Фанера для Запада. «Леспром» инвестирует в новый завод

14 Января 2021

Псковская компания «Леспром» в «домашнем» регионе в 2022 году запустит экспортно ориентированное производство широкоформатной фанеры стоимостью 4,5 млрд рублей. По мнению аналитиков, инвестор может столкнуться с проблемами сырья и сбыта: Псковская область не лесной регион.

Новый инвестиционный проект ООО «Леспром» в поселке Плюсса Псковской области предполагает строительство фанерного завода по выпуску широкоформатных плит. В конце декабря 2020 года инвестор получил одобрение наблюдательного совета ОЭЗ «Моглино». Компания собирается вложить в проект €50 млн (около 4,5 млрд рублей) и приступить к производству продукции в августе 2022 года. Еще через год завод должен выйти на проектную мощность — 60 тыс. м3 фанеры в год. 

Как пояснил «Новому проспекту» генеральный директор ООО «Леспром» Сергей Козел, завод будет выпускать в равных долях ламинированную и обычную широкоформатную фанеру. Основной объем фанеры пойдет на экспорт: 85% продукции поедет в Европу и США. Инвестором проекта, по словам Сергея Козела, выступает «один из европейских банков».

Материал для стройки и мебели

Аналитики отмечают, что запуск нового предприятия значительного влияния на расстановку сил на рынке не окажет. «Объем в 60 тыс. м3 — это средний показатель. Такой объем существенно не повлияет на рынок, разве что немного обострит конкуренцию между производителями, причем как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Предприятие выйдет не на новый, а на уже существующий рынок», — говорит генеральный директор Ассоциации мебельных и деревоперерабатывающих предприятий России Тимур Иртуганов. По его словам, основными сферами применения ламинированной фанеры являются строительство (60%), производство мебели (20%), автомобилестроение (11%).

«Наиболее востребована ламинированная фанера у строителей — из нее создается многооборотная опалубка для заливки бетонных форм», — подтверждает генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. Но для того чтобы сбыт был успешным, компании, по его словам, понадобится развитая сеть продаж, без которой выходить на конкурентный рынок сложно. «Фанеру, конечно, купят, но вопрос в том, дадут ли хорошую цену. Широкоформатная ламинированная фанера — распространенный продукт, особенно на европейском и американском рынке», — добавляет он.

«В мебельной промышленности ламинированная фанера также активно используется, из нее делаются задники у корпусной мебели и кухонь», — рассказывает генеральный директор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков. Кроме того, по его словам, новые марки фанеры часто используются при производстве фасадов, боковых стенок мебели, основ для кроватей и диванов. 

«Но на внутреннем рынке потребление фанеры снижается: спрос на конструкционные плиты удовлетворяется за счет плит OSB, которые дешевле фанеры в среднем на 30%», — отмечает Тимур Иртуганов.

Сырье и сбыт

Российская фанерная отрасль экспортно ориентирована: за рубеж поставляется около 70% всего объема произведенной продукции. «Березовая фанера отечественного производства высоко ценится на мировых рынках из-за хорошего качества: у березового сырья отличные физические и механические характеристики», — отмечает Виталий Липский. Основным рыночным трендом последних лет он называет как раз увеличение потребления в Европе и США большеформатной фанеры (в частности, большеформатной ламинированной фанеры).

По данным аналитического агентства WhatWood, в 2019 году в России было произведено 2,88 млн м3 большеформатной фанеры. На экспорт ушло 72% (2,08 млн м3). Производство ламинированной фанеры в 2019 году составило 1,1 млн м3, из которых 36% (400 тыс. м3) пришлось на долю ГК «Свеза» — крупнейшего производителя данного вида продукции в России, сообщили в WhatWood.

Но организация сбыта не главная проблема нового производства. Самая сложная задача, которую придется решать заводу, это сырьевое обеспечение. По словам Сергея Козела, в качестве сырья будущее предприятие планирует использовать лиственный и хвойный фанерный кряж. Закупать его планируют у местных лесозаготовителей и в компаниях Смоленской, Тверской, Ленинградской и Новгородской областей.

«Псковская область не лесной регион. Лесами покрыто лишь 30% его территории. Там нет серьезной лесозаготовительной базы. Схожая ситуация в Смоленской области. В Ленобласти тоже всё выбрано. А в Тверской и Новгородской областях есть свои крупные потребители фанерного кряжа, которые легко могут не пустить нового интересанта на рынок, просто понизив закупочные цены», — предупреждает Виталий Липский.

По его словам, проекты, подобные инициативе «Леспрома», запускаются регулярно, но многие из них не могут развиваться именно из-за нехватки сырья. По расчетам Виталия Липского, «Леспрому» понадобится не менее 200 тыс. м3 сырья в год. «Это большие объемы, которые будет сложно найти», — заключил эксперт.

Справка «Нового проспекта»:

ООО «Леспром»

(Псковская область) зарегистрировано в январе 2007 года. Уставный капитал организации составляет 10 тыс. рублей. В 2017 году компания включена в реестр малых и средних предприятий как микропредприятие. Бенефициаром компании, по данным ресурса Kartoteka.ru, является ее генеральный директор Сергей Козел.

Выручка «Леспрома» в 2019 году увеличилась по сравнению с 2018 годом на 17%, до 13,1 млн рублей; чистая прибыль выросла в 3 раза, до 2,34 млн рублей. Основной вид деятельности компании — распиловка и строгание древесины.

Актуально сегодня