Герои нашего времени. Кто идет на смену курьерам

Работа курьера — одна из самых востребованных на рынке в данный момент. И хотя количество претензий к курьерским службам не снижается, люди закрывают глаза на «человеческий фактор» и продолжают делать заказы. Пункты выдачи и постаматы, по мнению экспертов, не заменят курьеров полностью, хотя и будут со временем увеличивать свою долю на рынке доставки.

Новые программисты

По данным компании SuperJob, в III квартале 2021 года количество запросов на вакансию курьера выросло на 10%, а за год рост вакансий для курьеров только в Москве составил около 400%.

На сайте HeadHunter на 10 ноября 2021 года есть около 2,4 тыс. вакансий курьеров в Петербурге и около 4 тыс. — на Северо-Западе. Разброс зарплат — от 30 тыс. до более 150 тыс. рублей в месяц: перед новогодними праздниками активизировались все компании-продавцы.

По словам директора HH.ru по Северо-Западу Юлии Сахаровой, средняя заработная плата у курьеров вместе с чаевыми действительно доходит до 80-90 тыс. рублей в месяц.

«У нас чемпионами прошлого года стали пешие курьеры, которые в декабре зарабатывали более 30 тыс. рублей в неделю», — подтверждает на конференции Sees.Group о цифровизации в food tech retail Татьяна Борзых, генеральный директор компании «Достависта». Она вспоминает, как в одном из исследований рынка электронной торговли было отмечено, что курьеры становятся новыми программистами: было время, когда всем нужны были программисты, а сейчас всем нужны курьеры, которые становятся героями нашего времени.

Всем нужны курьеры

Количество заказов в пандемию действительно выросло в геометрической прогрессии, увеличиваясь традиционно перед Новым годом. А поколение Z, как отмечают эксперты, вообще не планирует покупки: когда появляется потребность, они заказывают нужный товар и ожидают быстрой доставки. Отсюда и рост спроса на курьеров.

На платформе «Достависта», к примеру, по словам Татьяны Борзых, зарегистрировано более 2 млн потенциальных курьеров-исполнителей, которые, конечно, с утра до ночи не работают, выбирая то время, которое им удобно. Активных пользователей приложения — около 40 тыс. человек в месяц по всей России.

«Когда мы точно знаем, что будет рост спроса на доставку, например в декабре, перед новогодними праздниками, мы начинаем курьеров готовить к этому времени: обновляем их профили, напоминаем, что в это время будет больше работы, рассказываем о новых решениях, которые мы разрабатываем. Поэтому очень многие курьеры возвращаются только на новогодние праздники, как на заработки», — улыбается Татьяна Борзых.

Прирастает курьерами и компания «Самокат», у которой около 800 дарксторов в 22 городах России (компания развозит до 250 тыс. заказов в день). «Наши курьеры — это самозанятые, но мы в них заинтересованы, и у нас в штате есть сотрудники, обучающие людей, которые будут доставлять заказы. Поэтому мы ответственны за их обучение и относимся к ним как к нашим непосредственным сотрудникам», — говорит Дмитрий Трубицин, руководитель группы по потребительскому маркетингу компании «Самокат».

Игра в кальмара или… в курьера?

Доставкой сегодня занимаются не только специализированные компании, но и торговые сети, и многие рестораны. Одними из первых классических ресторанов начала развивать ресторанную доставку и курьерскую службу компания «Тануки». Она расширила свои бренды до «Тануки», «Ёрш» и «Твоя пицца.Деливери». Теперь в зоне ее покрытия и Москва, и Петербург, и все города-миллионники.

«Наша платформа позволяет нам быстро и правильно посчитать логистику до клиентов и вовремя доставить заказ», — рассказывает Станислав Колосков, директор по маркетингу «Тануки». При этом компания успевает играть с клиентами. Сейчас, например, проходит игра в кальмара — по названию одноименного культового сериала: нескольких курьеров переодели в соответствующую форму, и компания получила упоминания во многих СМИ.

Имея собственную курьерскую службу, «Тануки», по словам Колоскова, сотрудничает со всеми агрегаторами, а в октябре прошлого года сама стала агрегатором, контролируя все жизненные циклы блюда: от закупки до доставки последней мили — непосредственно до клиента. «Нам важно развивать долю собственной доставки, находясь при этом в дружественных отношениях с партнерами: для нас важен любой заказ», — объясняет директор по маркетингу.

Но, как подчеркивает Колосков, в своей доставке компания заинтересована всё же больше: сервисные компании не могут настолько качественно контролировать сервис, насколько контролирует его компания. «Мы не можем быть уверены на 100% в качестве сервиса, который оказывают наши партнеры», — говорит он, добавляя, что их сервис компанию «Тануки» устраивает не всегда.

Недоверие клиентов к курьерским службам отмечает и Татьяна Борзых. «Самые ценные свидетели некачественного сервиса — это клиенты. Если наш курьер получает замечание, он понижается в рейтинге, не может исполнять ряд заказов и в случае повторного нарекания не будет допущен до работы», — рассказывает она.

Не так уж и незаменимы

Курьеры действительно пока во многом незаменимы, особенно при доставке крупногабаритных товаров. Но их работу сложно контролировать: на «Яндекс.Маркете» ежедневно появляются отзывы покупателей о грубых или непунктуальных курьерах, что отрицательно влияет на репутацию магазинов.

Поэтому крупные сети, согласно исследованию Data Insight «Доставка в пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы» (есть в распоряжении «НП»), всё чаще смотрят на сети ПВЗ и постаматов. В первой половине 2021 года с ними сотрудничали 58% крупнейших магазинов и 57% остальных. При этом доставку и в ПВЗ, и в постаматы предлагают 31% крупнейших магазинов и 20% остальных.

Лидером рынка по суммарному количеству точек, где можно забрать заказы, является Wildberries (у маркетплейса более 20 тыс. ПВЗ и постаматов, которые забирают на себя около 90% заказов). У «Озона» — более 12 тыс. ПВЗ и постаматов, у аптечной сети АСНА — более 11 тыс., у 5Post и PickPoint — около 11 тыс. точек.

При этом ретейлеры осваивают не только города-миллионники, но и менее крупные населенные пункты.

«Наша компания подключает к своей логистической системе партнерские пункты выдачи заказов в малых населенных пунктах с численностью от 500 человек», — говорит Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries.

Еще одна тенденция — отделения с примерочными. «В 72% отделений Boxberry можно примерить одежду или обувь, в то время как еще пару лет назад доля пунктов с примерочными составляла всего около 5%», — отмечает Вадим Ибрагимов, директор Boxberry.

По его словам, за последние годы пункты выдачи значительно эволюционировали. «10 лет назад основными преимуществами пунктов было отсутствие очередей, быстрая выдача и выгодное расположение (центральные районы, крупные транспортные развязки поблизости). Сейчас сети настолько выросли, что в крупных и средних городах у потребителя в шаговой доступности богатый выбор различных пунктов выдачи. Растущая конкуренция ускоряет развитие сервиса», — говорит Вадим Ибрагимов.

Уникальные ПВЗ

Сегодня, как отмечается в исследовании Data Insight, многие крупные игроки развивают свои сети независимо, стремясь открывать в первую очередь уникальные пункты выдачи. Основная причина — брендинг, то есть стремление сделать свои точки узнаваемыми. Однако тренд на сотрудничество набирает силу. Например, Wildberries, которая до 2020 года использовала только собственные пункты выдачи, за короткое время увеличила свою сеть почти в 3 раза, подключив постаматы PickPoint и 5Post.

В целом, по оценке сервиса интеграции и агрегации доставки MetaShip, в первом полугодии 2021 года в России насчитывалось более 50 тыс. точек выдачи ПВЗ и постаматов, и их количество растет.

«Весной произошел пересмотр локаций: ранее нагруженные точки в бизнес- и торговых центрах частично утратили свою популярность, близость к метро также перестала быть ключевым фактором успеха точки. Вырос трафик на те локации, которые расположены в спальных районах. Карантинные ограничения наиболее сильно ударили по партнерам в Москве и Санкт-Петербурге, но наш трафик не сфокусирован только в этих двух городах. В апреле объем заказов в ПВЗ снизился на 30% по отношению к марту, фактически в апреле 2020 года мы показали те же результаты, что и в апреле 2019-го. В мае 2020 года рост возобновился, мы вернулись на уровень марта и продолжили расти», — замечает Ирина Зильберберг, начальник управления партнерской сети DPD в России.

«Предсказуемость доставки, доставка в узкие временные слоты и ее безопасность выходят на первый план. Покупатель хочет точно знать, когда будет доставлен заказ, иметь возможность самому выбирать время получения и быть уверенным, что это безопасно для него и его родных», — подводит итог Надежда Романова, CEO PickPoint.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня