Финляндия ломитcя напрямую

Паром St. Ola, который раньше ходил между Силламяэ и Коткой. Фото: commons.wikimedia.org
Финляндия и Эстония хотят запустить паром между городами Котка и Силламяэ. Он сможет перевозить финские грузы, которые раньше шли в страны Евросоюза через Ленобласть, а также туристов. Прибыльность судоходной линии пока под вопросом. Паром по такому маршруту уже ходил, но себя не оправдал.
С инициативой восстановления пассажирского судоходства выступила финская сторона. Приграничные регионы Финляндии, зависимые от потока туристов и бизнес-связей с Россией, сейчас оказались в непростой экономической ситуации. Туристов больше нет, связи разорваны, и бизнес выкручивается как может. Например, международный аэропорт Лаппеенранты, построенный для российских туристов, теперь принимает гостей из Италии и Таиланда.
Планы по организации паромного сообщения пока прорабатываются. Совместную декларацию подписали министры двух стран, а администрация эстонского Силламяэ заказала социально-экономический анализ проекта, результаты которого ожидаются в августе.
Выплыть за счет развлечений
Паром между Коткой и Силламяэ уже ходил в 2006—2007 годах. Он вмещал 370 пассажиров и несколько сотен автомобилей. Однако маршрут просуществовал всего полтора года: владельцы закрыли линию по причине нерентабельности.
У туристов это судно популярностью не пользовалось, их отпугивало время в пути — более 6 часов. Паром шел не напрямую из Котки в Силламяэ, а огибал российский остров Гогланд. Само судно тоже не отличалось быстроходностью. К тому же на борту для туристов не было никаких развлечений. Паром в основном возил дальнобойщиков с их товарами, но загрузка всё равно была небольшая. Поэтому владельцы и пришли к решению, что линию лучше закрыть.
Несколько лет назад об идее вновь вспомнили, даже просили Россию разрешить кратчайший путь через залив. Однако переговоры застопорились, и проект заглох. Нынешняя попытка уже третья. Идти по морю напрямую, поближе к российским островам, теперь точно не получится, но есть шанс «выплыть» за счет быстроходного судна с набором развлечений и ресторанов.
Восточный тупик
Восточная часть Финляндии потеряла не только большой поток туристов, но и удобный маршрут доставки. Предприятия этого региона сейчас активно ищут дешевые и быстрые маршруты для перевозки своих товаров, предназначенных на экспорт. Раньше они отправляли их автотранспортом через Ленобласть в Эстонию, а дальше по всей Европе. Теперь путь через российскую границу закрыт, а возить через Хельсинки или другие финские порты — это крюк.
«Маршрут из Котки в северную Эстонию был бы несколько быстрее и, следовательно, более доступным для экспортной промышленности Восточной Финляндии. Почему бы не пустить по нему и некоторые импортные товары», — говорит представитель Союза Восточной Финляндии Матти Виялайнен. В порту Котки недавно завершено строительство нового пассажирского терминала, так что к приему паромов из Эстонии всё готово. Тем более порт также испытывает проблемы из-за сокращения грузов для России. В Силламяэ подходящего терминала еще нет. У инициаторов проекта есть и запасной вариант — порт в эстонском городе Кунда.
На работу российских перевозчиков новый паромный маршрут не повлияет — они уже перестроили свою работу в связи с санкциями. Маршруты доставки грузов из Европы через Финляндию и Польшу теперь малопопулярны. Вместо Финляндии логистическим центром стала Турция: через ее территорию идут и прямые автомобильные перевозки, и мультимодальные — по железной дороге, морским и автомобильным транспортом.
Водные процедуры
Северо-восточный регион Эстонии, граничащий с Россией, находится в сходной ситуации. После закрытия границ он потерял почти четверть туристов. Здесь находятся четыре крупных спа-отеля — в Нарва-Йыэсуу и Тойла, которые еще недавно были очень популярными у петербуржцев. Летом они и сейчас заполнены — местные жители их любят, а вот в межсезонье с наполняемостью проблемы.
Предприниматели делают попытки привлечь туристов из Финляндии. Но пока заменить российских туристов финскими не получается. Если за первые четыре месяца 2022 года в отелях региона остановилось 6 тыс. постояльцев из России (сейчас около 600), то финнов за аналогичный период 2023 года — почти в 6 раз меньше.
Инициаторы проекта судоходной линии считают, что паром как раз поспособствует привлечению отдыхающих: финны активнее поедут в Эстонию, если маршрут будет удобным, а стоимость отдыха дешевле. Ведь в Финляндии тоже много хороших спа, цена на которые иногда даже ниже, чем в эстонских.
Летающие такси
Не только паромы, но и самолеты могут связать восточные части Эстонии и Финляндии. На стадии проработки находится проект строительства международного аэродрома в Ольгина в 3 км от Нарвы. Пока аэродром — это голое поле рядом с шоссе Таллинн — Нарва: он пригоден для полетов малой авиации только в теплые сухие месяцы.
После расширения и модернизации станет возможным организовать из Ольгина регулярные рейсы в финскую Лаппеенранту или Котку. «В этом смысле мы сейчас находимся практически в той же стадии, что и проработка пассажирского сообщения Котка — Силламяэ», — отметил руководитель Нарвского промышленного парка Вадим Орлов.
Небольшие, до 15 мест, самолеты смогут летать 2-3 раза в неделю. Полеты воздушных судов большей вместимости невозможны из-за близости границы — им не хватит места для захода на второй круг. Однако у региона есть и другие идеи — развивать доставку дронами небольших грузов, а в будущем, возможно, запустить беспилотные летающие такси для пассажиров.