Ford сошёл с дистанции. На какие марки пересядут автодилеры
Заявление автоконцерна об уходе из России не стало неожиданностью для петербургских автодилеров. Продажи марки последние годы падали на фоне девальвации рубля и снижения доходов населения: так, с 2013 по 2018 год они провалились в полтора раза в Петербурге (с 14,2 тыс. до 9,5 тыс. машин в год) и вдвое в целом по России — со 106,7 тыс. до 53,2 тыс. машин. Вслед за этим сокращались мощности предприятий, которые производят марку в России — во Всеволожске и в Набережных Челнах. В дальнейшем эти заводы планируется продать. В России останется только производство коммерческого транспорта Ford Transit.
После кризиса закрыл свой салон Ford на Пулковском шоссе только «Евросиб», но и не появилось ни одного нового автоцентра марки, хотя другие массовые бренды эконом-сегмента развивались довольно активно. Сегодня Ford продаёт в трёх автоцентрах холдинг «Аларм Моторс», в двух — ГК «Рольф», по одному пункту продаж — у автохолдинга «Максимум» и ГК «Автополе».
Гендиректор автохолдинга «Аларм Моторс» Роман Слуцкий отмечает, что в прошлом году компания продала около 7 тыс. легковых автомобилей Ford (её доля в этом сегменте составила более 40%), а также 2,5 тыс. коммерческих машин — это 20% российского рынка. В начале года компания озаботилась поиском альтернативы для Ford и стала дилером Suzuki и Peugeot, разместив обе марки в комплексе на Коломяжском пр.. Правда, объёмы продаж этих брендов едва ли позволят компенсировать потери.
Роман Слуцкий отмечает, что в последние годы автоконцерн сосредоточился на сегменте LCV (международное обозначение лёгких развозных коммерческих автомобилей — «НП»), где является лидером. По его словам, монобрендовых центров Ford в России почти не осталось — как правило, дилеры размещают рядом другие бренды. «Дилерам в наследство остаётся огромный автопарк Ford, а также возможности нарастить вместе с концерном продажи коммерческого транспорта. Кроме этого, разумеется, всегда остаётся возможность подобрать новый бренд в портфель», — говорит он.
В ГК «Рольф» от комментариев отказались. Компания торгует американскими автомобилями на Октябрьской наб. и Витебском пр. Первый центр — это временное решение, он может быть безболезненно для компании закрыт. Во втором, по всей видимости, будут размещаться новые бренды, или его переориентируют под сервис.
Гендиректор автохолдинга «Максимум» Вадим Арустамян говорит, что вместо Ford планирует найти нового партнёра. «Мы не ожидаем, что в этом году будут изменения по прибыльности в связи с уходом марки. Есть направления в бизнесе, которые испытывают недостаток инфраструктуры, например, малярно-кузовной цех, продажи машин с пробегом», — поясняет он.
«Хорошей новостью это не назвать, пока мы оцениваем последствия и формируем свою позицию», — говорит управляющий директор ГК «Автополе» Сергей Вайнер.
Интересно, что после ухода из России GM многие дилеры марки заменили этот бренд на Lada — тогда АвтоВАЗ как раз выпустил на рынок модель Vesta. Учитывая, что сейчас в городе проходят тендеры на дилерство Nissan, KIA, Renault, Hyundai, теперь уже почти бывшим дилерам Ford есть за что побороться.
Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб», отмечает, впрочем, что уход Ford нельзя сравнить с историей с GM. «Тогда дилеры были менее подготовлены к такому сценарию, и у них практически не был диверсифицирован портфель брендов. Сейчас всё по-другому: в Петербурге у всех дилеров Ford есть другие бренды. «Рольф», «Автополе» и «Максимум» обладают целым рядом сильных марок. «Аларм-Моторс» два года назад увеличил количество дилерских центров KIA, а в этом году расширил портфель за счёт других марок. Скорее всего, будут продажи отдельных дилерских центров, где ранее располагался Ford», — говорит он.
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ
Инфографика: Константин Мшагский
Ранее на эту тему:
Роман Слуцкий сделал ставку на Peugeot и Suzuki
Выходцы из Альфа-Банка приобрели Renault и поехали в «Лауру»