Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности
Статьи

Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности

Прочитано: 212
Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности
Фитнес-индустрия оказалась одной из самых пострадавших в пандемию. Обороты отрасли во время локдауна упали на 98%, на восстановление потребуется не менее 2 лет. Но игроки рынка не унывают, они придумывают новые программы, привлекают новых клиентов и очень ждут возвращения старой публики.

Не все игроки рынка переживут пандемию

Объемы продаж в фитнес-отрасли во время жесткого карантина в прошлом году упали почти до нуля. За лето индустрия немного пришла в себя, и сезон к сезону ее оборот оказался лишь на 40% ниже, чем годом ранее. А в январе 2021 года отставание от января-2020 оказалось на уровне всего 15–20%. Такие цифры озвучили эксперты на региональном форуме Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ, объединяет около 1,4 тыс. игроков рынка в России) Connecting Fitness в Петербурге.

По данным АОФИ, в Петербурге в 2020 году безвозвратно закрылись около 7% фитнес-клубов: год назад их насчитывалось 720, сейчас — 682. «Закрылись отдельные точки сетевых клубов, которые оптимизировали бизнес, и пара-тройка небольших клубов-студий», — объясняет Наталья Борулько, глава представительства АОФИ в Петербурге и Ленобласти.

Помимо падения оборота игроки фитнес-индустрии озабочены долгами по аренде, которые накопились с прошлого года, а также набранными кредитами и личными долгами инвесторам: нагрузка по всем выплатам ложится на I квартал этого года. «Не все с ней справятся. И мы пока не знаем, какое еще количество игроков уйдет с рынка», — говорит Ольга Киселёва, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, основатель и руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России. По прогнозам экспертов, отрасль будет восстанавливаться после пандемийного удара не менее 1,5–2 лет.

«У нас очень разные клубы по формату, цене, местоположению. В целом результаты компании в январе 2021 года оказались на 20% ниже результатов января-2020 (результат декабря был ниже на 28%). Понятно, что все живут за счет скидок и отсрочек платежей. Видимо этот год нам придется жить так же, только еще придется отдавать долги», — подтверждает Алексей Ковалёв, президент холдинга Alex fitness (до пандемии сеть насчитывала 84 клуба по России, сейчас их 80). 

Задача государства — помогать и не мешать

Одной из основных задач отрасли является расширение рынка потенциальных клиентов. В качестве решения АОФИ предлагает такие инициативы, как налоговый вычет за фитнес для граждан (эта инициатива уже проходит слушания в Госдуме) и для предприятий; использование кешбэка при покупке спортивно-оздоровительных услуг подобно кешбэку в туристической отрасли; снижение цен на клубные карты путем введения дешевого невозвратного членства в фитнес-клубах при наличии альтернативы — более дорогого, но возвратного (как это работает, например, у авиаперевозчиков). Кроме того, фитнес-услуги предлагают включить в пакеты ДМС, а сами фитнес-центры использовать в качестве площадок для постковидной реабилитации в коллаборации с медцентрами. 

Это, по мнению участников рынка, поможет в том числе поменять отношение к фитнесу как к элитному спорту, показав, что он может и должен быть массовым.

Но подобные задачи невозможно решить без взаимодействия с государственными органами, которые сегодня настроены договариваться с бизнесом.

«Барьер между нами существует, и наша совместная цель — его разбить», — сказал на форуме Андрей Хорт, заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Смольного. Он объяснил, что перед комитетом стоит задача, чтобы к 2024 году количество регулярно занимающихся спортом граждан в городе составляло 55% от его населения, а к 2030-му — 70%. «Этих показателей невозможно достичь без содействия бизнеса», — говорит он.

Фитнес-индустрия готова предоставить все возможности для массового спорта, поскольку она дает людям возможность выбирать занятия, удобные по локации, по цене и по силам. «Государство никогда не сможет сделать лучше, чем бизнес: вы всегда сделаете круче, динамичнее, современнее. Главные задачи государства — это, во-первых, не мешать, во-вторых — поддерживать», — заключил Андрей Хорт.

Тренер из онлайна

Локдаун и уход клиентов из клубов повлекли за собой появление фитнес-тренера в онлайне. Для фитнес-индустрии такие спортивные консультанты являются конкурентами, а для населения — темными лошадками, ведь далеко не все из этих тренеров на деле оказываются сертифицированными специалистами.

«Часть из этих людей — наши сотрудники, нашедшие себя в этой нише. Но часть, и немалая, не имеют профильного образования. Они тренируют наших потенциальных клиентов и ни за что не отвечают!» — привлекает внимание к проблеме Ольга Киселёва. 

Уход ряда сотрудников в онлайн повлек за собой кадровую проблему на традиционных спортивных площадках: в клубах сегодня не хватает квалифицированного персонала. Для решения этой проблемы АОФИ заключила с Университетом им. Лесгафта соглашение, согласно которому в вузе специально готовят специалистов для фитнес-индустрии. По этой программе уже обучаются около 500 человек.

Новые предложения и новые клиенты

По наблюдениям Натальи Борулько, в Ленобласти и на городских окраинах фитнес-клубы чувствуют себя гораздо лучше, чем в центральных районах. Связано это, конечно, с трендом удаленной работы: люди начали ходить в спортивные клубы рядом с домом. С этим связан и тот факт, что летом и осенью, когда фитнес-клубы начали работать и ждали возвращения клиентуры, этого не случилось: заниматься спортом пошли совершенно новые люди.

«Всю осень мы работали на новых клиентах и до сих пор ждем огромное количество старых клиентов, не продливших свои абонементы: они боятся и ждут», — рассказывает Алексей Ковалёв.

Руководители фитнес-центров, сумевшие быстро сориентироваться, «поймали» этого нового клиента, который, как утверждают специалисты рынка, сильно помолодел. Кроме того, руководители фитнес-клубов отмечают, что к ним пошли представители сферы IT, которые до этого никогда фитнесом не занимались.

«Все ждали вторую волну, а мы начали делать рекламные кампании со слоганами «Надежность. Реабилитация. Оздоровление. Антистресс» — и именно это привлекло к нам много новых клиентов», — говорит Татьяна Кашеварова, генеральный директор сети фитнес-клубов Parus. Людей сейчас интересует именно оздоровление, и это, по ее словам, не столько тренажерный зал, сколько функциональный тренинг, суставная гимнастика и пилатес.

Сейчас, по данным экспертов рынка, уровень посещаемости фитнес-клубов составляет 80–85% от допандемийного периода (до локдауна фитнес-клубы в России посещало около 7 млн человек).

«Конечно, 2020 год был сложный, но просто нам никогда ведь и не было! Наша индустрия вообще сложная: фитнес — бизнес низкомаржинальный, требующий больших инвестиций. Каждая карта всегда продается с трудом. Но клиенты приходят, поэтому мы оптимистично смотрим вперед!» — подвела итог Вита Копосова, управляющая загородным клубом «Золотой ручей» в городе Сестрорецке.

Фитнес-центры спорт
Другие статьи автора Читайте также по теме
За пандемию спрос на шоколад и какао-продукты в России снизился, однако объёмы производства растут, в том числе за счет экспорта. По итогам 2021 года Россия впервые в истории может войти в топ-10 ведущих мировых экспортёров шоколада, обогнав Швейцарию. А на российских маркетплейсах бьют рекорды продажи в категории «фигурный шоколад».
С 1 декабря в зону платной парковки попадает 71 улица Центрального района вдобавок к тем, где платная парковка была введена раньше. В 2022 году планируется расширять платное парковочное пространство.
01.12.2021
Беспилотные автомобили — следующий этап развития мировой логистики. Сейчас рынок находится в стадии прототипирования, хотя и рабочие проекты уже существуют. Россия не отстает от общемирового тренда. С обзором отечественных разработок — Наталия Гребнева.

Александр Бастрыкин требует приравнять блогеров к СМИ, чтобы привлекать их к ответственности
13.01.2022
Служба "Хеликс" приобрела за 400 млн рублей лабораторию по онкодиагностике "Лаборатуар Де Жени"
13.01.2022
Впервые за три года российский авторынок по итогам года показал рост
13.01.2022
Проект новых санкций — "запредельная мера" и "разрыв отношений", считает Дмитрий Песков
13.01.2022
Полис ОСАГО может подорожать в полтора раза после принятия нового закона
13.01.2022
Сбербанк пока не собирается снова повышать ставки по ипотеке
13.01.2022
В Кронштадте построят новую набережную в рамках проекта "Остров фортов"
13.01.2022
В России отмечена вспышка заболеваемости коронавирусом
13.01.2022
Setl Group ввел в эксплуатацию первую очередь проекта бизнес-класса Svetlana Park
13.01.2022
Количество работающей молодежи в России сократилось почти на полмиллиона за год
13.01.2022
Миротворческие войска ОДКБ покидают Казахстан
13.01.2022
Федеральное медико-биологическое агентство: "Доля заболевших новым штаммом коронавируса "омикрон" в столице достигла 76%"
12.01.2022
В Болгарии протестующие против вакцинации попытались взять штурмом здание парламента
12.01.2022
30% москвичей, зараженных коронавирусом, подхватили "омикрон"
12.01.2022
В «Балтийской жемчужине» открылся поликлинический комплекс, построенный за счет девелопера
12.01.2022
Каждый второй житель Петербурга и Ленобласти нуждается в подработке
12.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки