Фанерные маневры. Европа обнаружила незаконный импорт российской продукции
Березовая фанера поступает из России в Европу через Турцию и Казахстан незаконно — к такому выводу пришла Еврокомиссия. Нарушения найдены, наказание для виновных определено. Эксперты считают, что это может привести к стагнации всей отрасли.
В начале марта стало известно о предварительных результатах расследования Еврокомиссии в отношении незаконного импорта березовой фанеры российского производства в ЕС через Турцию и Казахстан в обход антидемпинговых пошлин.
Соответствующий пресс-релиз опубликовал Woodstock Consortium, один из крупнейших игроков европейского фанерного рынка и один из инициаторов расследования. В сообщении, в частности, говорится, что Еврокомиссия обнаружила доказательства присутствия на европейском рынке подсанкционной российской продукции. Поставки, по данным экспертов, осуществлялись через Турцию и Казахстан в обход антидемпинговых пошлин.
В качестве меры противодействия этой «недобросовестной торговой практике» Еврокомиссия предполагает ввести антидемпинговую пошлину на всю импортируемую из Турции и Казахстана фанеру.
«На фанеру из этих двух стран теперь действуют те же пошлины в размере 15,8%, что и в России. А задолженность плюс НДС будут взиматься задним числом с августа 2023 года (с момента начала расследования. — Прим. «НП»)», — говорится в сообщении.
Девять месяцев на рождение пошлины
Антидемпинговые пошлины заработают не раньше, чем расследование Еврокомиссии официально завершится и будет издано соответствующее постановление, указывают юристы. Формально это произойдет в ближайшие 2 месяца: по регламенту, у Еврокомиссии есть 9 месяцев на расследование с момента его начала — 22 августа 2023 года.
«При этом ЕС действительно может применить антидемпинговые пошлины ретроактивно в отношении импорта товаров на период с момента начала расследования. Европейское законодательство позволяет это сделать», — отмечает адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper Роман Кузьмин.
Обходные пути
Одним из наиболее очевидных последствий такой позиции для российских производителей фанеры станет необходимость поиска новых рынков сбыта своей продукции и изменения налаженной логистики.
«Будут возить в Китай и Африку. В то же время производители фанерного шпона, скорее всего, продолжат поставки в Турцию», — полагает один из участников рынка.
«Между тем на оставшихся теоретически доступных для российской фанеры рынках востребована прежде всего дешевая и простая продукция», — напоминает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
По его словам, отечественные производители фанеры до санкций ориентировались на квалифицированные рынки сбыта (Европу и США) и поставляли туда сложный и дорогой продукт, например фанеру для тяжелых условий эксплуатации — судостроения, автомобилестроения. «На низкомаржинальных рынках Китая, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока эта фанера в таком количестве не нужна», — поясняет Виталий Липский.
Пошлины не приговор
Ряд экспертов считает, что экспорт фанеры в Казахстан и Турцию не прекратится даже после официального заключения Еврокомиссии.
«Даже при введении пошлины фанеру повезут и в Турцию, и в Казахстан, потому что деваться производителям некуда. Да, выручка и прибыль будет меньше, но такова реальность», — комментирует один из участников рынка.
«Антидемпинговые пошлины в 16% — это не самое страшное для фанерщиков, поставки сохранятся. Хуже, если вообще прикроют экспорт через эти страны», — отмечает отраслевой аналитик.
Между тем, напоминает Роман Кузьмин, юридически такие поставки невозможны, «поскольку импорт российской фанеры запрещен в каком бы то ни было виде и способе, будь то поставки прямые или через третьи страны».
По политическим причинам
Аналитики напоминают, что в наиболее сложном положении оказался ЛПК Северо-Запада, который ранее всю жизнь был ориентирован на Европу. «Так и будем трепыхаться вне зависимости от того, повысят или не повысят экспортные ставки. Глобально это ситуацию не изменит, с учетом того, как стремительно растут цены на технику, оборудование для обработки древесины и так далее», — говорит один из отраслевых экспертов.
«Ситуация со сбытом фанеры сложная, и дело совсем не в размере пошлины», — возражает Виталий Липский. По его словам, если бы Евросоюз просто ввел пошлины в размере 15,8% на российскую фанеру, производители бы с этим справились и с радостью бы поставляли продукцию в Европу. Он напоминает, что российский экспорт фанеры в США не прекратился даже после введения американцами заградительной пошлины в 50%: за океан в 2023 году уехало почти 13% всего объема экспорта, а основными экспортерами стали компании из СЗФО.
«Расследование ЕК носит больше политический характер: ведь наказание будет наложено на турецких и казахских импортеров, а не на российские компании», — уверен Виталий Липский. Такое давление, по его словам, перекроет потенциальный ручеек российской фанеры, который предположительно тек в Европу через Турцию и Казахстан. Виталий Липский также указывает, что с ноября 2023 года поставки «через Турцию и Казахстан уже замерли».
Фанерная отрасль может оказаться в пролете
Введение пошлин — это экономическая мера, направленная на повышение конкурентоспособности аналогичных товаров внутреннего производства. Роман Кузьмин считает, что данной меры будет достаточно для снижения импорта березовой фанеры предположительно российского происхождения. «В дополнение же к этому могут быть применены меры ответственности за обход санкций», — полагает он. При этом, отмечает юрист, единых мер может и не быть, так как «на уровне ЕС регулирование этой области не гармонизировано и определяется внутренним законодательством стран-участниц. Это может быть как административная, так и уголовная ответственность».
«В отдаленной перспективе последствия решения Еврокомиссии могут негативно повлиять на всю российскую фанерную отрасль», — считает Виталий Липский. Для того чтобы успешно конкурировать с поставщиками дешевой фанеры из Китая, Малайзии или Индонезии, российским производителям нужно упрощать и продукт, и технологию его производства, объясняет он.
«Все идет к симплификации российской фанерной отрасли. Если вы производите дешевую фанеру, то вы будете на рынке, если сложную, то нет. Предприятия, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции, в такой ситуации менее устойчивы экономически. Выиграет тот, кто имеет самый простой технологический цикл и продукт, так как такое предприятие сможет быстрее и эффективнее адаптироваться на низкомаржинальных рынках», — прогнозирует Виталий Липский.
По оценкам WhatWood, объем производства российской фанеры в 2023 году остался на уровне 2022 года и составил 3,3 млн м3. По подсчетам Росстата, этот показатель меньше: 3,27 млн м3 (-1,1% к уровню 2022 года). По оценке Рослесфинторга, общий экспорт фанеры из России в 2023 году составил 1,4-1,6 млн м3, что на треть меньше, чем в 2022 году (около 2 млн м3). Это составляет около трети всей произведенной российскими предприятиями продукции, в то время как до санкций этот показатель доходил до 67-70%.
Кардинально изменилась и география поставок: вместо США и Европы российская фанера отправлялась в Китай, Египет и Турцию. Так, по данным Рослесфинторга, на фоне санкций экспорт российской фанеры в Китай в 2023 году увеличился в 2,1 раза по сравнению с 2022 годом и в 3,3 раза по сравнению с 2021 годом, до 239,2 тыс. м3. В денежном выражении поставки фанеры в Китай в 2023 году увеличились по сравнению с 2022 годом в 1,8 раза, до $ 134,1 млн.
По оценкам Lesprom Analytics, экспорт российской фанеры в Турцию в 2023 году вырос 2 раза по сравнению с 2022 годом. В 2023 году российские производители фанеры осваивали абсолютно новые для себя рынки: Кот-д'Ивуар, Бенин, Таиланд, Тунис, Мозамбик и еще около 30 направлений. В эти страны отгружались либо пробные партии по одному контейнеру, либо совсем небольшие объемы — до 1 тыс. м3 в год.
В январе 2024 года экспорт фанеры сократился по сравнению с январем 2023 года на 20%, до 94 тыс. м3, подсчитали в WhatWood. Уменьшились поставки в Египет (-27%, до 23 тыс. м3), Турцию (-37%, до 15 тыс. м3), США (-33%, до 8 тыс. м3) и Китай (-31%, до 5 тыс. м3).