Миллиарды под фанеру. Под Вологдой построят крупное производство
На юге Вологодской области по инициативе крупных лесопромышленников идет подготовка к строительству нового производства большеформатной березовой фанеры стоимостью почти 10 млрд рублей. Аналитики считают проект удачным. Расследование Еврокомиссии в отношении российских экспортеров фанеры, по их мнению, не должно повлиять на его реализацию.
Альянс ГК «Вологодские лесопромышленники» и АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ведет подготовку к строительству нового экспортно ориентированного завода по производству большеформатной березовой фанеры в поселке Вохтога Вологодской области. В эксплуатацию его введут в III квартале 2022 года.
Проектная мощность нового предприятия составит 180 тыс. м3 продукции в год. Достичь ее планируют в 2023 году. Будет создано около 700 новых рабочих мест. Инвестиции в проект составят 10 млрд рублей. На прошлой неделе стало известно, что финансировать проекта будет Сбербанк: сумма кредитных средств составит 11,9 млрд рублей, срок кредита — 10 лет, сообщили в банке.
«Мы планируем отгружать продукцию во все страны мира для использования ее в различных отраслях промышленности: мебельной, строительной, в транспортном секторе. В первую очередь это страны ЕС, Северная Америка, Китай, страны Азиатского региона», — сообщил «НП» генеральный директор Череповецкого фанерно-мебельного комбината Илья Коротков.
Одна площадка на двоих
Предприятие будет функционировать на одной площадке с плитным предприятием «ВохтогаЛесДрев» (ВЛД). Соответственно, отходы с фанерного производства «Плитвуд» станут в том числе и сырьем для ВЛД.
«Плитвуд» будет не только поставщиком щепы как сырья для ВЛД. Предприятие будет утилизировать кородревесные отходы (как свои собственные, так и ВЛД) в энергоцентре, преобразовывая их в тепловую энергию. Таким образом, на площадке «Плитвуд-ВЛД» древесное сырье будет использоваться максимально эффективно.Также некоторый объем отходов пойдет на производство биотоплива», — сообщил Илья Коротков.
Непосредственной реализацией проекта занимается специально созданное инвесторами ООО «Плитвуд». В конце октября «Плитвуд» заключил договор на поставку основного объема технологического оборудования с Raute (Финляндия). Стоимость контракта — €55 млн, отгрузка оборудования запланирована на конец 2021 — начало 2022 года.
Береза из России
Аналитики называют проект удачным и жизнеспособным: российская березовая фанера пользуется большим спросом за рубежом. «Российская фанера — премиальный высококачественный продукт, который не конкурирует с другими видами фанеры. А сама Россия — мировой лидер в производстве березовой большеформатной фанеры», — отмечает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский.
До коронакризиса эксперты прогнозировали рост мирового рынка березовой фанеры с 4,5 млн м3 в 2019 году до 6 млн м3 в 2030 году, причем большую часть потребления (от 64 до 70%) должны обеспечить именно российские производители.
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), объемы экспорта отечественной фанеры на протяжении последних лет неуклонно растут — в пределах 8% ежегодно. Исключением стал лишь 2020 год: в январе-августе на экспорт ушло 1,85 млн м3, что лишь на 2% больше аналогичного показателя 2019 года.
«Рынок для российской березовой фанеры есть, ее охотно покупают в США, Китае, на Ближнем Востоке. Ежегодно до двух третей всей произведенной продукции уходит на экспорт», — отмечает Виталий Липский.
Своя фанера ближе к телу
Эксперты также уверены, что инициированное в августе 2020 года консорциумом «Вудсток» антидемпинговое расследование, которое сейчас проводит Еврокомиссия в отношении 44 российских экспортеров березовой фанеры, не повлияет на реализацию проекта «Плитвуд».
«Европейцы пытаются защитить себя имеющимися у них инструментами, ведь из-за девальвации рубля российские производители могут предлагать действительно низкие цены на зарубежных рынках. Скорее всего, в итоге Еврокомиссия немного ограничит экспорт, чтобы поднять цены на своих рынках, чтобы европейские производители могли выжить. На российских фанерных предприятиях это никак не скажется: ну не уйдет какой-то небольшой объем фанеры в Европу — значит уйдет в другие регионы», — уверен Виталий Липский.
«Даже если Еврокомиссия примет какие-то решения по отдельным российским производителям фанеры, они будут действовать лишь в отношении уже существующих предприятий», — отмечает президент РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков. На новые проекты, аналогичные «Плитвуду», по мнению аналитика, эти санкции распространяться не будут. «Поэтому на экспортные планы компании текущее расследование Еврокомиссии не повлияет», — считает он.
«Если результатом антидемпингового расследование станет введение пошлин в адрес всех экспортеров фанеры, то, конечно, наши конкурентные преимущества пошатнутся. Но я не думаю, что это заставит нас переориентировать продажи. Просто мы будем понимать, что маржинальность продаж в Европу снизится, однако всё равно Европа останется рынком сбыта. Но я все-таки надеюсь на урегулирование этого вопроса», — заключил Илья Коротков.
Свободного леса не осталось
Между тем рассчитывать на рост спроса на фанеру на внутреннем рынке не стоит, предупреждают аналитики. По данным АМДПР, объем этого спроса ежегодно сокращается: пик потребления пришелся на 2018 год, когда в России было продано 1,5 млн м3 фанеры. Уже в 2019 году этот показатель снизился на 4,3%, до 1,46 млн м3. Негативная тенденция ярко проявилась и в 2020 году: в январе-августе внутреннее потребление составило 824 тыс. м3, что на 15,3% ниже аналогичного показателя 2019 года.
«Ситуация на внутреннем рынке сложная: строительного бума нет, спрос на фанеру не растет», — отмечает Юрий Лахтиков. Но у инвесторов «Плитвуда», по его мнению, есть шанс «пересидеть» волну спада: пока они монтируют оборудование и готовятся к запуску, может быть, что-то и поменяется. «В долгосрочной перспективе проект правильный, шансы на реализацию продукции хорошие как на внешних, на и на внутреннем рынке. Хотя, возможно, из-за кризиса сроки реализации проекта перенесутся на год», — полагает эксперт.
Единственным узким местом проекта в Вохтоге, по мнению Юрия Лахтикова, остаются потенциальные проблемы с сырьем. «В Вологодской области вся лесосека поделена между приоритетными инвестпроектами в области освоения лесов. Свободного леса не осталось, как нет и независимых игроков, у которых можно было бы купить древесину», — говорит Виталий Липский.
Не особо поможет в этом отношении и присвоение проекту статуса приоритетного. «Плитвуду» же нужно именно березовое сырье, а его дефицит еще больше. Выход березового кряжа с хорошей «фанерной» делянки не превышает 25%. То есть «Плитвуду» понадобится не менее 800 тыс. м3 расчетной лесосеки в год», — рассуждает Виталий Липский. По его мнению, ситуацию, возможно, удастся решить за счет ресурсов ГК «Вологодские лесопромышленники», чья расчетная лесосека составляет 2,3 млн м3 в год: «Этого на первое время должно хватить».
Справка «Нового проспекта»:
Уставный капитал ООО «Плитвуд», по данным ресурса «Картотека», составляет 203,18 млн рублей. Компания зарегистрирована в мае 2017 года. Ее учредителями являются ООО «УК ВЛП» (50%), АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» (48%) и ООО «Торговый дом ЧФМК» (2%).
В январе 2020 года инвестиционный проект на базе ООО «Плитвуд» получил статус приоритетного в области освоения лесов: соответствующий приказ Минпромторга РФ подписан 14 января. Проект нового производства разработало кировское НИПИ «Биотин».
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ