Гаснущий «Рассвет». Крупный производитель говядины в Ленобласти банкротит сам себя

Единственное в Ленобласти предприятие по откорму мясного скота «Рассвет» подало в арбитраж иск о собственном банкротстве. Участники рынка полагают, что Ленобласть может лишиться крупного производителя в сфере мясного животноводства, поскольку собственник предприятия, Россельхозбанк, похоже, не заинтересован в его сохранении, а найти инвестора для «Рассвета» будет сложно. 

По данным картотеки арбитражных дел, судебное заседание, на котором будет обсуждаться введение внешнего наблюдения на АО «Рассвет», назначено на 7 апреля. «Новый проспект» направил запрос о дальнейшей судьбе предприятия собственнику компании, Россельхозбанку. В декабре прошлого года пресс-служба банка сообщала, что заинтересована в сохранении и развитии активов «Рассвета». Однако участники рынка и другие эксперты полагают, что, возможно, банку проще обанкротить предприятие. 

На практике должник подает заявление о своем банкротстве, когда стоит задача прекратить существующее юридическое лицо, но из-за долгов невозможно сделать это путем обычной добровольной ликвидации. При этом прекращение юридического лица может быть связано как с прекращением бизнеса, так и с переводом его на новую компанию», — говорит старший юрист, руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин. По его словам, вполне возможно, что собственник хочет распродать активы и таким образом выйти из этого бизнеса.

Некоторые участники рынка полагают, что Россельхозбанку, возможно, проще всего будет продать активы «Рассвета» в рамках процедуры банкротства. 

Лужская проблемная группа

АО «Рассвет», расположенное в Лужском районе, ранее входило в крупное агропромышленное объединение «Парнас-М». Более 10 лет назад «Рассвет» вместе с другими активами холдинга, в том числе Лужским комибкормовым заводом (ЛККЗ), отошел за долги Россельхозбанку. Сейчас «Рассвет» — единственное предприятие в Ленобласти, которое выращивает крупный рогатый скот (КРС) на убой. Дела у предприятия стабильно не слишком хороши: выручка два последних года (2019-й и 2020-й) составляет 531 млн рублей. Убыток в 2019 году был на уровне 44 млн рублей. В 2020 году он сократился до 41 млн рублей, по данным СПАРК. Кредиторская задолженность за прошлый год — 137 млн рублей. 

За последние несколько лет на рынке периодически появлялась информация о том, что Россельхозбанк намерен найти инвестора для «Рассвета». Причем обычно речь шла о продаже и хозяйства, и Лужского комбикормового завода (находится в процедуре наблюдения), которые ранее входили в одну производственную цепочку. 

В декабре прошлого года источники, знакомые с ситуацией, говорили «Новому проспекту», что Россельхозбанк вел переговоры о продаже «Рассвета» и ЛККЗ с ООО «Объединенная зерновая компания ЮГ» и воронежским трейдером сельхозпродукции CBS Commodities, который недавно приобрел Волосовский комбикормовый завод. 

Пресс-служба Россельхозбанка в конце декабря сообщала «Новому проспекту», что «кандидатуры инвесторов и возможные варианты их вхождения в проект в настоящее время находятся в проработке». Однако сделка так и не состоялась. «Активы проблемные, а кроме того, возможно, банк предложил слишком высокую цену», — говорит один из участников рынка. По оценкам экспертов, реальная цена за активы «Рассвета» не превышает 200 млн рублей. 

Поиском покупателя для активов Россельхозбанка в Лужском районе озабочены и региональные власти. «Мы находимся в контакте с Россельхозбанком, ищем инвестора, который готов взять предприятие. Мы внимательно следим за положением дел в хозяйстве, рассматриваем различные формы поддержки. Только в 2020 году со стороны правительства Ленобласти «Рассвет» получил около 100 млн рублей», — сказал зампредседателя правительства Ленобласти по агропромышленному комплексу Олег Малащенко.

Говядина сложнее птицы

Эксперты отмечают, что найти покупателя для «Рассвета» будет нелегко, поскольку мясное скотоводство — не самый прибыльный бизнес в России, а в Ленобласти, которая считается зоной рискованного земледелия, особенно. 

«В сфере мясного скотоводства достаточно много проблем, которые делают этот бизнес сложным», — комментирует руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, довольно часто аграрии при разведении крупного рогатого скота мясных пород сталкиваются с проблемой подбора грамотных специалистов для работы на фермах. Кроме того, себестоимость производства говядины довольно высока (по сравнению, например, со свининой или птицей), и цена на прилавке не повышает привлекательность этого вида мяса, особенно с учетом снижения доходов населения. 

«Вдобавок российская говядина не защищена от импорта: импортные пошлины на нее очень низкие, поэтому на рынке широко представлена продукция из Белоруссии, Южной Америки и Индии», — добавляет Сергей Юшин. 

Молодняк в Ленобласти

Что касается Северо-Запада и Ленобласти, то тут ситуация с разведением мясных пород коров сложнее, чем, например, в южных регионах, говорят эксперты. 

«У нас зона рискованного земледелия, короткий пастбищный период, и в целом мясное животноводческое направление в Ленобласти непривлекательно из-за высоких рисков роста себестоимости. Цены на зерновые культуры, которые нужны для кормов, зависят от биржевого курса, и сейчас производителям выгоднее продавать их на экспорт. Из-за этого стоимость кормов на внутреннем рынке высокая. Такая ситуация не располагает к развитию мясного направления без применения регуляторных механизмов», — комментирует Александр Маурер, основатель и соучредитель ГК «Лосево».

«Откормочное направление (для дальнейшего убоя, переработки и сбыта) выгоднее в регионе, где произрастают зерновые и кукуруза, необходимые для эффективного набора веса животными. Там эти корма можно заготавливать самостоятельно, а не покупать по рыночной цене. Но даже если хозяйство будет закупать эти ингредиенты, они ближе и дешевле в рамках одного региона, чем с доставкой в другую область. Поэтому выращивание молодняка для дальнейшей продажи более реалистично для Ленобласти, чем мы и занимаемся», — заключает Александр Маурер. 

О том, что откормочное направление не слишком перспективно в Ленобласти, говорят и другие аграрии. «Мы уже несколько лет назад отказались от выращивания крупного рогатого скота на откорм и сейчас занимаемся выращиванием молодняка для дальнейшей продажи сельхозпроизводителям», — говорит фермер Александр Москвин. 

Он считает, что потенциальному инвестору «Рассвета» есть смысл поменять профиль предприятия: либо заняться разведением молодняка, либо и вовсе заняться развитием молочного животноводства. 

Справка «Нового проспекта»:

По данным комитета по АПК Ленобласти, в прошлом году в регионе было произведено 378 тыс. т мяса, из них говядины всего 30 тыс. т. Основные производители — фермерские хозяйства. За последнее время в этом секторе в процедуру банкротства попало ООО «Урожайное». 

В России крупные производители говядины — холдинги «Мираторг» и «Заречное». В прошлом году в стране было произведено 1,65 млн т говядины, рост составил 1,5% (в основном за счет фермерских хозяйств). 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня