Fiskars пришел с лопатой
Финский производитель садового инструмента вкладывает 200 млн рублей в расширение завода под Тосно.
Дочерняя компания Fiskars, АО «Фискарс Брандс Рус», до конца года завершит строительство новых производственных мощностей, которые позволят ему увеличить объемы производства продукции в России вдвое. Запуск новых линий запланирован на начало 2019 года, рассказал «НП» директор по производству АО «Фискарс Брандс Рус» Сергей Ефимов.
Действующее производство компании расположено в Тосненском районе Ленобласти и занимает 1,3 тыс. м2. Площадь нового цеха превысит 700 м2. Здесь уже устанавливается новое оборудование для выпуска садовых инструментов. Объем инвестиций не называется. По оценкам экспертов, он превысит 200 млн рублей.
Сейчас завод Fiskar в России производит около 300 тыс. единиц продукции в год.
Экспорт вместо импорта
Финская Fiskars выпускает товары для дома: сковороды, кухонные принадлежности, ножи, а также инструменты для работы в саду. Оборот компании в прошлом году составил 1,2 млрд евро. У Fiskars шесть заводов, расположенных в Финляндии, России, Польше, Норвегии, Франции.
В России производится только садовый инструмент — это продукция премиум-сегмента. По данным СПАРК, оборот ООО «Фискарс Брандс Рус» в 2017 году составил 980 млн рублей. Доля импорта в структуре выручки компании пока превышает 50%, но с расширением российского производства она должна сократиться.
«Фискарс Брандс Рус» реализует свою продукцию в России, а также в странах Таможенного Союза через дилеров и торговые сети. С расширением площадки под Тосно представители компании собираются наладить экспорт инструментов в другие страны. Участники рынка считают это логичным шагом, поскольку себестоимость производства в России ниже, чем в Европе.
Конкуренция с дешевым
Рынок садового инструмента занимает почти 40% от общего объема рынка DIY в России (см. инфографику). Крупнейшие игроки в премиум-сегменте — компании Fiskars и Gardena. В среднеценовом работают российские и иностранные фирмы: Hammer, Matrix, Kraftool, а также НПО «Мехинструмент», «Павловский инструмент» и другие. В низком ценовом сегменте представлена преимущественно продукция из Китая.
«В ближайшие годы может вырасти именно среднеценовой сегмент, поскольку потребитель все чаще покупает отечественную продукцию, которая ниже по цене, а по качеству не уступает импортной», — считает заместитель директора по производству ООО «Азия Стриж» (производство садового инструмента) Никита Харлов.
«Производителям так называемых А-брендов (наиболее известных), в том числе Fiskars, сегодня приходится конкурировать с менее известными марками, а также с огромным количеством недорогих безымянных товаров. Тем не менее Fiskars демонстрирует уверенный рост продаж за счет эффективной работы с сетями и различных акций», — отмечает управляющий партнер ГК «220 Вольт» Сергей Федоров.
По его мнению, Fiskars сможет увеличить свою долю в премиум-сегменте. Если же говорить о рынке садового инструмента в целом, то тут значительно нарастить свою долю будет сложно: конкуренция слишком сильна, добавляет эксперт.
Инфографика: Константин Мшагский