Фитнес-индустрия оказалась одной из самых пострадавших в пандемию. Обороты отрасли во время локдауна упали на 98%, на восстановление потребуется не менее 2 лет. Но игроки рынка не унывают, они придумывают новые программы, привлекают новых клиентов и очень ждут возвращения старой публики.
Не все игроки рынка переживут пандемию
Объемы продаж в фитнес-отрасли во время жесткого карантина в прошлом году упали почти до нуля. За лето индустрия немного пришла в себя, и сезон к сезону ее оборот оказался лишь на 40% ниже, чем годом ранее. А в январе 2021 года отставание от января-2020 оказалось на уровне всего 15–20%. Такие цифры озвучили эксперты на региональном форуме Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ, объединяет около 1,4 тыс. игроков рынка в России) Connecting Fitness в Петербурге.По данным АОФИ, в Петербурге в 2020 году безвозвратно закрылись около 7% фитнес-клубов: год назад их насчитывалось 720, сейчас — 682. «Закрылись отдельные точки сетевых клубов, которые оптимизировали бизнес, и пара-тройка небольших клубов-студий», — объясняет Наталья Борулько, глава представительства АОФИ в Петербурге и Ленобласти.
Помимо падения оборота игроки фитнес-индустрии озабочены долгами по аренде, которые накопились с прошлого года, а также набранными кредитами и личными долгами инвесторам: нагрузка по всем выплатам ложится на I квартал этого года. «Не все с ней справятся. И мы пока не знаем, какое еще количество игроков уйдет с рынка», — говорит Ольга Киселёва, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, основатель и руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России. По прогнозам экспертов, отрасль будет восстанавливаться после пандемийного удара не менее 1,5–2 лет.
«У нас очень разные клубы по формату, цене, местоположению. В целом результаты компании в январе 2021 года оказались на 20% ниже результатов января-2020 (результат декабря был ниже на 28%). Понятно, что все живут за счет скидок и отсрочек платежей. Видимо этот год нам придется жить так же, только еще придется отдавать долги», — подтверждает Алексей Ковалёв, президент холдинга Alex fitness (до пандемии сеть насчитывала 84 клуба по России, сейчас их 80).
Задача государства — помогать и не мешать
Одной из основных задач отрасли является расширение рынка потенциальных клиентов. В качестве решения АОФИ предлагает такие инициативы, как налоговый вычет за фитнес для граждан (эта инициатива уже проходит слушания в Госдуме) и для предприятий; использование кешбэка при покупке спортивно-оздоровительных услуг подобно кешбэку в туристической отрасли; снижение цен на клубные карты путем введения дешевого невозвратного членства в фитнес-клубах при наличии альтернативы — более дорогого, но возвратного (как это работает, например, у авиаперевозчиков). Кроме того, фитнес-услуги предлагают включить в пакеты ДМС, а сами фитнес-центры использовать в качестве площадок для постковидной реабилитации в коллаборации с медцентрами.Это, по мнению участников рынка, поможет в том числе поменять отношение к фитнесу как к элитному спорту, показав, что он может и должен быть массовым.
Но подобные задачи невозможно решить без взаимодействия с государственными органами, которые сегодня настроены договариваться с бизнесом.
«Барьер между нами существует, и наша совместная цель — его разбить», — сказал на форуме Андрей Хорт, заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту Смольного. Он объяснил, что перед комитетом стоит задача, чтобы к 2024 году количество регулярно занимающихся спортом граждан в городе составляло 55% от его населения, а к 2030-му — 70%. «Этих показателей невозможно достичь без содействия бизнеса», — говорит он.
Фитнес-индустрия готова предоставить все возможности для массового спорта, поскольку она дает людям возможность выбирать занятия, удобные по локации, по цене и по силам. «Государство никогда не сможет сделать лучше, чем бизнес: вы всегда сделаете круче, динамичнее, современнее. Главные задачи государства — это, во-первых, не мешать, во-вторых — поддерживать», — заключил Андрей Хорт.
Тренер из онлайна
Локдаун и уход клиентов из клубов повлекли за собой появление фитнес-тренера в онлайне. Для фитнес-индустрии такие спортивные консультанты являются конкурентами, а для населения — темными лошадками, ведь далеко не все из этих тренеров на деле оказываются сертифицированными специалистами.«Часть из этих людей — наши сотрудники, нашедшие себя в этой нише. Но часть, и немалая, не имеют профильного образования. Они тренируют наших потенциальных клиентов и ни за что не отвечают!» — привлекает внимание к проблеме Ольга Киселёва.
Уход ряда сотрудников в онлайн повлек за собой кадровую проблему на традиционных спортивных площадках: в клубах сегодня не хватает квалифицированного персонала. Для решения этой проблемы АОФИ заключила с Университетом им. Лесгафта соглашение, согласно которому в вузе специально готовят специалистов для фитнес-индустрии. По этой программе уже обучаются около 500 человек.
Новые предложения и новые клиенты
По наблюдениям Натальи Борулько, в Ленобласти и на городских окраинах фитнес-клубы чувствуют себя гораздо лучше, чем в центральных районах. Связано это, конечно, с трендом удаленной работы: люди начали ходить в спортивные клубы рядом с домом. С этим связан и тот факт, что летом и осенью, когда фитнес-клубы начали работать и ждали возвращения клиентуры, этого не случилось: заниматься спортом пошли совершенно новые люди.«Всю осень мы работали на новых клиентах и до сих пор ждем огромное количество старых клиентов, не продливших свои абонементы: они боятся и ждут», — рассказывает Алексей Ковалёв.
Руководители фитнес-центров, сумевшие быстро сориентироваться, «поймали» этого нового клиента, который, как утверждают специалисты рынка, сильно помолодел. Кроме того, руководители фитнес-клубов отмечают, что к ним пошли представители сферы IT, которые до этого никогда фитнесом не занимались.
«Все ждали вторую волну, а мы начали делать рекламные кампании со слоганами «Надежность. Реабилитация. Оздоровление. Антистресс» — и именно это привлекло к нам много новых клиентов», — говорит Татьяна Кашеварова, генеральный директор сети фитнес-клубов Parus. Людей сейчас интересует именно оздоровление, и это, по ее словам, не столько тренажерный зал, сколько функциональный тренинг, суставная гимнастика и пилатес.
Сейчас, по данным экспертов рынка, уровень посещаемости фитнес-клубов составляет 80–85% от допандемийного периода (до локдауна фитнес-клубы в России посещало около 7 млн человек).
«Конечно, 2020 год был сложный, но просто нам никогда ведь и не было! Наша индустрия вообще сложная: фитнес — бизнес низкомаржинальный, требующий больших инвестиций. Каждая карта всегда продается с трудом. Но клиенты приходят, поэтому мы оптимистично смотрим вперед!» — подвела итог Вита Копосова, управляющая загородным клубом «Золотой ручей» в городе Сестрорецке.
Выиграет дальновидный. Куда в обозримом будущем уйдет покупатель
Подробнее
Продавцы счастья, а не кроватей. Чего ждут от отелей современные гости
Подробнее
Завод — дело молодых. Где куют кадры для современной промышленности
Подробнее
Рядом с кампусом ИТМО в первом этапе проекта города-спутника появится полноценный городской квартал с жилой и коммерческой застройкой, социальными объектами и большим количеством зеленых пространств.
22.04.2024
Боец КМЗ выиграл чемпионат и первенство Петербурга по кикбоксингу и готов биться на первенстве России. Команда тренируется на базе собственного спорткомплекса ВПХ "Кингисеппский машиностроительный завод", где есть все необходимое для качественной подготовки спортсменов, что позволяет им достигать высоких результатов.
21.03.2024
Еврокомиссия обнародовала промежуточные итоги расследования незаконного импорта березовой фанеры из России в ЕС через Турцию и Казахстан. Вывод: пути проложены в обход антидемпинговых пошлин. Изменение логистики негативно скажется на отечественных производителях фанеры.
Ольга Вильде
Екатерина Фомичева
19.03.2024