервис компанию «Тануки» устраивает не всегда.

Недоверие клиентов к курьерским службам отмечает и Татьяна Борзых. «Самые ценные свидетели некачественного сервиса — это клиенты. Если наш курьер получает замечание, он понижается в рейтинге, не может исполнять ряд заказов и в случае повторного нарекания не будет допущен до работы», — рассказывает она.

Не так уж и незаменимы

Курьеры действительно пока во многом незаменимы, особенно при доставке крупногабаритных товаров. Но их работу сложно контролировать: на «Яндекс.Маркете» ежедневно появляются отзывы покупателей о грубых или непунктуальных курьерах, что отрицательно влияет на репутацию магазинов.

Поэтому крупные сети, согласно исследованию Data Insight «Доставка в пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы» (есть в распоряжении «НП»), всё чаще смотрят на сети ПВЗ и постаматов. В первой половине 2021 года с ними сотрудничали 58% крупнейших магазинов и 57% остальных. При этом доставку и в ПВЗ, и в постаматы предлагают 31% крупнейших магазинов и 20% остальных.

Лидером рынка по суммарному количеству точек, где можно забрать заказы, является Wildberries (у маркетплейса более 20 тыс. ПВЗ и постаматов, которые забирают на себя около 90% заказов). У «Озона» — более 12 тыс. ПВЗ и постаматов, у аптечной сети АСНА — более 11 тыс., у 5Post и PickPoint — около 11 тыс. точек.

При этом ретейлеры осваивают не только города-миллионники, но и менее крупные населенные пункты.

«Наша компания подключает к своей логистической системе партнерские пункты выдачи заказов в малых населенных пунктах с численностью от 500 человек», — говорит Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

Еще одна тенденция — отделения с примерочными. «В 72% отделений Boxberry можно примерить одежду или обувь, в то время как еще пару лет назад доля пунктов с примерочными составляла всего около 5%», — отмечает Вадим Ибрагимов, директор Boxberry.

По его словам, за последние годы пункты выдачи значительно эволюционировали. «10 лет назад основными преимуществами пунктов было отсутствие очередей, быстрая выдача и выгодное расположение (центральные районы, крупные транспортные развязки поблизости). Сейчас сети настолько выросли, что в крупных и средних городах у потребителя в шаговой доступности богатый выбор различных пунктов выдачи. Растущая конкуренция ускоряет развитие сервиса», — говорит Вадим Ибрагимов.

Уникальные ПВЗ

Сегодня, как отмечается в исследовании Data Insight, многие крупные игроки развивают свои сети независимо, стремясь открывать в первую очередь уникальные пункты выдачи. Основная причина — брендинг, то есть стремление сделать свои точки узнаваемыми. Однако тренд на сотрудничество набирает силу. Например, Wildberries, которая до 2020 года использовала только собственные пункты выдачи, за короткое время увеличила свою сеть почти в 3 раза, подключив постаматы PickPoint и 5Post.

В целом, по оценке сервиса интеграции и агрегации доставки MetaShip, в первом полугодии 2021 года в России насчитывалось более 50 тыс. точек выдачи ПВЗ и постаматов, и их количество растет.

«Весной произошел пересмотр локаций: ранее нагруженные точки в бизнес- и торговых центрах частично утратили свою популярность, близость к метро также перестала быть ключевым фактором успеха точки. Вырос трафик на те локации, которые расположены в спальных районах. Карантинные ограничения наиболее сильно ударили по партнерам в Москве и Санкт-Петербурге, но наш трафик не сфокусирован только в этих двух городах. В апреле объем заказов в ПВЗ снизился на 30% по отношению к марту, фактически в апреле 2020 года мы показали те же результаты, что и в апреле 2019-го. В мае 2020 года рост возобновился, мы вернулись на уровень марта и продолжили расти», — замечает Ирина Зильберберг, начальник управления партнерской сети DPD в России.

«Предсказуемость доставки, доставка в узкие временные слоты и ее безопасность выходят на первый план. Покупатель хочет точно знать, когда будет доставлен заказ, иметь возможность самому выбирать время получения и быть уверенным, что это безопасно для него и его родных», — подводит итог Надежда Романова, CEO PickPoint.

логистика доставка
Другие статьи автора Читайте также по теме
Беспилотные автомобили — следующий этап развития мировой логистики. Сейчас рынок находится в стадии прототипирования, хотя и рабочие проекты уже существуют. Россия не отстает от общемирового тренда. С обзором отечественных разработок — Наталия Гребнева.
Уже месяц производители бетона в Петербурге жалуются на дефицит цемента. Возникшую ситуацию эксперты считают искусственно созданной. «Новый проспект» установил несколько причин, из-за которых она возникла.
Юлия Петраковская, бывший директор по развитию «2 берега», объяснила, когда ресторану нужно задуматься о создании колл-центра, чего не должен знать оператор и как не пропустить момент падения качества доставки.

Российскому Красному Кресту дадут особый правовой статус
04.12.2021
Новый корпус больницы Святого Георгия начнут "заселять" больными ковидом в середине декабря
04.12.2021
РПЦ призвала запретить охоту ради развлечения
04.12.2021
Петербургу одобрили заявку на получение 24 млрд рублей для инфраструктурных проектов
04.12.2021
Американский самолет-разведчик чуть не столкнулся с гражданским Airbus над Черным морем
04.12.2021
Путин и Байден во вторник пообщаются по видеосвязи
04.12.2021
Последний день Семеру. На острове Ява проснулся самый высокий вулкан
04.12.2021
Рестораторы Петербурга заявили, что вынуждены впервые за долгие годы повысить цены
04.12.2021
Опрос: 76% российских компаний следят за сотрудниками на удаленке
04.12.2021
Завод автокомпонентов в Каменке увеличит площади
04.12.2021
Опрос: 45% россиян планируют покупать новогодние подарки в обычных магазинах
04.12.2021
Выдавать QR-коды россиянам с большим числом антител к ковиду пока не будут
04.12.2021
Ремонт вестибюля станции метро "Московская" будет стоить более 760 млн рублей
04.12.2021
Минтранс: новая транспортная стратегия не ограничит использование личных автомобилей в России
04.12.2021
Новая пятилетка Дмитрия Медведева. Его переизбрали председателем "Единой России"
04.12.2021
С начала года россияне взяли ипотеку более чем на 5 трлн рублей. Это абсолютный рекорд
04.12.2021
Инвестор из Архангельска купил здание бывшего гипермаркета "Ряды" на Шафировском
04.12.2021
Росстат посчитал бедных по-новому. Их оказалось на 2,8 млн человек меньше, чем годом ранее
04.12.2021
Поезд "Аллегро" из Петербурга в Хельсинки все-таки запустят 12 декабря
04.12.2021
Суд впервые раскрыл выручку Booking.com в России. За 2018 год сервис заработал в стране 11,3 млрд рублей
04.12.2021
Мороз крепчал. В Петербурге следующей ночью обещают 20 градусов ниже нуля
04.12.2021
Власти готовят безальтернативное ограничение личного транспорта в пользу общественного
04.12.2021
ВОЗ оценит вакцину от ковида "Спутника V" не раньше января 2022 года
04.12.2021
Эксперт: В России необходимо построить новую современную верфь для крупнотоннажного судостроения
03.12.2021
Bloomberg узнал, за что арестовали Илью Сачкова
03.12.2021
Минюст объявил иностранными агентами правозащитную группу «Гражданин.Армия.Право» и четырех журналистов «Idel.Реалий»*
03.12.2021
Сергея Зуева оставили в СИЗО до 7 марта
03.12.2021
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки