Ford с корейским акцентом. Американский концерн продал предприятие в Ленобласти
Южнокорейский производитель автокомпонентов Sungwoo Hitech Rus купил завод компании Ford во Всеволожске и планирует увеличить объемы производства для заводов Hyundai и Kia в Петербурге. Эксперты называют планы Sungwoo по расширению логичными, поскольку спрос на корейские автомобили не снижается.
Новый проект на площадке бывшего завода Ford сегодня на инвестиционном совете Ленобласти презентовал генеральный директор ООО «Сангву Хайтек Рус» Пак Хон Квон.
По его словам, компания намерена вложить в производство автокомплектующих, которое заработает в 2023 году, 6,8 млрд рублей. Мощности составят 265 тыс. единиц продукции в год. Объем продаж может составить 10,6 млрд рублей.
Логичная сделка
«Сангву Хайтек Рус» — производитель автокомплектующих для завода Hyundai в Петербурге. Компания производит детали для автомобильных бамперов и боковых дверей на своем заводе в Левашово. В прошлом году оборот ООО «Сангву Хайтек Рус» составил 2,1 млрд рублей, убыток — 185 млн рублей (данные СПАРК).
Ford законсервировал свой завод на площади 27 га в промзоне «Кирпичный завод» во Всеволожском районе 2 года назад. Тогда представители компании заявляли, что закрыли завод в рамках реструктуризации деятельности в России.
Ford развивался в России совместно с компанией Sollers, и в 2019 году партнеры приняли решение прекратить выпуск автомобилей во Всеволожске и Набережных Челнах. Также было закрыто предприятие по выпуску двигателей в Татарстане. При этом сохранилось производство грузовых фургонов в Елабуге.
Как говорят участники рынка, покупкой завода во Всеволожске интересовались компании Hyundai и Volkswagen. Фактически приход инвестора из Южной Кореи на бывший завод Ford можно назвать логичным, поскольку южнокорейские инвесторы не скрывают своего интереса к расширению бизнеса в России.
Две большие разницы
По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, стоимость завода во Всеволожске могла составить те самые 6,8 млрд рублей, о которых говорили представители «Сангву Хайтек Рус». При этом срок окупаемости инвестиций может составить около 6 лет. «Это неплохой показатель для машиностроительного предприятия», — добавил эксперт. По его словам, сейчас наблюдается дефицит автокомпонентов не только в России, но и в других странах. Поэтому расширение их производства актуально.
По словам эксперта по рынку автомобилей Дениса Гаврилова, вариантов для развития новой площадки в Ленобласти у «Сангву» несколько.
«Компания может поставлять автокомплектующие для нового завода Hyundai, который купила у компании General Motors в Петербурге. Кроме того, с учетом большой площади бывшего завода Ford во Всеволожске, «Сангву» может сдавать в аренду часть производственных помещений для других производителей автокомплектующих», — предполагает Денис Гаврилов.
По его словам, спрос на автокомпоненты для корейских автомобилей в России сохранится, поскольку корейские бренды (в первую очередь Hyundai и Kia) по-прежнему входят в топ-5 самых продаваемых в России.
«Для региона, бесспорно, будет положительный эффект от этой сделки. Это и инвестиции, и новые рабочие места, и обеспеченность рынка качественными комплектующими (не придется долго ждать их поставок из-за границы, и цены будут ниже)», — говорит аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец.
Время пришло!
Эксперты отмечают, что ситуация на рынке для расширения производства сейчас оптимальная. В 2021 году был зафиксирован резкий рост производства автомобилей разных классов (автобусы, легковые и грузовые автомобили). «На мой взгляд, показатели носят несколько иллюзорный характер, так как связаны с эффектом низкой базы. Но очевидно, что рынок не стал уходить глубже вниз из-за пандемии, напротив, начал наращивать обороты, то есть удержался на плаву. Растет количество автотранспорта, есть серьезная потребность в обновлении запчастей у грузовиков, развивается сеть маршрутов автобусов. Все эти направления необходимо поддерживать, в том числе снабжая запчастями», — говорит Антон Скловец.
«Данная инвестиция со стороны корейской компании выглядит вполне логичной. Как известно, всего несколько месяцев назад «Хенде Мотор Мануфактуринг Рус» («ХММР») приобрела бывшую производственную площадку GM в Шушарах, тем самым обозначив вектор на существенное увеличение объёмов производства автомобилей на Северо-Западе. Производство автомобилей в России целесообразно только при высоком уровне локализации, которое, в частности, планирует обеспечить новый собственник бывшего завода Ford во Всеволожске», — говорит генеральный директор «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
По его прогнозу, в перспективе ближайших 3-7 лет российский авторынок, вероятно, вырастет до 2 млн новых автомобилей в год. «Это значит, что даже для поддержания своей доли на рынке ведущим корейским брендам нужно нарастить совокупные ежегодные объемы производства до 450-500 тыс. автомобилей в год», — говорит Роман Слуцкий.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России в январе-ноябре было продано 1,439 млн автомобилей, что на 6,9% превышает аналогичный показатель 2020 года. Однако в ноябре текущего года продажи сократились на 20,4% по сравнению с ноябрем прошлого года и составили 125,466 тыс. авто.
Лидером продаж по-прежнему остается AutoVAZ: несмотря на падение продаж Lada в ноябре на 31%, до 26,37 тыс. машин, по итогам 11 месяцев эта марка занимает первое место в рейтинге АЕБ с результатом 320,8 тыс. реализованных авто, что на 6% выше аналогичного показателя 2020 года.
Объем продаж Kia в ноябре также упал на 31%, до 14,5 тыс. автомобилей, однако по итогам 11 месяцев объем продаж вырос на 5%, до 190,27 тыс. машин. Объем продаж Hyundai в ноябре сократился на 17%, до 14,39 тыс. авто, а по итогам января-сентября вырос на 9%, до 159,74 тыс. машин.