Фига с маслом. Торговые сети весной ждет дефицит сливочного масла
Новый проспект
Статьи

Фига с маслом. Торговые сети весной ждет дефицит сливочного масла

Прочитано: 2157

К марту 2022 года в магазинах сократится ассортимент сливочного масла и начнутся перебои с его поставками. Российский рынок на 60% обеспечивается за счет импорта, в основных странах-экспортерах — Южной Америке, Новой Зеландии и Австралии — уменьшились объемы производства молока из-за плохой погоды. Сокращают объемы производства масла и российские производители.

Китай скупил масло на 2 года вперед

Российский рынок сливочного масла на 60% обеспечен за счет импорта. Дистрибьюторы ввозят продукт большими блоками, а в России продавцы нарезают его и упаковывают для реализации под своим брендом, поэтому зачастую потребитель не знает, где произведено то или иное масло.

Значительные объемы импорта обеспечивает Белоруссия. Чуть меньше поставок идет из Новой Зеландии, Австралии и Южной Америки. По данным международной аналитической компании IndexBox, Россия является крупнейшим импортером сливочного масла в мире наряду с Францией, Германией и Нидерландами.

Мировые цены на сливочное масло растут весь последний год, но с конца августа рост цен ускорился. В основных странах-экспортерах — Новой Зеландии и Австралии — объемы производства масла снижаются: из-за плохих погодных условий объем производства молока в этих странах сократился почти на 4% с начала года, а цены на сливочное масло на рынках ЕС в октябре по сравнению с сентябрем выросли на 13,4% (в долларах).

Эта ситуация оказала влияние на весь мировой молочный рынок. Ускорение росту цен придали и выросшие объемы закупок сливочного масла странами Юго-Восточной Азии, особенно Китаем. Кроме того, китайский молочный конгломерат Yili купил за $ 11 млн одного из крупнейших новозеландских производителей молока Westland Milk Products, и теперь вся производимая им продукция отправляется в Китай.

Неопределенность с закупками

В настоящее время российские дистрибьюторы пытаются заключить контракты на январь-февраль с зарубежными поставщиками из основных стран-экспортеров, но уже все объемы проданы. «Мы импортируем масло из Южной Америки. До конца этого года у нас продукция закуплена. Сток есть на несколько месяцев торговли, но в январе наш партнер сможет поставить нам в 2 раза меньше масла, чем мы запросили. Говорит, что уже всё распродал. Что будет дальше, мы пока не понимаем. У других поставщиков на январь-февраль мы тоже ничего не нашли. Поэтому для российских импортеров сейчас неопределённость с закупками», — говорит основатель и президент ГК «Нева Милк» (ТМ «Тысяча озер») Альберт Суфияров.

Его компания также закупает продукцию у крупнейшего новозеландского переработчика молока Fonterra. Но после того, как он год назад существенно повысил цены, «Нева Милк» снизила объемы закупок.

Проблему с нехваткой масла и высокими ценами подтверждает и владелец завода «Порховский» (ТМ «Аланталь») Александр Никитин: «На мировом рынке возник дефицит сливочного масла. По сути, Китай скупил все объемы этой продукции у Австралии и Новой Зеландии на 2 года вперед. Таким образом, импортное масло в Россию практически поступать не будет, когда возникает дефицит продукции на внешних рынках. Мы просто ждем, когда рынок придет в нормальное состояние, и тогда импортные поставки возобновятся».

В настоящее время некоторые импортеры начали снижать объемы ввоза масла в Россию, так как цена на продукт сильно взлетела. Если его закупить в прежних объемах, есть риск, что цена позже может упасть.

Масло — низкомаржинальный продукт

Российские производители закрывают потребности российского рынка в сливочном масле лишь на 30-40%. Среди них «Данон», «ЭкоНива», «Вкуснотеево», «Аланталь» и другие. «Отечественные производители обеспечивают рынок только на 30% от общего объема спроса, потому что сырья для его производства не хватает. Восполнить дефицит за счет наращивания внутреннего производства быстро не получится, поскольку от решения о строительстве завода по выпуску сливочного масла и до начала производства проходит около 5 лет», — отметил владелец завода «Порховский» (ТМ «Аланталь») Александр Никитин.

«Масло — это низкомаржинальный продукт. Переработчикам молока выгодней делать сметану, потому что это продукт с высокой добавленной стоимостью. Потом идут сливки, и только в последнюю очередь — масло», — поясняет Альберт Суфияров.

«Себестоимость у масла довольно высокая, и когда мы его производим, то всегда уходим в минус. Выпуск сливочного масла — дорогое удовольствие, которое далеко не каждый производитель может себе позволить», — подчеркнул генеральный директор ЗАО «Приневское» Мухажир Этуев.

Ретейлеры не принимают повышение

Из-за роста мировых цен себестоимость молочной продукции у российских производителей существенно выросла. С начала года, по оценке «Молвест» (ТМ «Вкуснотеево»), стоимость сырого молока выросла на 12-15%. «Но ещё 2 месяца «низкого» молока впереди. Предложение на рынке молока в конце года обычно снижается примерно на 25-30% — коровы его дают меньше», — поясняют в компании. Это значит, что цена снова может вырасти.

«С декабря доходность в молочном животноводстве снизилась более чем в 3 раза, а рост себестоимости на составляющие конечного продукта составил от 12 до 70%. При этом мы повысили цены розничным сетям только на 4-6%», — говорит генеральный директор ГК «Молвест» Анатолий Лосев.

Повышение себестоимости молочной продукции связано со множеством факторов, но больше всего — с низким урожаем кормовых культур в прошлом и этом году. Из-за этого существенно выросли в цене корма и премиксы для сельскохозяйственных животных.

«На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой федеральные сети не принимают повышение цен на сливочное масло. Производители стали снижать объемы производства и продавать, например, сливки по более выгодной цене через B2B-каналы», — отмечает заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова.

По данным Petrova Five Consulting, за 9 месяцев 2021 года в России произведено 209,3 тыс. т сливочного масла, что на 4% ниже, чем годом ранее. Импортировано за этот период было 85 тыс. т сливочного масла, что на 3% больше, чем годом ранее.

Импортеры и производители отмечают, что при нынешней себестоимости масла пачку весом 180 г надо продавать в рознице за 200 рублей. «Но потребитель не готов платить столько, это очень дорого. Жесткие дискаунтеры перейдут на торговлю спредами. «Светофор», например, уже торгует спредами и маслом с заменителем растительного жира», — говорит Альберт Суфияров.


Пачка масла весом 150 г

Производители, не получив нужного повышения цен, уже начали снижать объемы упаковки продукции (на полках появилось масло весом 170 г и даже 150 г), и начались перебои с поставками.

Полка со сливочным маслом в магазине «Пятерочка», Петербург, 11 ноября 2021 года

«По маслу у сетей резко вырос спрос, особенно в промо. Многие поставщики снимают свои предложения с промоакций. Сейчас происходят регулярные недопоставки. Очень сложная ситуация», — говорит директор по работе с федеральными сетями одного из агрохолдингов.

«Совсем масло с полок, конечно, не пропадёт, но его будет мало и оно будет дорогим. Думаю, в среднесрочной перспективе (примерно к марту месяцу) цены на сливочное масло вырастут в пределах 30%. Это произойдет в результате длительных переговоров сетей и производителей: производители всеми силами постараются сдержать увеличение цены и придерживать запасы продукции для того, чтобы был рычаг давления на сети», — считает Александр Никитин.

В пресс-службе Danon в России также подтвердили, что цены на сливочное масло на мировом рынке за последние 2 месяца значительно выросли. «Импортное сливочное масло в опте стоит около 500 рублей за 1 кг. Запасы продукта и в России и Белоруссии минимальны. В ближайшие несколько месяцев цены на масло в опте будут высокие. После трансляции цен «на полку» возможно снижение спроса на готовый продукт и небольшой откат по ценам, по крайней мере в оптовом звене», — уточнили в компании.

Директор аналитического департамента «Союзмолоко» Алексей Воронин уверяет, что на текущий момент дефицита масла не наблюдается, однако этот продукт является одним из самых молокоёмких, поэтому цена на сырое молоко и его физическая доступность оказывают существенное влияние на себестоимость производства сливочного масла, а растущие мировые цены на сливочное масло будут сдерживать экономическую целесообразность импортных поставок из стран дальнего зарубежья в ближайшие несколько месяцев. В результате товарные запасы масла будут снижаться.

Х5 Retail Group, «Лента», «Азбука вкуса» и «Призма» на запросы редакции пока не ответили.

потребительский рынок продукты питания ретейл молочная промышленность
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Руководитель консалтинговой группы Arenda-trk Ольга Кожевникова рассказала «Новому проспекту», как торговые центры выживают без западных брендов и голливудских фильмов и почему моллы всё еще интересны инвесторам, которые не прекращают их строить даже сейчас.
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ретейле, объяснил «Новому проспекту», как мобилизация повлияет на потребительский рынок. Он выделил 9 основных изменений, к которым стоит подготовиться.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков рассказал о перспективах и болевых точках аквакультуры и новых отечественных технологиях, которые позволяют выращивать рыбу в домашних условиях.

Новые территории будут интегрированы в состав России до 2026 года
02.10.2022
В России ожидают рекордный урожай винограда. Но цены на вино не снизятся
02.10.2022
Бизнес-ассоциации попросили отсрочку от призыва для значительной части сотрудников российских компаний
02.10.2022
Бориса Моисеева похоронили в Москве. На прощание пришли Киркоров и Басков
02.10.2022
9% российских компаний потеряли иностранных партнеров из-за санкций
02.10.2022
В Гатчине поставят памятник учителю
02.10.2022
Смертельный футбол. Потасовка на матче чемпионата Индонезии закончилась смертью 174 человек, еще 180 ранены
02.10.2022
Количество судебных разбирательств из-за уклонения от армии побило 10-летний рекорд
02.10.2022
Сеть "Две палочки" закрыла рестораны в Петербурге и перешла на доставку
02.10.2022
Себестоимость производства книг в России с начала года выросла на 30%
02.10.2022
Компания "Терра-Нова" выкупила два участка на намыве Васильевского острова
02.10.2022
Договоры о включении в состав России новых территорий признаны конституционными
02.10.2022
В России истек срок действия моратория на банкротство. Продлевать его не будут
02.10.2022
Яхта попавшего под санкции российского миллиардера Игоря Кесаева выставлена на продажу
02.10.2022
В России ограничили доступ к музыкальной платформе SoundCloud "из-за недостоверной информации об СВО"
02.10.2022
Роспотребнадзор: "Ковид этой осенью ведет себя как обычный сезонный вирус"
02.10.2022
Гендиректор МАГАТЭ на следующей неделе посетит Россию и Украину
02.10.2022
Число пользователей интернета достигнет 5,3 млрд человек до конца 2022 года
01.10.2022
Правила ОСАГО с 1 октября изменились
01.10.2022
В Петербурге вернули домой студента, мобилизованного по ошибке
01.10.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки