"Это ломает работу рынка". ОСК судится с военными и сама с собой
Новый проспект
Статьи

"Это ломает работу рынка". ОСК судится с военными и сама с собой

Прочитано: 174

Треть сумм, оспариваемых в арбитражах компаниями Объединенной судостроительной корпорации, приходится на внутрикорпоративные тяжбы, а основной «внешний» оппонент — Минобороны. Текущую судебную практику крупнейшего в стране владельца верфей проанализировал Лев Годованник.

По данным портала «Электронное правосудие», на сегодняшний день дочерние компании государственного АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) участвуют примерно в тысяче арбитражных споров. По-настоящему крупных, где цена вопроса превышает 100 млн рублей, около 50, суммарный объем претензий в них превышает 15 млрд рублей. 5 млрд из них — это внутрикорпоративные споры между предприятиями, которые входят в ОСК. Таких споров сегодня 17, и участвуют в них пять «дочек» корпорации.

Основные оппоненты в них — архангельское АО «Центр судоремонта «Звездочка» и АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» («10 СРЗ») из города Полярного Мурманской области. На данный момент у них в активной фазе 13 процессов на 2 млрд рублей, все они сводятся к тому, что «Звездочка» взыскивает долги с «10 СРЗ». Впрочем, к самой «Звездочке» претензий больше: петербургское АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (тоже входит в ОСК) пытается взыскать с неё 2,8 млрд рублей, правда пока безуспешно, этот сюжет ждет развития в кассационном суде. На этом фоне весьма скромно выглядит спор между двумя петербургскими «дочками» ОСК — Центральным конструкторским бюро «Айсберг» и Балтийским заводом. Там всего три процесса на 133 млн рублей.

Надо сказать, «Звездочка» — вообще самый активный в ОСК участник арбитражных споров. Помимо сестер по корпорации, серьезные по масштабам сумм претензии к ней предъявляют сегодня Росприроднадзор в лице своего Северного межрегионального управления (187 млн рублей) и петербургский производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод». КМЗ самый неугомонный истец: 11 исков общей суммой почти на 100 млн. Сама «Звездочка» пытается отбить 1,2 млрд рублей у московского АО «Клиоинвест» (торгует телекоммуникационным оборудованием») и борется с Министерством обороны. С военными у предприятия четыре процесса на 217 млн рублей, 117 млн из которых архангельская верфь хочет взыскать с Минобороны, а 100 млн, наоборот, военные требуют у верфи.

Впрочем, особая судебная воинственность Минобороны касается другой «дочки» ОСК — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» из Калининграда. С него военные взыскивают 4,6 млрд рублей, и этот спор пока не прошел даже первую инстанцию. Но благодаря ему военное ведомство сегодня — самый «дорогой» оппонент ОСК: общая сумма судебных споров с ним составляет 4,8 млрд — почти столько же, сколько компании корпорации не могут поделить друг с другом.

Из других исков к калининградскому «Янтарю» масштабом претензий выделяется московское ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз», которое пытается взыскать с верфи 416 млн рублей.

Приличный размах судебных споров у ПАО «Амурский судостроительный завод» из Комсомольска-на-Амуре. Он пытается отсудить 273 млн рублей у Русского народного банка, и, кстати, вполне успешно. Оба процесса выиграны, вступили в законную силу и ждут завершения в кассационной инстанции.

К самому амурскому заводу предъявляет претензии АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), там два иска всего на 415 млн рублей. Оба частично выиграны, один ждет вступления в законную силу в апелляционном суде, второй слушается давно, он тоже частично выигран, но в нем последнее слово скоро скажет Верховный суд.

Ещё 198 млн рублей ГТЛК пытается взыскать у входящего в ОСК петербургского ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Лизинговая компания и в данном случае успешна, впрочем, процессы не завершены: «Невский ССЗ» собирается опротестовать свои проигрыши в кассационной инстанции.

Традиционные очаги судебной активности в Петербурге — Балтийский завод и Северная верфь. Первый, помимо корпоративного спора с «Айсбергом», имеет 11 исков на 700 млн рублей от ООО «ГСИ «Спецнефтеэнергомашавтоматика» из Башкортостана и сам требует 770 млн от финской Wärtsilä (два иска на € 4 млн и 479 млн рублей). Кроме того, Балтийский завод уже несколько лет не может найти общий язык с АО «Киров-Энергомаш» (дочка ПАО «Кировский завод») из-за изготовленных им турбин для самых мощных в мире атомных ледоколов серии 22220. Там сумма споров составляет 217 млн, а всего только в крупных процессах Балтийский завод оспаривает сегодня 1,8 млрд.

У ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» на данный момент только один крупный спор. Его оппонент в нем — московское НПО «Алмаз», которое в четырех исках требует с верфи 1,1 млрд рублей. Но говорить о результате этого противостояния пока рано.

На взгляд юриста, в приведенной статистике нет ничего удивительного.

Александр Арбузов, партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»:

— Хоть предприятия и преимущественно государственные, они не перестают быть участниками гражданско-правовых отношений. Напомню, даже в советское время существовал Госарбитраж, хотя споры в нем происходили, по сути, между разными звеньями одной государственной системы планирования (в юриспруденции даже существовала концепция "персонифицированного имущества", согласно которой предприятие — это не более чем выделенная из государства на время часть госимущества, наделенного людьми для его более эффективного управления). У каждого предприятия есть свои коллективы, руководство, свои показатели деятельности. Соответственно, существуют и ошибки в работе, за которые могут спросить. Поэтому арбитражный суд в данном случае — это универсальный способ разобраться, какой из коллективов прав, а какой не дорабатывает.

С точки зрения представителя судостроительного бизнеса, проблема ОСК в том, что входящие в неё компании попросту набирают бесплатные и ничем не обеспеченные кредиты от промышленных предприятий.

Михаил Даниленко, Совладелец Кингисеппского машиностроительного завода:

— Это ломает работу рынка. Мы выполняем договоры и не имеем никаких гарантий по срокам их оплаты от одних заказчиков, из-за чего допускаем просрочки перед другими — не хватает оборотных средств. Кредитоваться опасно: вдруг не сможешь рассчитаться в срок. К тому же с промышленности банки просят обеспечение недвижимостью. А где её столько взять? Так можно и целиком потерять предприятие. А еще в договорах с той же «Звездочкой» появилась новая практика вносить формулировку «заказчик выплачивает окончательные платежи при условии получения расчета от Министерства обороны». На мой взгляд, это в принципе ставит под угрозу и выполнение гособоронзаказа и выживание промышленных предприятий. Так начинает строиться финансовая пирамида, в которой неоплата старых заказов компенсируется оплатой новых.

справка нового проспекта

Непубличное акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» зарегистрировано в ноябре 2007 года в Петербурге. По данным СПАРК, выручка компании от продаж за 2020 год составила 85,7 млрд рублей, более свежие данные не опубликованы. Компания позиционируется как государственная, но официально состав собственников не разглашается. По данным СПАРК, ОСК владеет долями в 36 судостроительных предприятиях, 35 из которых российские, одно — Arctech Helsinki Shipyard Oy — в Финляндии. На сайте корпорации приведен список из 48 входящих в нее российских компаний.

суд судостроение
Другие статьи автора Читайте также по теме
Государство активно поддерживает оборонку — это внешняя сторона медали. Предприятия ОПК могут развалиться в любой момент — это оборотная сторона. Управляющий партнер производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко рассказал «Новому проспекту», почему гособоронзаказ всё больше напоминает финансовую пирамиду.
Петербургский Речной яхт-клуб пытается исключить свою территорию из зоны зеленых насаждений. Из-за этого треть площади яхт-клуба оказалась непригодной для эксплуатации. В городе много примеров, когда бизнес успешно оспаривал такие решения власти, говорят юристы.
Регистрация недвижимости не защищает собственника от признания постройки самовольной. Спорные вопросы уничтожения незаконно возведенных объектов разъяснил Верховный cуд России. Дополнительные привилегии от сноса он предоставил только жилым строениям.

В Иране после нескольких месяцев кровавых протестов населения упразднили полицию нравов
04.12.2022
В Африке появятся российские телескопы, которые будут следить за космическим мусором
04.12.2022
Активы Freedom Holding в России проданы за $140 млн и дальше будут работать под брендом "Цифра"
04.12.2022
Российские рестораны не смогут подтвердить звездный статус от Michelin в 2023 году
04.12.2022
ТАСС: Миллиардера Михаила Фридмана задержали в Великобритании по подозрению в нарушении санкций
04.12.2022
Рада рассмотрит законопроект об отмене упрощенного пересечения границы между Россией и Украиной
04.12.2022
В США заявили о намерении срывать "поставки" иранского оружия России
04.12.2022
Умер заслуженный артист России Александр Калашниченко
04.12.2022
ЕС опубликовал решение по лимиту цен на российскую нефть в $60
04.12.2022
Apple ускорила вывод производства из Китая
04.12.2022
Китайцы опередили европейских производителей по количеству дилерских центров в России
04.12.2022
Более тысячи россиян не смогли попасть в Литву и Латвию с сентября
04.12.2022
Почти 4 тысячи петербуржцев лечатся от COVID-19 дома
04.12.2022
ЮНЕСКО включила в списки нематериального культурного наследия 47 новых объектов
03.12.2022
Первое в мире СМС-сообщение отмечает 30-летие
03.12.2022
Роспотребнадзор по Петербургу проверит воздух после пожара на Ириновском
03.12.2022
Песков заявил, что новой информации о мобилизации нет
03.12.2022
Россия и Белоруссия подписали протокол о совместной военной безопасности
03.12.2022
Петербуржцам придется отдавать за техосмотр в два раза больше денег
03.12.2022
TAC: США прекратят поставки оружия Киеву, если риски для Вашингтона перевесят выгоду
03.12.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки