ФАС-тормоз. Как антимонопольное законодательство мешает развитию городской среды
В Федеральной антимонопольной службе, в центре и на местах, продолжается ротация кадров. От новой команды эксперты ждут ослабления «антимонопольной» хватки прежде всего в области торгов, закупок и управления госимуществом. Негативные тренды в этих сферах актуальны для всей страны.
Сегодня, 1 февраля, свой пост покинет глава петербургского территориального управления ФАС Вадим Владимиров. Это очередная замена в команде антимонопольного ведомства, где в конце прошлого года поменялось федеральное руководство: Игоря Артемьева заменил Максим Шаскольский.
Информацию о том, что Вадим Владимиров, давний соратник Игоря Артемьева, который бессменно с 2008 года руководил сначала ленинградским, а затем и петербургским ТУ ФАС, покидает пост 1 февраля, «Новому проспекту» подтвердили в местном территориальном управлении. Кто займет его место, еще непонятно. «То ли пришлют сразу кого-то, то ли назначат врио, мы не знаем», — сообщил собеседник «НП».
От смены управляющей ФАС команды участники рынка ожидают прежде всего ослабления негативных тенденций в сфере торгов и управления имуществом, проявившихся в последние годы «правления» соратников Игоря Артемьева. Причем этот процесс актуален не только для Петербурга, но и для всей страны в целом.
«До сих пор антимонопольная служба проводила деструктивную политику в интересах рыночных монополистов», — считает экономист Алексей Ульянов, директор АНО «Института повышения конкурентоспособности», руководитель общественного проекта «За антимонопольную реформу!» По его словам, прежнее руководство ФАС было заинтересовано в переводе всех имущественных торгов на электронную торговую площадку Сбербанка — «Сбербанк-АСТ».
«Это очень конкурентный сегмент, на рынке действовали многие электронные торговые площадки, но все действия Игоря Артемьева вели к тому, чтобы монополизировать этот рынок в пользу структуры, управляемой Сбербанком. Будем надеяться, что с приходом новой команды эта тенденция остановится», — отмечает Алексей Ульянов.
Книга жалоб
Участники рынка рассказали, что в отношении ФАС сложилась беспрецедентная ситуация, когда вне всякой связи с реальностью антимонопольное ведомство вмешивается в процесс проведения любых торгов — неважно, конкурентных или нет, сетует один из участников рынка.
«ФАС стала по сути заменой судебной системы, но если суд рассматривает претензии только от претендентов — участников и заявителей на участие в торгах, то ФАС действует по любым жалобам, создавая бесконечное пространство для мошенничества и злоупотреблений», — возмущается собеседник.
При этом, отмечают юристы, в последние годы было сделано много шагов для отладки механизма проведения имущественных торгов, в том числе и в части их антимонопольного регулирования. «Сегодня эти процедуры можно считать скорректированными, они регламентированы многими нормативно-правовыми актами: законами «О банкротстве», «О приватизации», «О госзакупках», «О защите конкуренции» и другими», — считает руководитель практики «Антимонопольное право» адвокатского бюро «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова.
По ее словам, большую роль в этом процессе сыграл Верховный суд, который дал много разъяснений в части определения базовых понятий и ситуаций, и тем самым отладил механизм имущественных торгов. «Например, Верховный суд четко определил, какие нарушения при проведении торгов считаются существенными и когда торги признаются недействительными», — говорит Екатерина Смирнова.
Кроме того, объясняет Екатерина Смирнова, сегодня в антимонопольном законодательстве четко определены категории лиц, которые могут обжаловать результаты торгов. «На сегодня практика такова, что в ФАС могут обжаловать результаты торгов две категории лиц: те, кто участвовал в торгах, и те, кто подавал заявку на участие, но по тем или иным причинам был проигнорирован. Заявления всех остальных недовольных рассматривает только суд», — говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.
Как теряют время и деньги
Чаще всего, по наблюдениям юристов, ФАС вмешивается в торги, на которые выставлено проблемное имущество, продающееся в ходе конкурсного производства для погашения долгов банкрота перед кредиторами.
«Случаи вмешательства ФАС в подведение итогов торгов относительно частые, особенно когда мы говорим о банкротных торгах, а не об обычных аукционах, так как это очень конкурентная среда», — подтверждает Станислав Данилов.
По данным картотеки арбитражных дел, только с начала 2021 года в судебное производство поступило около 30 новых дел с оспариванием принятых петербургским УФАС решений. «Обстоятельства у всех разные, но сам факт говорит о том, что доводы антимонопольной службы неубедительны для заинтересованных лиц, а, возможно, и не обоснованы по праву», — замечает старший юрист практики разрешения споров и юридического сопровождения «ССП-Консалт» Екатерина Зуева.
«Согласно закону, с момента подачи жалобы в антимонопольный орган приостанавливается процедура проведения торгов. То есть арбитражный управляющий или иной организатор торгов не вправе заключать договор с победителем торгов», — рассуждает Станислав Данилов.
«Сфера оспаривания очень широка. Как правило, это конкурсы по земле, недвижимости, подряду имеют определенный процент оспаривания в связи с тем, что стороны борются за понятные активы и отстаивают свою возможность заработать», — рассказывает Екатерина Зуева.
Эксперты подчеркивают, что от эффективности банкротных торгов во многом зависит стабильность финансово-кредитной системы РФ. «Препятствие обращению взыскания на предмет залога влечет за собой риск утраты этого самого залога и невозможность компенсировать заемщику средства по дефолтным кредитам. Эти действия ФАС фактически препятствуют оздоровлению банковской системы России», — возмущается один из участников рынка.
Так, «ССП-Консалт» представляла интересы крупного заказчика в области проектирования метро при оспаривании конкурсных процедур, вспоминает Екатерина Зуева. «В деле А56-109166/2019, например, было установлено, что УФАС превысило свои возможности по оценке предоставленных документов и сделало неверные правовые заключения. Наш заказчик потерял 750-миллионный контракт. В этом деле суды поддержали нашу позицию в двух инстанциях и признали действия ФАС незаконными», — говорит юрист.
Отказ без причины — и в городе руины
По словам экспертов, непонятна роль антимонопольной службы и в части регулирования процесса управления госимуществом. «В частности, в законе «О защите конкуренции» есть понятие «преференция», когда субъекту малого или среднего предпринимательства, общественной или некоммерческой организации некое принадлежащее государству или городу имущество предоставляется в аренду без проведения торгов. Решение о предоставлении преференции выносит именно ФАС, причем критерии принятия такого решения непонятны, то есть их попросту нет, а сама служба ничем не обязана мотивировать и не мотивирует отказы и разрешения», — говорит исполнительный директор НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов» Елена Бодрова.
Таким образом, по ее словам, ФАС напрямую влияет на развитие имущественного комплекса городов и населенных пунктов, их внешний облик и социально-экономические перспективы.
«Удивительно то, что сам собственник, город, не может распоряжаться своим имуществом без согласия антимонопольного ведомства. Был яркий пример во Пскове, где городские власти создали пешеходную улицу и собирались «посадить» на нее арендаторов, способствующих развитию туристического бизнеса: кафе, магазинчики народных промыслов, музеи. Однако ФАС, ратуя за защиту конкуренции, обязало городские власти выставить привлекательные помещения на торги, победителями которых стали алкомаркеты и иже с ними, обладающие заведомо большими финансовыми ресурсами, чем музеи или народные промыслы», — рассказывает Елена Бодрова.
Пострадал от рвения ФАС и исторический Петербург: под влиянием антимонопольной службы было прекращено действие распоряжения городского правительства №33-рп от 29 декабря 2003 года. Оно разрешало девелоперам и инвесторам, заключившим договор аренды руинированного здания, в течение 3 лет исправно платившим арендные платежи и сумевшим привести недвижимость в хорошее состояние, по истечении этого срока приобрести здание в собственность.
«Это была хорошая программа, большое количество находящихся в плохом состоянии объектов ушло с торгов, город потихоньку приводился в порядок. Но потом федеральная антимонопольная служба сочла, что механизм отложенных торгов нарушает конкуренцию, и запретила его, оставила только прямые торги», — вспоминает Елена Бодрова. По сути, ФАС ликвидировала работающий инструмент, мотивировавший инвесторов вкладываться в развитие города: сейчас такие здания либо не покупают, либо не ремонтируют, сожалеет она.
Косвенно об этом свидетельствует и налоговая статистика. Так, по данным комитета финансов, если в 2005 году доходы бюджета Санкт-Петербурга от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составляли 19,659 млрд рублей, или 13,5% всех доходов городского бюджета, то в 2018 году — 17,791 млрд рублей (2,9%), в 2019 году — 19,233 млрд рублей (2,9%), в 2020 году — 15,203 млрд рублей (2,3%).
«Усиление роли ФАС в том числе отняло у региональных властей часть полномочий по распоряжению госимуществом и снизило эффективность его использования, оно не становится драйвером развития территорий, экономики, предпринимательства», — резюмирует Елена Бодрова.
Справка «Нового проспекта»:
Перестановки в ФАС РФ начались осенью 2020 года. 11 ноября премьер-министр РФ подписал распоряжение о назначении главой ФАС вице-губернатора Санкт-Петербурга Максима Шаскольского, а руководивший антимонопольным ведомством в течение 16 лет Игорь Артемьев перешел на должность помощника премьера. Максим Шаскольский тут же начал формирование новой команды. 28 декабря должность заместителя занял Геннадий Магазинов, руководивший аппаратом Шаскольского в Санкт-Петербурге. 22 января 2021 года в ФАС на должность еще одного заместителя нового главы ФАС пришел Петр Иванов из структур «РЖД». Занимавшие прежде эти посты Александр Редько и Павел Заборщиков покинули антимонопольное ведомство перед самым новым годом. Участники рынка в беседе с «Новым проспектом» выразили надежду на смену и других членов центрального аппарата ФАС из команды прежнего руководителя.
Фото: fas.gov.ru