Гамбит Олерского. Его сухогрузами займутся бухгалтеры

23 Августа 2022

Виктор Олерский. Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Бизнес-группа бывшего замминистра транспорта Виктора Олерского и его партнеров передала доли судоходной компании с миллиардной выручкой юрлицу с нулевым балансом. За сделкой — крупнейший флот региона.

С 17 августа 40% долей петербургского ООО «Судоходная компания Идель» принадлежат «Первому агентству содействия», у которого отсутствует выручка, упрощенная система налогообложения и последняя бухгалтерская отчетность с нулевыми показателями. Об участии «Первого агентства» в морском бизнесе ничего не известно: оно специализируется на юриспруденции и бухучете. «Идель» входит в бизнес-группу бывшего замминистра транспорта РФ (2009-2018 гг.) Виктора Олерского.

У бизнес-группы Виктора Олерского в нашем регионе довольно разветвленный бизнес. По данным СПАРК, в равных долях с Ришатом Багаутдиновым и Ольгой Грищенко он владеет ООО «Водоход Трэвел Сервисез», предоставляющим услуги водных круизов по всей стране. Кроме того, ему и Ришату Багаутдинову принадлежат по 26,67% ООО «Озерная верфь» из Шлиссельбурга, которое специализируется на судостроении. А ещё у партнера бывшего замминистра 33,33% долей ООО «Пола Райз», которому, в свою очередь, до 17 августа целиком принадлежало ООО «Судоходная компания Идель». Ришату Багаутдинову и Ольге Грищенко принадлежит также петербургское ООО «Инок ТМ» (33,33% и 66,67% соответственно). Это крупные грузовые судоходные компании с флотом класса «река-море». Выручка от продаж «Полы Райз» за 2021 год составила 6,6 млрд рублей, «Идели» — более 1 млрд рублей, «Инок ТМ» — 0,2 млрд рублей.

«Пола Райз» продала 40% «Идели» в период исполнения крупного контракта на производство трех сухогрузов проекта RSD-59. Контракт подписан в конце 2020 года между «Иделью» как компанией, которая будет эксплуатировать суда, АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) как финансистом и АО «Окская судоверфь», которое, собственно, строит сухогрузы. Цена контракта в открытых источниках не разглашается, но стоимость одного сухогруза этой серии в аналогичном контракте между «Полой Райз», ГТЛК и Невским судостроительным судоремонтным заводом от декабря 2016 года составляла 0,9 млрд рублей.

Последняя новость о контракте датируется маем 2022 года: ИА «Портньюс» сообщило о выходе на ходовые испытания первого сухогруза из этой серии — «Геннадий Егоров». Он считается первым заложенным в России судном, отвечающим повышенным экологическим требованиям DE-Tier III по выбросам в атмосферу.

Строительство сухогрузов проекта RSD-59 Невским ССЗ для «Полы Райз» идет с задержками. Верфь передала пока три из пяти указанных в контракте судов, но с большим отставанием от графика, что привело к затяжным судебным спорам. Основной причиной задержек Невский ССЗ называл международные санкции, связанные с присоединением Крыма, и пандемийные ограничения. А сегодня из-за специальной военной операции на Украине санкции стали еще жестче.

Участники контракта на строительство трех сухогрузов для «Идели», исполнителем которого выступает «Окская судоверфь», не стали отвечать на вопросы автора статьи о соблюдении сроков его исполнения. Однако участники рынка полагают, что санкционные проблемы вполне могли стать причиной необходимости привлечения к исполнению контракта нового инвестора, тем более что Евросоюз ввёл этой весной санкции непосредственно против Государственной транспортной лизинговой компании.

Новый обладатель 40% долей «Идели» удивляет не только названием. «Первое агентство содействия» создано в 2012 году, при этом СПАРК вообще не указывает его выручку. В качестве фактора риска он упоминает нулевые показатели в последней бухгалтерской отчётности. Более того, компания специализируется на деятельности в области права и бухучета — редкий гость в морском бизнесе, если говорить о долевом участии в строительстве судов. Обычно такие компании нанимают для юридического или бухгалтерского сопровождения. Владельцы — Андрей Мозговой (он же гендиректор) и Николай Буланников, у обоих по 50%. Андрею Мозговому принадлежат также доли московской компании, которая производит обувь, и подмосковной фирмы, специализирующейся на управлении недвижимостью. В портфолио Николая Буланникова — столичная фирма с профилем «деятельность в области связи на базе проводных технологий», он там единственный владелец и гендиректор. Даже намека на опыт в морских грузоперевозках у бизнесменов нет.

Дозвониться до Андрея Мозгового не представилось возможным: контакты его самого и «Первого агентства содействия» в доступных источниках отсутствуют. Николай Буланников на предложение об интервью не отреагировал.

За период с 2017 года по сегодняшний день в открытых источниках содержатся сведения о шести контрактах на строительство в общей сложности 38 судов класса «река-море» для «Полы Райз» и «Идели». Во всех участвует ГТЛК, а суда строят «Красное Сормово», Окская судоверфь и Невский ССЗ. Фактически эта группа компаний обладает крупнейшим в регионе флотом такого класса. Его специализация — грузоперевозки на внутренних путях России, а также международные перевозки в бассейнах Каспийского, Балтийского, Черного, Средиземного, Белого и Северного морей, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой.

По мнению партнера юридической компании «Дювернуа Лигал» Александра Арбузова, появление неожиданной, на первый взгляд, компании в уставном капитале крупного бизнеса, в том числе компании со скромными финансовыми показателями, весьма распространено на практике.

«Создается общество, его еще называют SPV или SPE (от англ. special purpose vehicle и special purpose entity, то есть компания специального назначения), единственная цель которого — держание актива, в данном случае доли в бизнесе. Это позволяет эффективнее управлять отдельными, не связанными друг с другом проектами, разделять финансовые потоки, а также в некоторой степени снизить риски, не «подвешивая» все активы напрямую на одну материнскую компанию. Кроме того, в будущем это упрощает привлечение инвесторов или продажу бизнеса. К примеру, у вас есть предприятие по производству продуктов питания, а также другое — по созданию комплектующих для автопрома. Совершенно очевидно, что вы пожелаете разделить их», — говорит эксперт.

Председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин тоже полагает, что передача успешного бизнеса компании с нулевым балансом и выручкой — распространённая схема, которая может выть связана с поиском инвестора.

«Нарушения закона тут точно нет, никто не мешает людям зарегистрировать юрлицо, держать его без фактического использования и в какой-то момент оформить на него доли другого юрлица. Они могут также ничего не делать и получать от «Идели» дивиденды, а могут инвестировать в её развитие. Это тоже зависит только от их решения и договоренности с представителями «Полы Райз», которая выступает в «Идели» их партнером», — полагает Александр Рокин.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня