Фига с маслом. Торговые сети весной ждет дефицит сливочного масла
Новый проспект
Статьи

Фига с маслом. Торговые сети весной ждет дефицит сливочного масла

Прочитано: 3340

К марту 2022 года в магазинах сократится ассортимент сливочного масла и начнутся перебои с его поставками. Российский рынок на 60% обеспечивается за счет импорта, в основных странах-экспортерах — Южной Америке, Новой Зеландии и Австралии — уменьшились объемы производства молока из-за плохой погоды. Сокращают объемы производства масла и российские производители.

Китай скупил масло на 2 года вперед

Российский рынок сливочного масла на 60% обеспечен за счет импорта. Дистрибьюторы ввозят продукт большими блоками, а в России продавцы нарезают его и упаковывают для реализации под своим брендом, поэтому зачастую потребитель не знает, где произведено то или иное масло.

Значительные объемы импорта обеспечивает Белоруссия. Чуть меньше поставок идет из Новой Зеландии, Австралии и Южной Америки. По данным международной аналитической компании IndexBox, Россия является крупнейшим импортером сливочного масла в мире наряду с Францией, Германией и Нидерландами.

Мировые цены на сливочное масло растут весь последний год, но с конца августа рост цен ускорился. В основных странах-экспортерах — Новой Зеландии и Австралии — объемы производства масла снижаются: из-за плохих погодных условий объем производства молока в этих странах сократился почти на 4% с начала года, а цены на сливочное масло на рынках ЕС в октябре по сравнению с сентябрем выросли на 13,4% (в долларах).

Эта ситуация оказала влияние на весь мировой молочный рынок. Ускорение росту цен придали и выросшие объемы закупок сливочного масла странами Юго-Восточной Азии, особенно Китаем. Кроме того, китайский молочный конгломерат Yili купил за $ 11 млн одного из крупнейших новозеландских производителей молока Westland Milk Products, и теперь вся производимая им продукция отправляется в Китай.

Неопределенность с закупками

В настоящее время российские дистрибьюторы пытаются заключить контракты на январь-февраль с зарубежными поставщиками из основных стран-экспортеров, но уже все объемы проданы. «Мы импортируем масло из Южной Америки. До конца этого года у нас продукция закуплена. Сток есть на несколько месяцев торговли, но в январе наш партнер сможет поставить нам в 2 раза меньше масла, чем мы запросили. Говорит, что уже всё распродал. Что будет дальше, мы пока не понимаем. У других поставщиков на январь-февраль мы тоже ничего не нашли. Поэтому для российских импортеров сейчас неопределённость с закупками», — говорит основатель и президент ГК «Нева Милк» (ТМ «Тысяча озер») Альберт Суфияров.

Его компания также закупает продукцию у крупнейшего новозеландского переработчика молока Fonterra. Но после того, как он год назад существенно повысил цены, «Нева Милк» снизила объемы закупок.

Проблему с нехваткой масла и высокими ценами подтверждает и владелец завода «Порховский» (ТМ «Аланталь») Александр Никитин: «На мировом рынке возник дефицит сливочного масла. По сути, Китай скупил все объемы этой продукции у Австралии и Новой Зеландии на 2 года вперед. Таким образом, импортное масло в Россию практически поступать не будет, когда возникает дефицит продукции на внешних рынках. Мы просто ждем, когда рынок придет в нормальное состояние, и тогда импортные поставки возобновятся».

В настоящее время некоторые импортеры начали снижать объемы ввоза масла в Россию, так как цена на продукт сильно взлетела. Если его закупить в прежних объемах, есть риск, что цена позже может упасть.

Масло — низкомаржинальный продукт

Российские производители закрывают потребности российского рынка в сливочном масле лишь на 30-40%. Среди них «Данон», «ЭкоНива», «Вкуснотеево», «Аланталь» и другие. «Отечественные производители обеспечивают рынок только на 30% от общего объема спроса, потому что сырья для его производства не хватает. Восполнить дефицит за счет наращивания внутреннего производства быстро не получится, поскольку от решения о строительстве завода по выпуску сливочного масла и до начала производства проходит около 5 лет», — отметил владелец завода «Порховский» (ТМ «Аланталь») Александр Никитин.

«Масло — это низкомаржинальный продукт. Переработчикам молока выгодней делать сметану, потому что это продукт с высокой добавленной стоимостью. Потом идут сливки, и только в последнюю очередь — масло», — поясняет Альберт Суфияров.

«Себестоимость у масла довольно высокая, и когда мы его производим, то всегда уходим в минус. Выпуск сливочного масла — дорогое удовольствие, которое далеко не каждый производитель может себе позволить», — подчеркнул генеральный директор ЗАО «Приневское» Мухажир Этуев.

Ретейлеры не принимают повышение

Из-за роста мировых цен себестоимость молочной продукции у российских производителей существенно выросла. С начала года, по оценке «Молвест» (ТМ «Вкуснотеево»), стоимость сырого молока выросла на 12-15%. «Но ещё 2 месяца «низкого» молока впереди. Предложение на рынке молока в конце года обычно снижается примерно на 25-30% — коровы его дают меньше», — поясняют в компании. Это значит, что цена снова может вырасти.

«С декабря доходность в молочном животноводстве снизилась более чем в 3 раза, а рост себестоимости на составляющие конечного продукта составил от 12 до 70%. При этом мы повысили цены розничным сетям только на 4-6%», — говорит генеральный директор ГК «Молвест» Анатолий Лосев.

Повышение себестоимости молочной продукции связано со множеством факторов, но больше всего — с низким урожаем кормовых культур в прошлом и этом году. Из-за этого существенно выросли в цене корма и премиксы для сельскохозяйственных животных.

«На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой федеральные сети не принимают повышение цен на сливочное масло. Производители стали снижать объемы производства и продавать, например, сливки по более выгодной цене через B2B-каналы», — отмечает заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова.

По данным Petrova Five Consulting, за 9 месяцев 2021 года в России произведено 209,3 тыс. т сливочного масла, что на 4% ниже, чем годом ранее. Импортировано за этот период было 85 тыс. т сливочного масла, что на 3% больше, чем годом ранее.

Импортеры и производители отмечают, что при нынешней себестоимости масла пачку весом 180 г надо продавать в рознице за 200 рублей. «Но потребитель не готов платить столько, это очень дорого. Жесткие дискаунтеры перейдут на торговлю спредами. «Светофор», например, уже торгует спредами и маслом с заменителем растительного жира», — говорит Альберт Суфияров.


Пачка масла весом 150 г

Производители, не получив нужного повышения цен, уже начали снижать объемы упаковки продукции (на полках появилось масло весом 170 г и даже 150 г), и начались перебои с поставками.

Полка со сливочным маслом в магазине «Пятерочка», Петербург, 11 ноября 2021 года

«По маслу у сетей резко вырос спрос, особенно в промо. Многие поставщики снимают свои предложения с промоакций. Сейчас происходят регулярные недопоставки. Очень сложная ситуация», — говорит директор по работе с федеральными сетями одного из агрохолдингов.

«Совсем масло с полок, конечно, не пропадёт, но его будет мало и оно будет дорогим. Думаю, в среднесрочной перспективе (примерно к марту месяцу) цены на сливочное масло вырастут в пределах 30%. Это произойдет в результате длительных переговоров сетей и производителей: производители всеми силами постараются сдержать увеличение цены и придерживать запасы продукции для того, чтобы был рычаг давления на сети», — считает Александр Никитин.

В пресс-службе Danon в России также подтвердили, что цены на сливочное масло на мировом рынке за последние 2 месяца значительно выросли. «Импортное сливочное масло в опте стоит около 500 рублей за 1 кг. Запасы продукта и в России и Белоруссии минимальны. В ближайшие несколько месяцев цены на масло в опте будут высокие. После трансляции цен «на полку» возможно снижение спроса на готовый продукт и небольшой откат по ценам, по крайней мере в оптовом звене», — уточнили в компании.

Директор аналитического департамента «Союзмолоко» Алексей Воронин уверяет, что на текущий момент дефицита масла не наблюдается, однако этот продукт является одним из самых молокоёмких, поэтому цена на сырое молоко и его физическая доступность оказывают существенное влияние на себестоимость производства сливочного масла, а растущие мировые цены на сливочное масло будут сдерживать экономическую целесообразность импортных поставок из стран дальнего зарубежья в ближайшие несколько месяцев. В результате товарные запасы масла будут снижаться.

Х5 Retail Group, «Лента», «Азбука вкуса» и «Призма» на запросы редакции пока не ответили.

потребительский рынок продукты питания ретейл молочная промышленность
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».
Производитель соусов для ресторанной отрасли «Нева Фуд» построит производственно-складской комплекс в индустриальном парке «Марьино». По площади он будет в 5 раз больше действующего завода в Пушкине. Инвестиции в проект могут превысить 1 млрд рублей.
Конкурсный управляющий приступил к оценке имущества комбината «РОК-1» в Ленобласти. Пока оно тянет на 185 млн рублей, но в процессе инвентаризации в рамках банкротства может быть обнаружено еще что-то существенное, говорят эксперты.

"Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля получила картина о судьбе шедевров искусства из Африки
25.02.2024
Между Азербайджаном и Арменией опять возникло напряжение
25.02.2024
За два года СВО на Украине погибли 10,5 тыс. мирных жителей
25.02.2024
Досрочное голосование в отдаленных местностях начинается в РФ 25 февраля
25.02.2024
Тело политика Алексея Навального выдали матери
24.02.2024
Смольный выделит 11 млн рублей на субсидии общественным объединениям
24.02.2024
Ожидаемая продолжительность жизни в России составила 73 года
24.02.2024
В Пушкине построят путепровод через железную дорогу
24.02.2024
Компания "Газпром экспорт" будет судиться в Петербурге с "дочкой" немецкой Uniper
24.02.2024
Минтранс хочет получать от перевозчиков конфиденциальную информацию пассажиров
24.02.2024
В Петербурге за год приведут в порядок три общественных пляжа
24.02.2024
"Группа ЛСР" построит гостиницу и бизнес-центр рядом с военным училищем им. Можайского
24.02.2024
Сооснователь "Яндекса" Аркадий Волож станет третьим российским бизнесменом, с которого Европа снимет санкции
24.02.2024
Под санкции США попал девелопер "ПИК", а под санкции ЕС - завод "Ленинградские лазерне системы"
24.02.2024
Доля российских fashion-брендов в отечественных моллах выросла на 20%
24.02.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки