ФНС решила отделить Трабера от России
Проходная Балтийского судомеханического завода, на территории которого находится офис ООО «Росэст». Фото: 2gis.ru
Принадлежащая миллиардеру Илье Траберу компания должна поменять название, чтобы не создавать иллюзий, будто в ней участвует государство. Соответствующий иск принял к производству арбитражный суд.
Иск Межрайонной инспекции №15 ФНС России (МИФНС-15) Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к производству в конце февраля. Претензии адресованы ООО «Росэст», зарегистрированному в Петербурге в 2007 году и специализирующемуся на управлении недвижимостью. У компании небольшая выручка — 48 млн рублей за прошлый год, но внушительный актив. «Росэсту» принадлежат 24,61% акций АО «Балтийский судомеханический завод». СПАРК публикует эти данные со ссылкой на отчетность компании за 2022 год. С 2018 года «Росэст» — стопроцентная собственность Ильи Трабера.
АО «Балтийский судомеханический завод» (БСМЗ) зарегистрировано в 1994 году. Это небольшая стивидорная компания, специализирующаяся на перевалке грузов в Большом порту Санкт-Петербурга. В 2022 году БСМЗ перевалил 85 тыс. т грузов — чуть более 0,2% всего оборота порта за прошлый год. Выручка за позапрошлый год составила, по данным СПАРК, 96,5 млн рублей. К концу 2022 года акции компании были распределены между ООО «Росэст» (24,61%), ООО «ПФИ» (23,7%), ООО «ПФИ-2» (23,7%) и бизнесменом Игорем Полтораком (23,68%). Владельцы «ПФИ» и «ПФИ-2», Александр Уланов и Марина Даниленко соответственно, как и Игорь Полторак, связаны с Ильей Трабером через разные компании.
Претензии к «Росэсту» связаны с наличием сочетания букв «РОС» в названии. Это наталкивает потенциальных клиентов компании на мысль об участии в ней государства, что не соответствует действительности. Такие сочетания букв в названиях юридических лиц могут появляться лишь с разрешения Министерства юстиции, об этом сказано в Постановлении правительства РФ от 03.02.2010 №52. Оно регламентирует включение в фирменное наименование юрлиц словосочетания «Российская Федерация», слова «Россия», а также их производных.
«Иск направлен в целях побуждения общества к приведению наименования в соответствии с действующим законодательством Сокращение «РОС» представляет собой устойчивое общеизвестное буквенное сочетание, сокращенное от слов «Российский», «Россия», и вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах», — сообщил автору текста заместитель руководителя Управления ФНС России по Санкт-Петербургу Владимир Полежаев.
Иными словами, «Росэсту» придется доказать право на «РОС» в названии или назвать себя как-нибудь по-другому.
Трудно сказать, насколько потеря такой приставки в названии скажется на деятельности компании — эта деятельность не совсем понятна. Формально «Росэст» специализируется на управлении недвижимостью, но, по данным СПАРК, это микропредприятие, в котором к концу 2021 года был трудоустроен всего один человек — надо полагать, генеральный директор Марина Мойсюк, которая от комментариев отказалась. Уставный капитал «Росэста» составляет 400 тыс. рублей, компания имеет собственную недвижимость. СПАРК не указывает адрес, кроме офисного на Дороге на Турухтанные острова. Такой адрес у многих компаний, имеющих интересы в петербургском порту. Так что об имуществе «Росэста» можно судить только по опубликованной стоимости чистых активов за 2022 год — 91,6 млн рублей.
Это мелочь в сравнении с принадлежащими «Росэсту» акциями Балтийского судомеханического завода и статусом владельца — миллиардера Ильи Трабера.
Неоднократно сталкивавшаяся в юридической практике с претензиями ФНС к частным компаниям в связи с наличием «российских» корней в названиях заместитель генерального директора по правовым вопросам производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Марина Ведмук полагает, что инициатива ФНС связана с текущей внешнеполитической ситуацией.
«В современных реалиях понятно и разумно желание государства исключить возможность манипулирования наименованиями с производными от слова «Россия». Только так я могу объяснить причину, по которой ФНС обратилась в суд спустя 7 лет после создания «Росэста». Вообще, в российском гражданском праве существует несколько законов и подзаконных актов, схожих по содержанию с постановлением правительства №52, на которую ссылается истец. Но фактически их соблюдение не контролируется до тех пор, пока не возникает конкретная потребность, например пожалуется кто-то из конкурентов. Учитывая статус владельца компании, полагаю, что речь идет о государственном интересе, связанном со сложной внешнеполитической обстановкой», — говорит юрист.
Партнер адвокатского бюро NSP адвокат Сергей Гландин полагает, что у «Росэста» мало шансов отстоять нынешнее название в суде. «Если компания хочет его сохранить, ей придется доказать, что она представлена в более чем половине субъектов РФ (имеет представительства или филиалы по всей стране), либо является крупнейшим налогоплательщиком, либо включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, или занимает доминирующее положение на рынке. Каждая из этих позиций дает право на производные от слова «Россия» в названии», — говорит юрист.
Насколько сложно получить разрешение на производное от слова «Россия» в названии, рассказали в АО «Российский аукционный дом». В компании нет долей государства, поэтому право на название она получила в 2009 году отдельным постановлением правительства РФ, в котором так и было написано: «Дать согласие открытому акционерному обществу «Российский аукционный дом» на использование в его названии слова «Российский» при государственной регистрации этого открытого акционерного общества». На сайте компании видно, что она представлена в 14 регионах страны.