"Это ломает работу рынка". ОСК судится с военными и сама с собой
Новый проспект
Статьи

"Это ломает работу рынка". ОСК судится с военными и сама с собой

Прочитано: 14064

Треть сумм, оспариваемых в арбитражах компаниями Объединенной судостроительной корпорации, приходится на внутрикорпоративные тяжбы, а основной «внешний» оппонент — Минобороны. Текущую судебную практику крупнейшего в стране владельца верфей проанализировал Лев Годованник.

По данным портала «Электронное правосудие», на сегодняшний день дочерние компании государственного АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) участвуют примерно в тысяче арбитражных споров. По-настоящему крупных, где цена вопроса превышает 100 млн рублей, около 50, суммарный объем претензий в них превышает 15 млрд рублей. 5 млрд из них — это внутрикорпоративные споры между предприятиями, которые входят в ОСК. Таких споров сегодня 17, и участвуют в них пять «дочек» корпорации.

Основные оппоненты в них — архангельское АО «Центр судоремонта «Звездочка» и АО «10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» («10 СРЗ») из города Полярного Мурманской области. На данный момент у них в активной фазе 13 процессов на 2 млрд рублей, все они сводятся к тому, что «Звездочка» взыскивает долги с «10 СРЗ». Впрочем, к самой «Звездочке» претензий больше: петербургское АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (тоже входит в ОСК) пытается взыскать с неё 2,8 млрд рублей, правда пока безуспешно, этот сюжет ждет развития в кассационном суде. На этом фоне весьма скромно выглядит спор между двумя петербургскими «дочками» ОСК — Центральным конструкторским бюро «Айсберг» и Балтийским заводом. Там всего три процесса на 133 млн рублей.

Надо сказать, «Звездочка» — вообще самый активный в ОСК участник арбитражных споров. Помимо сестер по корпорации, серьезные по масштабам сумм претензии к ней предъявляют сегодня Росприроднадзор в лице своего Северного межрегионального управления (187 млн рублей) и петербургский производственный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод». КМЗ самый неугомонный истец: 11 исков общей суммой почти на 100 млн. Сама «Звездочка» пытается отбить 1,2 млрд рублей у московского АО «Клиоинвест» (торгует телекоммуникационным оборудованием») и борется с Министерством обороны. С военными у предприятия четыре процесса на 217 млн рублей, 117 млн из которых архангельская верфь хочет взыскать с Минобороны, а 100 млн, наоборот, военные требуют у верфи.

Впрочем, особая судебная воинственность Минобороны касается другой «дочки» ОСК — АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» из Калининграда. С него военные взыскивают 4,6 млрд рублей, и этот спор пока не прошел даже первую инстанцию. Но благодаря ему военное ведомство сегодня — самый «дорогой» оппонент ОСК: общая сумма судебных споров с ним составляет 4,8 млрд — почти столько же, сколько компании корпорации не могут поделить друг с другом.

Из других исков к калининградскому «Янтарю» масштабом претензий выделяется московское ПАО «Научно-производственное объединение «Алмаз», которое пытается взыскать с верфи 416 млн рублей.

Приличный размах судебных споров у ПАО «Амурский судостроительный завод» из Комсомольска-на-Амуре. Он пытается отсудить 273 млн рублей у Русского народного банка, и, кстати, вполне успешно. Оба процесса выиграны, вступили в законную силу и ждут завершения в кассационной инстанции.

К самому амурскому заводу предъявляет претензии АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), там два иска всего на 415 млн рублей. Оба частично выиграны, один ждет вступления в законную силу в апелляционном суде, второй слушается давно, он тоже частично выигран, но в нем последнее слово скоро скажет Верховный суд.

Ещё 198 млн рублей ГТЛК пытается взыскать у входящего в ОСК петербургского ООО «Невский судостроительно-судоремонтный завод». Лизинговая компания и в данном случае успешна, впрочем, процессы не завершены: «Невский ССЗ» собирается опротестовать свои проигрыши в кассационной инстанции.

Традиционные очаги судебной активности в Петербурге — Балтийский завод и Северная верфь. Первый, помимо корпоративного спора с «Айсбергом», имеет 11 исков на 700 млн рублей от ООО «ГСИ «Спецнефтеэнергомашавтоматика» из Башкортостана и сам требует 770 млн от финской Wärtsilä (два иска на € 4 млн и 479 млн рублей). Кроме того, Балтийский завод уже несколько лет не может найти общий язык с АО «Киров-Энергомаш» (дочка ПАО «Кировский завод») из-за изготовленных им турбин для самых мощных в мире атомных ледоколов серии 22220. Там сумма споров составляет 217 млн, а всего только в крупных процессах Балтийский завод оспаривает сегодня 1,8 млрд.

У ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» на данный момент только один крупный спор. Его оппонент в нем — московское НПО «Алмаз», которое в четырех исках требует с верфи 1,1 млрд рублей. Но говорить о результате этого противостояния пока рано.

На взгляд юриста, в приведенной статистике нет ничего удивительного.

Александр Арбузов, партнер юридической компании «Дювернуа Лигал»:

— Хоть предприятия и преимущественно государственные, они не перестают быть участниками гражданско-правовых отношений. Напомню, даже в советское время существовал Госарбитраж, хотя споры в нем происходили, по сути, между разными звеньями одной государственной системы планирования (в юриспруденции даже существовала концепция "персонифицированного имущества", согласно которой предприятие — это не более чем выделенная из государства на время часть госимущества, наделенного людьми для его более эффективного управления). У каждого предприятия есть свои коллективы, руководство, свои показатели деятельности. Соответственно, существуют и ошибки в работе, за которые могут спросить. Поэтому арбитражный суд в данном случае — это универсальный способ разобраться, какой из коллективов прав, а какой не дорабатывает.

С точки зрения представителя судостроительного бизнеса, проблема ОСК в том, что входящие в неё компании попросту набирают бесплатные и ничем не обеспеченные кредиты от промышленных предприятий.

Михаил Даниленко, Совладелец Кингисеппского машиностроительного завода:

— Это ломает работу рынка. Мы выполняем договоры и не имеем никаких гарантий по срокам их оплаты от одних заказчиков, из-за чего допускаем просрочки перед другими — не хватает оборотных средств. Кредитоваться опасно: вдруг не сможешь рассчитаться в срок. К тому же с промышленности банки просят обеспечение недвижимостью. А где её столько взять? Так можно и целиком потерять предприятие. А еще в договорах с той же «Звездочкой» появилась новая практика вносить формулировку «заказчик выплачивает окончательные платежи при условии получения расчета от Министерства обороны». На мой взгляд, это в принципе ставит под угрозу и выполнение гособоронзаказа и выживание промышленных предприятий. Так начинает строиться финансовая пирамида, в которой неоплата старых заказов компенсируется оплатой новых.

справка нового проспекта

Непубличное акционерное общество «Объединенная судостроительная корпорация» зарегистрировано в ноябре 2007 года в Петербурге. По данным СПАРК, выручка компании от продаж за 2020 год составила 85,7 млрд рублей, более свежие данные не опубликованы. Компания позиционируется как государственная, но официально состав собственников не разглашается. По данным СПАРК, ОСК владеет долями в 36 судостроительных предприятиях, 35 из которых российские, одно — Arctech Helsinki Shipyard Oy — в Финляндии. На сайте корпорации приведен список из 48 входящих в нее российских компаний.

суд судостроение
Другие статьи автора Читайте также по теме
Правительство России раскрыло информацию о том, какие именно предприятия в условиях непростой геополитической ситуации обязаны обеспечить сотрудников бомбоубежищами и иными средствами гражданской обороны. В список попали не только оборонные предприятия и ядерные объекты, но и почтовые отделения, офисы банков и другие безобидные объекты.
Череда разрушительных паводков и подтоплений, в результате которых тысячи россиян потеряли имущество и жилье, совпала со вступлением в силу 1 мая новых ГОСТов по предупреждению природных катаклизмов. Юристы, опрошенные «Новым проспектом», полагают, что теперь у пострадавших будет больше шансов взыскать с чиновников достойную компенсацию.
Восстановление смертной казни в России юридически невозможно, но игнорировать мнения ее сторонников и противников нельзя. Разные точки зрения о возможности применения высшей меры наказания в нашей стране высказали члены научно-консультативного совета Федеральной палаты адвокатов. «Новый проспект» выслушал всех.

В Петербурге запустят дополнительные автобусы к кладбищам в выходные
03.05.2024
Китай запустил на Луну космический аппарат
03.05.2024
Прорванную в Орске дамбу пообещали восстановить к зиме
03.05.2024
На Украине запретили банкам и ломбардам принимать в залог БПЛА
03.05.2024
В городах России скорость передвижения автомобилей через 10 лет может сократиться в два раза из-за пробок
03.05.2024
Опрос: 53% российских бизнесменов довольны своими финансовыми делами
03.05.2024
Парады в День Победы пройдут в 25 городах России, в том числе в Петербурге
03.05.2024
Иноагентам запретят любое участие в российских выборах
03.05.2024
Почти половина граждан, уехавших из России в начале СВО, вернулась обратно
03.05.2024
Петербургские архитекторы оценили идеи школьников по оформлению дворов
03.05.2024
Для восстановления сектора Газа после войны потребуется до $40 млрд
03.05.2024
Петербургские рестораны готовятся встречать Пасху
03.05.2024
В России могут отменить штраф за тонировку передних боковых стекол
03.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки