Гамбит Олерского. Его сухогрузами займутся бухгалтеры
Новый проспект
Статьи

Гамбит Олерского. Его сухогрузами займутся бухгалтеры

Прочитано: 1212

Виктор Олерский. Фото: Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Бизнес-группа бывшего замминистра транспорта Виктора Олерского и его партнеров передала доли судоходной компании с миллиардной выручкой юрлицу с нулевым балансом. За сделкой — крупнейший флот региона.

С 17 августа 40% долей петербургского ООО «Судоходная компания Идель» принадлежат «Первому агентству содействия», у которого отсутствует выручка, упрощенная система налогообложения и последняя бухгалтерская отчетность с нулевыми показателями. Об участии «Первого агентства» в морском бизнесе ничего не известно: оно специализируется на юриспруденции и бухучете. «Идель» входит в бизнес-группу бывшего замминистра транспорта РФ (2009-2018 гг.) Виктора Олерского.

У бизнес-группы Виктора Олерского в нашем регионе довольно разветвленный бизнес. По данным СПАРК, в равных долях с Ришатом Багаутдиновым и Ольгой Грищенко он владеет ООО «Водоход Трэвел Сервисез», предоставляющим услуги водных круизов по всей стране. Кроме того, ему и Ришату Багаутдинову принадлежат по 26,67% ООО «Озерная верфь» из Шлиссельбурга, которое специализируется на судостроении. А ещё у партнера бывшего замминистра 33,33% долей ООО «Пола Райз», которому, в свою очередь, до 17 августа целиком принадлежало ООО «Судоходная компания Идель». Ришату Багаутдинову и Ольге Грищенко принадлежит также петербургское ООО «Инок ТМ» (33,33% и 66,67% соответственно). Это крупные грузовые судоходные компании с флотом класса «река-море». Выручка от продаж «Полы Райз» за 2021 год составила 6,6 млрд рублей, «Идели» — более 1 млрд рублей, «Инок ТМ» — 0,2 млрд рублей.

«Пола Райз» продала 40% «Идели» в период исполнения крупного контракта на производство трех сухогрузов проекта RSD-59. Контракт подписан в конце 2020 года между «Иделью» как компанией, которая будет эксплуатировать суда, АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) как финансистом и АО «Окская судоверфь», которое, собственно, строит сухогрузы. Цена контракта в открытых источниках не разглашается, но стоимость одного сухогруза этой серии в аналогичном контракте между «Полой Райз», ГТЛК и Невским судостроительным судоремонтным заводом от декабря 2016 года составляла 0,9 млрд рублей.

Последняя новость о контракте датируется маем 2022 года: ИА «Портньюс» сообщило о выходе на ходовые испытания первого сухогруза из этой серии — «Геннадий Егоров». Он считается первым заложенным в России судном, отвечающим повышенным экологическим требованиям DE-Tier III по выбросам в атмосферу.

Строительство сухогрузов проекта RSD-59 Невским ССЗ для «Полы Райз» идет с задержками. Верфь передала пока три из пяти указанных в контракте судов, но с большим отставанием от графика, что привело к затяжным судебным спорам. Основной причиной задержек Невский ССЗ называл международные санкции, связанные с присоединением Крыма, и пандемийные ограничения. А сегодня из-за специальной военной операции на Украине санкции стали еще жестче.

Участники контракта на строительство трех сухогрузов для «Идели», исполнителем которого выступает «Окская судоверфь», не стали отвечать на вопросы автора статьи о соблюдении сроков его исполнения. Однако участники рынка полагают, что санкционные проблемы вполне могли стать причиной необходимости привлечения к исполнению контракта нового инвестора, тем более что Евросоюз ввёл этой весной санкции непосредственно против Государственной транспортной лизинговой компании.

Новый обладатель 40% долей «Идели» удивляет не только названием. «Первое агентство содействия» создано в 2012 году, при этом СПАРК вообще не указывает его выручку. В качестве фактора риска он упоминает нулевые показатели в последней бухгалтерской отчётности. Более того, компания специализируется на деятельности в области права и бухучета — редкий гость в морском бизнесе, если говорить о долевом участии в строительстве судов. Обычно такие компании нанимают для юридического или бухгалтерского сопровождения. Владельцы — Андрей Мозговой (он же гендиректор) и Николай Буланников, у обоих по 50%. Андрею Мозговому принадлежат также доли московской компании, которая производит обувь, и подмосковной фирмы, специализирующейся на управлении недвижимостью. В портфолио Николая Буланникова — столичная фирма с профилем «деятельность в области связи на базе проводных технологий», он там единственный владелец и гендиректор. Даже намека на опыт в морских грузоперевозках у бизнесменов нет.

Дозвониться до Андрея Мозгового не представилось возможным: контакты его самого и «Первого агентства содействия» в доступных источниках отсутствуют. Николай Буланников на предложение об интервью не отреагировал.

За период с 2017 года по сегодняшний день в открытых источниках содержатся сведения о шести контрактах на строительство в общей сложности 38 судов класса «река-море» для «Полы Райз» и «Идели». Во всех участвует ГТЛК, а суда строят «Красное Сормово», Окская судоверфь и Невский ССЗ. Фактически эта группа компаний обладает крупнейшим в регионе флотом такого класса. Его специализация — грузоперевозки на внутренних путях России, а также международные перевозки в бассейнах Каспийского, Балтийского, Черного, Средиземного, Белого и Северного морей, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой.

По мнению партнера юридической компании «Дювернуа Лигал» Александра Арбузова, появление неожиданной, на первый взгляд, компании в уставном капитале крупного бизнеса, в том числе компании со скромными финансовыми показателями, весьма распространено на практике.

«Создается общество, его еще называют SPV или SPE (от англ. special purpose vehicle и special purpose entity, то есть компания специального назначения), единственная цель которого — держание актива, в данном случае доли в бизнесе. Это позволяет эффективнее управлять отдельными, не связанными друг с другом проектами, разделять финансовые потоки, а также в некоторой степени снизить риски, не «подвешивая» все активы напрямую на одну материнскую компанию. Кроме того, в будущем это упрощает привлечение инвесторов или продажу бизнеса. К примеру, у вас есть предприятие по производству продуктов питания, а также другое — по созданию комплектующих для автопрома. Совершенно очевидно, что вы пожелаете разделить их», — говорит эксперт.

Председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин тоже полагает, что передача успешного бизнеса компании с нулевым балансом и выручкой — распространённая схема, которая может выть связана с поиском инвестора.

«Нарушения закона тут точно нет, никто не мешает людям зарегистрировать юрлицо, держать его без фактического использования и в какой-то момент оформить на него доли другого юрлица. Они могут также ничего не делать и получать от «Идели» дивиденды, а могут инвестировать в её развитие. Это тоже зависит только от их решения и договоренности с представителями «Полы Райз», которая выступает в «Идели» их партнером», — полагает Александр Рокин.

сделка судостроение
Другие статьи автора Читайте также по теме
Судостроительный завод «Ростр» из Новой Ладоги и строительное ООО «Энергосервис» не могут договориться об уплате верфью долга за выполненные работы. Угроза банкротства нависла над компанией в тот момент, когда у малых судостроителей есть все шансы для развития.
В прошлом году в карельском лесопромышленном комплексе состоялась заметная для отрасли сделка. Инвестиционная группа «Базальт» приобрела ООО «Сортавальский лесозавод» и АО «Запкареллес». Что эта сделка означает для ИГ «Базальт», что за активы приобрела компания, рассказал генеральный директор ООО «Сортавальский лесозавод» Роман Алёшин.
Завод по выпуску лакокрасочных материалов из Ленобласти «Литум» пытается признать банкротом петербургского производителя судов на воздушной подушке ЦКБ «Нептун». Сумма долга ответчика не превышает 1 млн рублей, но для сторон дело, судя по всему, стало принципиальным.

Шествие "Бессмертного полка" в этом году снова отменяют
23.04.2024
Setl Group строит поликлинику и врачебные кабинеты в новых ЖК Петербурга
23.04.2024
ОСК снова меняет гендиректора "Балтийского завода"
23.04.2024
ГК "Запстрой" создала бренд LAR Development для строительства недвижимости бизнес-класса
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Песков: Путин констатировал готовность РФ к мирному решению конфликта на Украине
22.04.2024
Фасады домов в Петербурге украсят световыми проекциями в честь юбилея писателя Владимира Набокова
22.04.2024
Путин подписал закон о снижении ставок акцизов на российские игристые вина
22.04.2024
Жителям Петербурга запретят рассказывать о беспилотниках и делать съемку на месте их применения
22.04.2024
Семейную ипотеку в России продлят до 2030 года
22.04.2024
Компания "Нитриленд" создает в Калининградской области производство медицинских перчаток
22.04.2024
Кингисеппский машиностроительный завод подал банкротный иск к поставщику краски
22.04.2024
Компания «Каравай» зарегистрировала новый бренд для линейки ржаного хлеба
22.04.2024
Дебютное выездное заседание ЗАКСа Петербурга может состояться в концертном зале «Октябрьский»
22.04.2024
В двух районах Петербурга назначены новые руководители
22.04.2024
Главной темой ПМЭФ-2024 станет создание новых центров роста в мире
22.04.2024
На «Госуслугах» появятся электронные студенческие билеты и зачетные книжки
22.04.2024
Немецкий производитель стройматериалов Knauf передаст бизнес в РФ местной команде
22.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки