«Эталон» бросит кирпич «Керме»

13 Сентября 2019

О том, что ГК «Эталон» намерена продать собственное производство керамического кирпича – ЗАО «Завод строительных материалов «Эталон» – расположенный в поселке им. Свердлова (Кировский район Ленобласти), «Новому проспекту» рассказали несколько участников рынка. Интерес к активу, по их данным, проявил нижегородский производитель кирпича ОАО «Керма». Его два собеседника «НП» назвали наиболее вероятным покупателем кирпичного производства.

ОАО «Керма» входит в ГК «Кирпичная компания» предпринимателя Дмитрия Наймарка. Под брендом «Керма» работают два кирпичных предприятия – в Кстове Нижегородской области и в Брянске, также компания реализует в Нижнем Новгороде проекты малоэтажного жилого строительства из керамических блоков. Часть своей продукции «Керма» поставляет в Ленинградскую и Калининградскую области, а в Петербурге работают три дилера этой компании. Дмитрий Наймарк – основной владелец ОАО «Керма», ему принадлежит 94,3% акций компании. 

В пресс-службе ГК «Эталон» не подтвердили и не опровергли информацию о продаже кирпичного производства: «Мы рассматриваем различные варианты использования непрофильных активов, но конкретных решений на текущий момент не принято». 

Дмитрий Наймарк в течение всего дня был на совещаниях и не нашел времени, чтобы ответить на вопросы «Нового проспекта».

По мнению генерального директора ЗАО «Решение» Александра Батушанского, интерес «Кермы» к ЗСМ «Эталон» уместен: кирпич выгоднее производить на месте, чем возить издалека. Покупка местного актива даст нижегородскому производителю возможность закрепиться на петербургском рынке. Сам Наймарк в одном из интервью сетовал, что обеспеченность «Кермы» сырьем (глиной) гарантирует заводу работу в течение 12-17 лет, что по меркам отрасли немного. Поэтому предприниматель собирался искать и разрабатывать новые месторождения за пределами Нижегородской области. 

По данным СПАРК, кирпичное производство ГК «Эталон» переживает сейчас не самые лучшие времена: с 2014 года оно планомерно снижает выручку, а в 2017 году впервые был зафиксирован убыток от продаж в размере 2,7 млн рублей против 6,6 млн рублей прибыли годом ранее.  По итогам 2018 года предприятие снизило выручку на 22% до 171,8 млн рублей, убыток от продаж вырос почти в 8 раз до 17,9 млн рублей, а чистый убыток составил 841 тыс. рублей против 16,7 млн рублей годом ранее. 

ОАО «Керма» же, наоборот, по итогам 2018 года увеличила выручку на 90% до 513,759 млн рублей, а чистую прибыль – в 3,6 раза, до 25 млн рублей. 

По мнению аналитика ИК «Финам» Алексея Калачева, желание избавиться от убыточного актива для группы «Эталон» естественно, тем более что необходимости обеспечения кирпичом собственных потребностей у компании нет: застройщик в основном ориентирован на использование технологии монолитного возведения домов. Он оценивает возможную цену сделки в 130-140 млн рублей. Для покупателя же сделка может быть логичной, особенно если у него уже есть устойчивый рынок сбыта в регионе или стратегические планы по его расширению, говорит Алексей Калачев.

«В данном случае это больше вопрос продажи, а не покупки: крупному застройщику, особенно претендующему на значительные объемы кредитования в рамках проектного финансирования и вынужденному ориентироваться на биржевых аналитиков, необходимо чем быстрее, тем лучше избавляться от непрофильных производственных активов, чтобы оптимизировать показатели оборачиваемости капитала и доходности», – объясняет директор по развитию ООО «Ладожский строительный трест» Вячеслав Засухин.

Рынок строительного кирпича падает с 2013 года. Спад выпуска готовой продукции за исследуемый период составил 23,6% – производство в натуральном выражении сократилось с 7,23 до 5,5 млрд условных кирпичей. 

«Отечественные производители сократили объём производства в связи со снижение спроса на керамический кирпич со стороны потребителей. В условиях кризиса, в стране наблюдалось уменьшение объёмов строительства, что повлекло за собой спад спроса и как следствие уменьшение продаж керамического кирпича», - комментируют в BusinesStat. 

В текущем году рынок также не стремится восстанавливаться: по данным НИИ Промышленности строительных материалов, в январе-июле 2019 года производство кирпича в России в целом осталось на уровне прошлого года, а в видовой структуре производства основной объем – 69% – пришелся на выпуск керамической продукции. 

По данным Росстата, за 7 месяцев 2019 года в стране выпущено 3,091 млрд условных керамических кирпичей, что на 2,3% меньше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Между тем, отмечают аналитики НИИ ПСМ, наибольший спад продемонстрировали предприятия Северо-Запада РФ, выпустившие продукции на 7,5%  меньше, чем в январе-июле 2018 года. 

Средняя цена производителей на керамический кирпич в 2019 году выросла на 6,3% к уровню 2018 года и составила 8 110 рублей за тысячу условных кирпичей, говорится в исследовании «Альто Групп».

Основную долю региональных рынков производства кирпича занимают крупные холдинги. В Северо-Западном федеральном округе это «Группа «ЛСР», которая, по различным оценкам, занимает около 60% рынка. По данным самой компании, в первом полугодии 2019 года она увеличила по сравнению с аналогичным периодом 2018 года производство данной продукции на 6% до 147 млн кирпичей. Для сравнения, производственные мощности «ЗСМ «Эталон» составляют 41 млн кирпичей в год, а «Кермы» – около 75 млн кирпичей в год.

По оценкам экспертов «Кермы», к концу 2019 года рынок стабилизируется. А BusinesStat прогнозирует его увеличение в 2020 году до 6 млрд условных кирпичей. Основным драйвером рынка, согласно ожиданиям аналитиков BeBoss, станет «растущая динамика строительного рынка». Эксперты говорят, что это повлечет увеличение спроса и производство кирпича, как основного строительного материала, включая и индивидуальное жилищное строительство. Темпы такого роста, правда, будут ограничены 4-5% в год. Однако этого, считают эксперты BeBoss, вполне достаточно для того, чтобы планировать долгосрочные вложения в бизнес, связанный с производством кирпича и других стройматериалов.

Актуально сегодня