Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности

Физкульт-привет. Как фитнес-индустрия восстанавливается в новой реальности
Фитнес-индустрия оказалась одной из самых пострадавших в пандемию. Обороты отрасли во время локдауна упали на 98%, на восстановление потребуется не менее 2 лет. Но игроки рынка не унывают, они придумывают новые программы, привлекают новых клиентов и очень ждут возвращения старой публики.

Не все игроки рынка переживут пандемию

Объемы продаж в фитнес-отрасли во время жесткого карантина в прошлом году упали почти до нуля. За лето индустрия немного пришла в себя, и сезон к сезону ее оборот оказался лишь на 40% ниже, чем годом ранее. А в январе 2021 года отставание от января-2020 оказалось на уровне всего 15–20%. Такие цифры озвучили эксперты на региональном форуме Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ, объединяет около 1,4 тыс. игроков рынка в России) Connecting Fitness в Петербурге.

По данным АОФИ, в Петербурге в 2020 году безвозвратно закрылись около 7% фитнес-клубов: год назад их насчитывалось 720, сейчас — 682. «Закрылись отдельные точки сетевых клубов, которые оптимизировали бизнес, и пара-тройка небольших клубов-студий», — объясняет Наталья Борулько, глава представительства АОФИ в Петербурге и Ленобласти.

Помимо падения оборота игроки фитнес-индустрии озабочены долгами по аренде, которые накопились с прошлого года, а также набранными кредитами и личными долгами инвесторам: нагрузка по всем выплатам ложится на I квартал этого года. «Не все с ней справятся. И мы пока не знаем, какое еще количество игроков уйдет с рынка», — говорит Ольга Киселёва, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, основатель и руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России. По прогнозам экспертов, отрасль будет восстанавливаться после пандемийного удара не менее 1,5–2 лет.

«У нас очень разные клубы по формату, цене, местоположению. В целом результаты компании в январе 2021 года оказались на 20% ниже результатов января-2020 (результат декабря был ниже на 28%). Понятно, что все живут за счет скидок и отсрочек платежей. Видимо этот год нам придется жить так же, только еще придется отдавать долги», — подтверждает Алексей Ковалёв, президент холдинга Alex fitness (до пандемии сеть насчитывала 84 клуба по России, сейчас их 80). 

Задача государства — помогать и не мешать

Одной из основных задач отрасли является расширение рынка потенциальных клиентов. В качестве решения АОФИ предлагает такие инициативы, как налоговый вычет за фитнес для граждан (эта инициатива уже проходит слушания в Госдуме) и для предприятий; использование кешбэка при покупке спортивно-оздоровительных услуг подобно кешбэку в туристической отрасли; снижение цен на клубные карты путем введения дешевого невозвратного членства в фитнес-клубах при наличии альтернативы — более дорогого, но возвратного (как это работает, например, у авиаперевозчиков). Кроме того, фитнес-услуги предлагают включить в пакеты ДМС, а сами фитнес-центры использовать в качестве площадок для постковидной реабилитации в коллаборации с медцентрами. 

Это, по мнению участников рынка, поможет в том числе поменять отношение к фитнесу как к элитному спорту, показав, что он может и должен быть массовым.

Но подобные задачи невозможно решить без взаимодействия с государственными органами, которые сегодня настроены договариваться с бизнесом.

«Барьер между нами существует, и наша совместная цель — его разбить», — сказал на форуме Андрей Хорт, заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Смольного. Он объяснил, что перед комитетом стоит задача, чтобы к 2024 году количество регулярно занимающихся спортом граждан в городе составляло 55% от его населения, а к 2030-му — 70%. «Этих показателей невозможно достичь без содействия бизнеса», — говорит он.

Фитнес-индустрия готова предоставить все возможности для массового спорта, поскольку она дает людям возможность выбирать занятия, удобные по локации, по цене и по силам. «Государство никогда не сможет сделать лучше, чем бизнес: вы всегда сделаете круче, динамичнее, современнее. Главные задачи государства — это, во-первых, не мешать, во-вторых — поддерживать», — заключил Андрей Хорт.

Тренер из онлайна

Локдаун и уход клиентов из клубов повлекли за собой появление фитнес-тренера в онлайне. Для фитнес-индустрии такие спортивные консультанты являются конкурентами, а для населения — темными лошадками, ведь далеко не все из этих тренеров на деле оказываются сертифицированными специалистами.

«Часть из этих людей — наши сотрудники, нашедшие себя в этой нише. Но часть, и немалая, не имеют профильного образования. Они тренируют наших потенциальных клиентов и ни за что не отвечают!» — привлекает внимание к проблеме Ольга Киселёва. 

Уход ряда сотрудников в онлайн повлек за собой кадровую проблему на традиционных спортивных площадках: в клубах сегодня не хватает квалифицированного персонала. Для решения этой проблемы АОФИ заключила с Университетом им. Лесгафта соглашение, согласно которому в вузе специально готовят специалистов для фитнес-индустрии. По этой программе уже обучаются около 500 человек.

Новые предложения и новые клиенты

По наблюдениям Натальи Борулько, в Ленобласти и на городских окраинах фитнес-клубы чувствуют себя гораздо лучше, чем в центральных районах. Связано это, конечно, с трендом удаленной работы: люди начали ходить в спортивные клубы рядом с домом. С этим связан и тот факт, что летом и осенью, когда фитнес-клубы начали работать и ждали возвращения клиентуры, этого не случилось: заниматься спортом пошли совершенно новые люди.

«Всю осень мы работали на новых клиентах и до сих пор ждем огромное количество старых клиентов, не продливших свои абонементы: они боятся и ждут», — рассказывает Алексей Ковалёв.

Руководители фитнес-центров, сумевшие быстро сориентироваться, «поймали» этого нового клиента, который, как утверждают специалисты рынка, сильно помолодел. Кроме того, руководители фитнес-клубов отмечают, что к ним пошли представители сферы IT, которые до этого никогда фитнесом не занимались.

«Все ждали вторую волну, а мы начали делать рекламные кампании со слоганами «Надежность. Реабилитация. Оздоровление. Антистресс» — и именно это привлекло к нам много новых клиентов», — говорит Татьяна Кашеварова, генеральный директор сети фитнес-клубов Parus. Людей сейчас интересует именно оздоровление, и это, по ее словам, не столько тренажерный зал, сколько функциональный тренинг, суставная гимнастика и пилатес.

Сейчас, по данным экспертов рынка, уровень посещаемости фитнес-клубов составляет 80–85% от допандемийного периода (до локдауна фитнес-клубы в России посещало около 7 млн человек).

«Конечно, 2020 год был сложный, но просто нам никогда ведь и не было! Наша индустрия вообще сложная: фитнес — бизнес низкомаржинальный, требующий больших инвестиций. Каждая карта всегда продается с трудом. Но клиенты приходят, поэтому мы оптимистично смотрим вперед!» — подвела итог Вита Копосова, управляющая загородным клубом «Золотой ручей» в городе Сестрорецке.


К списку новостей