«Евросиб» решил избавиться от автосервисов в кредит

ГК «Евросиб», контролируемая  миллиардером Дмитрием Никитиным, продает сервисные центры при своих автосалонах. Это следует из данных торговой площадки «Сбербанк-АСТ». «Мы действительно решили продать станции техобслуживания, — сказал Дмитрий Никитин. — Рассчитываем, что покупатель на них найдется. Продажа связана с необходимостью инвестировать в создание новой бизнес-модели автодилерского направления».

Более подробных комментариев относительно продажи он не дал.

На аукцион выставлено 6 компаний. Это «ЕС Сервис Центр», «ЕС Автобиография-СТО», «ЕС Лахта», «ЕС АВТО-ЦЕНТР», «ЕС АВТО-ЮГ», «ЕС ОБВОДНЫЙ». Стартовая цена активов — 2,5 млрд рублей, шаг на аукционе — 250 млн рублей. Согласно СПАРК, общий оборот этих СТО в 2017 году составил 1,77 млрд рублей, а прибыль — более 300 млн рублей. Данные за 2018 год в компании не уточнили. В пресс-службе «Евросиба» сообщили, что загрузка этих сервисов составляет около 300 тыс. нормо-часов в год.

Там добавили, что все СТО находятся на арендованных площадях, «это нормальная практика разделения операционной деятельности и владения недвижимостью». Впрочем, поскольку все  станции расположены в одних комплексах с автосалонами «Евросиба», очевидно, в аренду их сдают структуры компании.

На сегодняшний день у «Евросиба» 6 автосалонов, в которых продаются марки BMW, BMW Motorrad, Jaguar, Land Rover, Mazda, MINI и Volvo. В 2018 году ГК «Евросиб» продала 4150 машин. что на 11% больше, чем в 2017 году. При этом в целом авторынок за год вырос на 15%. Доля «Евросиба» на рынке города в 2018 году составила 2,6%, что на 0,1% меньше, чем годом ранее. Компания находится на 15 месте в рейтинге автодилеров по итогам 2018 года.

Машины, вагоны, самолеты

В последние годы автобизнес компании накопил кредитную нагрузку. Так, в 2017 году «Евросиб Лахта» (дилер BMW и Mini) в Приморском районе при выручке 2,7 млрд рублей получил прибыль в 108 тыс. рублей, а его кредиторская задолженность составила — 430 млн рублей. «Евросиб Сервис Центр» (дилер BMW и Mini на Обводном) выручил в 2017 году 3,2 млн рублей, показав прибыль в 500 тыс. рублей и 540 млн рублей кредиторской задолженности. Самая печальная картина у «Автобиография Пулково» (дилер «Ягуар»), при выручке в 3,66 млрд рублей убыток составил 116 млн рублей и 152 млн рублей — кредитная нагрузка юрлица.

Как рассказывали ранее участники рынка, удар по делам компании нанесло строительство автокомплекса на Обводном канале площадью 20 тыс. м2, который открылся в 2016 году. Земля под него была выкуплена у «Метрики» в 2013 году, по оценкам экспертов, сумма сделки составила около 300 млн рублей. Еще 1,6 млрд рублей холдинг потратил на стройку. Все эти вложения осуществлялись на фоне падающего рынка. А по версии одного из участников, реальная стоимость строительства оказалась на 200-300 млн рублей выше запланированной. Кстати, именно с этим игроки  связывали весьма странное предложение на рынке элитной недвижимости — в 2017 году в доме «Евросиба» на Мичуринской улице продавалась квартира за 830 млн рублей. На тот момент это было самое дорогое продаваемое жилье в Петербурге.

Комментируя все эти сведения, Дмитрий Никитин уточнил только, что кредитную нагрузку, связанную с реализацией проекта на Обводном, удалось снизить.

Основной бизнес «Евросиба» — это железнодорожные перевозки. Бизнесмен заявлял в интервью «Коммерсанту», что общая выручка холдинга в 2018 году превысил 30 млрд рублей, доля автобизнеса занимает в ней 40%, а в 2019 году ожидается рост выручки на 15%.

В последние несколько лет «Евросиб» серьезно взялся за авиационный бизнес. Так, холдинг занимается созданием аэропорта в Сиверский в Ленобласти стоимостью до 15 млрд рублей. Он также выкупил 75% минус одну акцию псковского аэропорта «Псковавиа» у администрации Псковской области за 55 млн рублей, чтобы развивать эту площадку. Впрочем, недавно псковские СМИ сообщали, что «Евросиба» хочет пересмотреть сделку, поскольку актив достался им с долгами. По мнению покупателя, эти долги должен гасить прежний собственник — регион.

Странная продажа

Участники рынка недоумевают, зачем Дмитрию Никитину понадобилось продавать прибыльное сервисное направление.  «Сейчас автобизнес в продажах новых машин часто работает в ноль. Основную прибыль приносит продажа подержанных машин, а также сервис и дополнительные услуги. Попытка избавиться от прибыльного бизнеса выглядит весьма странно, учитывая, что речь даже не идет об отдельных СТО. Если говорить о новой бизнес-модели, то внедрения каких-либо новых инструментов в продажах и маркетинге у «Евросиба» я не наблюдаю», — говорит автоэксперт и управляющий партнер «Университета продаж» Виталий Новиков.

Авторизовано опрошенные участники рынка от комментариев отказались, но в один голос заявили, что сервисный бизнес, который работает в рамках автокомплексов и на арендованных площадях, могут приобрести только аффилированные с продавцом компании. «Надо смотреть на результаты торгов. Явно покупателем будет аффилированное с «Евросибом» или Никитиным юрлицо. Под сделку оно получит кредит. Это больше похоже на попытку рефинансирования», — говорит один из автодилеров.

«Это, скорее всего, оптимизация бизнеса, а именно  — уменьшение рисков по активам автобизнеса и увеличение оборотов компании с целью урегулирования ситуации с банками-кредиторами. На такой вывод наводит тот факт, что условия аукциона, а именно его минимальный шаг в 10% (250 млн рублей), обеспечительный взнос (500 млн рублей) и сам актив (исключительно СТО) — делают торги непривлекательными для сторонних покупателей. Это танец качуча перед банком, чтобы показать, что активы ничего не стоят и в качестве залога забирать банку их неинтересно. Сгустят перед банком краски и договорятся о послаблении условий или о прощении части задолженности», — предполагает другой игрок.

Продажа неделимым лотом, с учетом значительной цены, вероятно, является заградительным барьером для посторонних участников, считают эксперты.

Светлана Гузь, управляющий партнер бюро юридических стратегий Legal to Business, отмечает, причины для использования подобной схемы продажи могут быть совершенно разными: это избавление от менее ликвидных активов, диверсификация бизнеса, монетизация (в частности, в отношении ЗАО «Евросиб», согласно данным, зафиксирован отрицательный размер чистых активов — 31 декабря 2018 года он составила минус 112 млн рублей).

Еще один вариант, почему продаются именно эти активы и по такой схеме — это получение финансирования. «Скорее всего, покупатель будет приобретать доли в указанных организациях за счет кредитных средств, это позволит получить дополнительное финансирование, причем, вероятно, на выгодных условиях. Также за счет вырученных от продажи денежных средств могут быть погашены обязательства как господина Никитина лично, так и третьих лиц (через договоры поручительства, договоры займа). Кредитование самих компаний может быть затруднительно: вследствие убыточности деятельности, а также исходя из лимитов на заемщиков. Кроме того, следует отметить, что достаточно сложно оспорить сделки по продаже имущества, заключенные на торгах», — заключает Светлана Гузь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня