Электросамокаты выходят на большую дорогу
Самокаты окончательно превратились из причуды в средство передвижения. Прокат этого транспорта (кикшеринг) одним ударом убивает сразу нескольких зайцев: можно доехать с ветерком, и соблюсти социальную дистанцию. Правда цены здесь пока сопоставимы с каршерингом, однако спрос от этого меньше не становится.
По подсчетам Сбербанка и «Рамблера», на электросамокате хотя бы раз в жизни катался каждый шестой россиянин. 3% передвигаются таким способом постоянно, в том числе на работу или учёбу. 2% катаются не реже раза в неделю. При этом большинство (66%), берут электросамокаты и гироскутеры напрокат.
Молодая история
Первые попытки запустить краткосрочную аренду электросамокатов в России были предприняты в 2018 году. Их делали основатели каршерингов «Делимобиль» и YouDrive. «Но аудитория была на тот момент не готова к этому виду транспорта, поэтому оба проекта не взлетели», — рассказывает сооснователь сервиса Urent Андрей Азаров.
Urent запустился в Краснодаре в 2018 году, из-за теплого климата и большого количества туристов на юге там популярность к электросамокатам пришла быстрее. «В Москве и Санкт-Петербурге аудитория по-настоящему распробовала сервис в 2020 году», — отмечает Андрей Азаров.
Сегодня на рынке кикшеринга (так называются сервисы краткосрочной аренды электросамокатов) в России насчитывается уже более 20 игроков. Многие из них локальные, работают в отдельных городах.
Активный рост
По собственным данным компании, по размеру парка электросамокатов в России Urent занимает на этом рынке порядка 40%. В распоряжении сервиса более 35 тысяч единиц самокатов.
Парк другого крупного сервиса, Whoosh, оценивается в 10 тыс. самокатов. Этой зимой Whoosh привлек порядка $ 25,7 млн (около 1,9 млрд рублей) в рамках пре-IPO от закрытого паевого инвестфонда «ВТБ Капитал пре-АйПиО Фонд» и инвестиционной структуры банка «Открытие». Сейчас Whoosh присутствует в 13 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и Уфу. В 2021 году на вырученные средства сервис увеличит парк электросамокатов в городах присутствия и собирается освоить новые регионы.
Urent сегодняшний день представлен более чем в 30 городах России и большинстве городов-миллионников. Сервис также активно расширяется, планируя до конца этого сезона охватить более чем 50 российских городах. В апреле 2021 года компания получила инвестиции от Sistema SmartTech в размере 200 млн рублей. За счет этого сервис планирует увеличить парк практически вдвое, до 60 тыс. электросамокатов.
Сбербанк в свою очередь открыл финансирование компании «CTRL Лизинг» на сумму 400 млн рублей для организации кикшеринга на базе приложений «Ситимобил» (входит в экосистему Сбера) и Urent. Банк намерен профинансировать приобретение 17,5 тыс. электросамокатов в Москве.
Недавно стало известно, что рынок проката самокатов изучает и оператор связи МТС. Компания ведет переговоры об инвестициях в московский сервис Lite.
Общую емкость рынка электросамокатов в России в 2021 году эксперты оценивают в 100-120 тыс. самокатов. Потенциальная емкость российского рынка — 250 тыс. самокатов. По прогнозам Urent, он достигнет такого размера в 2023 году.
Приятная выручка
За 2019 год выручка Whoosh, по данным системы СПАРК, составила 68,7 млн рублей, прибыль — 25 млн. По итогам 2020 года, по данным компании, рост составил 15 раз — до 1 млрд и 375 млн рублей соответственно.
Urent за 2020 год увеличил выручку фактически в 10 раз — до 800 млн рублей. «Ближайшие несколько лет рынок будет расти кратно за счет появления кикшеринга в новых городах и роста аудитории пользователей», — прогнозирует Андрей Азаров.
«Глобальный рынок микромобильности обладает большим потенциалом — ожидается, что к 2025 году он вырастет многократно, — считает и член инвестиционного комитета фонда Sistema SmartTech Артем Сиразутдинов. — В России этот сегмент также бурно развивается на фоне заинтересованности многих регионов в снижении нагрузки на окружающую среду и загруженности дорог».
Председатель комитета по средствам индивидуальной мобильности Санкт- Петербургского регионального отделения «Деловой России», соучредитель и управляющий ООО «Электрошеринг» Евгений Мутовкин посчитал, что, например, в 2020 году в Петербурге прирост клиентов, которые стали пользоваться краткосрочной арендой электросамокатов, составил более 1000% по отношению к 2019 году. По словам Андрея Азарова, пользовательская аудитория кикшеринга оценивается в несколько миллионов человек.
Кто эти люди
В компании Wroosh позиционируют кикшеринг как транспорт первой/последней мили, для людей, которые передвигаются на короткие расстояния, в среднем до 5-8 км. Urent также продвигает приложение для поездок по городу на короткие расстояния: как транспорт «последней мили» (чтобы доехать вглубь района, например, от станции метро), так и для развлечения — в парках и прогулочных зонах.
«В основном это B2C поездки, — рассказал Андрей Азаров. — По крайней мере, пока. На обычных пользователей приходится более 95%. В некоторых городах у нас уже есть опыт работы с сервисами доставки. Например, в Краснодаре мы предоставляем самокаты по фиксированному тарифу сервису доставки Broniboy — это региональный лидер (аналог Delivery Club). Это успешный эксперимент, и мы планируем его распространять еще и на другие города и другие службы доставки, в том числе в Москве».
Сколько стоит
Тарифы у операторов кикшеринга пока составлены по единой схеме и состоят из двух частей — это оплата разблокировки агрегата и оплата минут в движении. Стоимость старта варьируется от 35 рублей до 50 рублей, стоимость минут — от 5 до 9 рублей за одну минуту. Для сравнения — минута движения в каршеринге (краткосрочная аренда атомобиля), в среднем стоит 8 рублей.
В институте территориального планирования «Урбаника» осенью прошлого года проводили исследование, в котором адекватной ценой за минуту проката электросамоката была названа сумма в 2 рубля. Однако игроки рынка назвали ее убыточной.
Сейчас основной формат оплаты — именно поминутная тарификация. «Мы верим, что вскоре будут популярны различные форматы абонементов, — мечтает Андрей Азаров. — Например, мы в Urent в этом году запустили тариф «Пока не сядет» — тариф позволит арендовать самокат не поминутно, а до разрядки самоката (на 3-3,5 часа поездки). За то время, что самокат находится в режиме ожидания, пользователь не платит. Тариф создан для тех, кто хочет пользоваться самокатом много раз в течение определенного промежутка времени по фиксированной цене».
Любишь кататься…
По данным проекта «Трушеринг», анализирующего рынки городских мобильных средств, срок жизни одного самоката по разным оценкам составляет от 28 дней до 2-3 сезонов, в зависимости от модели и интенсивности использования.
Каждый месяц серьезному ремонту подвергается 12-15% парка электросамокатов, — говорят в Urent. К самым частым поломкам можно отнести механические повреждения корпуса, проколы и порезы шин, выход из строя рулевого управления вследствие неаккуратного или аварийного использования.
При этом, радуется Андрей Азаров, в России не очень много воровства, что большой плюс для развития кикшеринга. «Для защиты электросамокаты оборудованы GPS-датчиками. Датчик передает сигнал сотрудникам. Если даже, допустим, кто-то попробует украсть электросамокат, мы найдем его, — обещает глава Urent. — Кроме того, программное обеспечение гарантирует, что самокат не поедет, если его не разблокировать через приложение».
По мере увеличения числа самокатов на улицах города все актуальнее становится проблема регулирования движения этого транспорта. Пока пользователи электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других микромобильных устройств считаются пешеходами. Однако Минтранс лоббирует изменения в ПДД, чтобы устройства данного типа считались «средствами индивидуальной мобильности», и ездить на них было бы разрешено по пешеходным дорожкам не быстрее 20 км/ч, а по проезжей части только лицам старше 14 лет; при наличии габаритных огней, шлема и др. В последней редакции ПДД скоростной режим смягчился до ограничения в 25 км/ч. Прокатные самокаты имеют именно такое скоростное ограничение.