Георгий Житмарев: "Производителям продуктов в современной и модной упаковке сейчас хуже всех"

Одной из основных проблем российских производителей продуктов питания на фоне санкций стала нехватка качественной упаковки. Например, многие переработчики молока использовали упаковку Tetra Pak. Но компания прекратила поставки в Россию, и фасовать продукцию отечественным заводам стало некуда. Компания «Галактика» уже сообщила контрагентам, что в ближайшее время из-за этой проблемы не сможет производить кефир, ряженку, питьевые йогурты и сливки (письмо есть в распоряжении «Нового проспекта») и вынуждена искать альтернативы импортной упаковке. Аналогичные проблемы есть у всех переработчиков. Заместитель гендиректора Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев рассказал о масштабах «упаковочной» проблемы и о том, как можно ее решить.

Российские перерабатывающие предприятия экстренно ищут замену импортной упаковке, поставки которой в страну прекратились после вступления в силу пятого пакета экономических санкций. Многие заводы нашей отрасли работали на упаковке Tetra Pak. Теперь ее нет, и с альтернативами негусто. Российская компания «Элопак», которая в конце апреля обещала провести тестирование упаковки из отечественного картона, пока не сообщала об успехах, и, насколько я знаю, ее завод не работает.

Российские переработчики делают всё, чтобы решить возникший вопрос, но полностью закрыть проблему дефицита упаковки пока не получается.

Правда, на Пискаревском молочном заводе ситуация не катастрофическая. Да, мы не можем выпускать сливки и молоко в привычной упаковке TBA (раньше она поставлялась из Сербии), но мы предложили торговым сетям перевести эти продукты в упаковку TFA (так называемые «лягушки»). Пока непонятно, понравится ли такая упаковка потребителю, поскольку она не очень удобная, но особых вариантов нет: или так, или вообще никак.

Мы нашли еще два молочных завода в России, которые фасуют продукцию в такую же упаковку, и созвонились с ними. Они так же, как и мы, ищут отечественного производителя прежней упаковки TBA, чтобы не отказываться от нее. Возможно, получится договориться с одним из китайских заводов.

Есть также проблемы по упаковке Pure-Pak, которую для нас делали «Элопак» и российская компания «Ламбумиз». Сегодня наши объемы по выпуску продукции в Pure-Pak сократились, но незначительно. В этом сегменте мы также планируем фасовать продукцию в упаковку «лягушки».

Еще одна большая проблема — дефицит краски для упаковки. Сейчас мы ищем варианты замены импортной краски, в частности из Швейцарии, на китайские аналоги и параллельно отрабатываем новые монохромные дизайны тары. Придется максимально их упростить.

В самой сложной ситуации оказались предприятия, которые поставили у себя инновационное упаковочное оборудование. Те, кто инвестировал в современные линии и радовал потребителя модной и красивой упаковкой, сейчас в глубоком кризисе. А компании, которые не успели или не смогли провести модернизацию, оказались в более выгодной ситуации. Они как работали, так и работают.

К счастью, в России производятся пластиковые бутылки. Поэтому предприятия, производившие продукцию в инновационной упаковке, могут заменить ее на обычную бутылку. Но даже этот, казалось бы, несложный переход невозможно сделать оперативно. У многих предприятий возникает пауза в работе, ведь новые линии нужно купить, установить, провести пусконаладочные работы. Хорошо, если этот разрыв в производстве будет небольшим. Если часть заводов какое-то время не сможет перерабатывать молоко, его заберут и переработают другие заводы отрасли. Но если ситуация затянется, проблема может стать очень острой. Ведь в нашем деле главное, чтобы мы продолжали перерабатывать молоко и чтобы у сельхозтоваропроизводителей не было проблем со сбытом сырья.

В этом плане Пискаревскому молочному заводу повезло: существующие у нас типы упаковки позволяют выпускать практически всю продукцию в прежнем режиме (кроме сливок и молока объемом 0,5 л). Но в целом перед отраслью возникли сложные вызовы, которые надо решать всем вместе: и переработчикам, и фермерским хозяйствам, и производителям оборудования, причем при активном содействии федеральных и местных властей. Иначе ничего не получится.

Актуально сегодня