Электромобили в России подключают к сети
Фото: rostec.ru
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в госкорпорацию «Ростех») разрабатывает план развития сети электрозаправочных станций (ЭЗС) в России. КРЭТ производит электрозарядные станции и претендует на статус федерального оператора. Но у него есть и потенциальные конкуренты.
Судя по всему, «Ростех» планирует стать основным поставщиком решений для Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ. Согласно этому документу, к 2030 году на территории страны необходимо развернуть сеть из 29 тыс. быстрых электрозарядных станций. Они должны заряжать аккумулятор электромобиля до 80% не более чем за 20-30 минут.
Рязань, Татарстан и другие
Электрозарядные станции для «Ростеха» делает дочерний Рязанский приборный завод (ГРПЗ). На его мощностях изготавливается линейка под брендом «Фора»: зарядные станции для электробусов, быстрые и медленные зарядные станции для электромобилей. По данным компании, ЭЗС от КРЭТ уже установлены в более чем 20 городах России.
Сейчас компания хочет создать детально проработанную карту расположения зарядной инфраструктуры для российских городов и отдельных районов. Пилотный проект будет реализован в Ростове-на-Дону.
У «Ростеха» есть конкуренты. Например, на территории промышленной площадки «Зеленодольск» в Татарстане работает завод E-PROM. Основным владельцем компании является ООО «УК «Энергоразвитие», подконтрольное бизнесмену Ильшату Фардиеву.
Кроме того, стартап EV Ten группы «ТехноСпарк» буквально в 2023 году разработал линейку своих ЭЗС и поставил 76 быстрых станций, которые уже запущены в эксплуатацию в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иваново и Ярославле. Одним их ключевых заказчиков компании является федеральный оператор электродвижения Hyper.
Оба этих производителя на днях поставили свои зарядки для тестирования на площадке Центра разработок зарядной инфраструктуры для электромобилей МАДИ. Сообщается, что в ближайшее время там также будут установлены ЭЗС компании «Парус электро» и других производителей зарядной инфраструктуры.
«В центре объединены компетенции компаний из всех сегментов рынка электромобильности: производители зарядных станций, поставщики электромобилей и операторы инфраструктуры, — пояснил основатель и генеральный директор Hyper Алексей Тихонов. — Здесь можно проверить любой электромобиль на совместимость с большинством моделей зарядных станций, установленных по федеральной программе, а также проверить очередную версию ПО на отказоустойчивость. На основании полученных результатов в дальнейшем будут разработаны отраслевые стандарты в области электромобильности».
Станций — не счесть
По данным Росстата, еще в 2015 году в России было всего шесть зарядных станций для электромобилей. В 2022 году их число выросло до 574, официальной статистики за 2023 год пока нет.
При этом, по данным приложения 2Chargers, в России насчитывается около 4,5 тыс. точек для подзарядки электрокаров, из которых 779 обеспечивают быструю зарядку. В Минэкономразвития посчитали, что в России в 2022 году было установлено 439 быстрых и 783 медленных станции. В 2023 году суммарно должны были поставить 2822 станции, в 2024 году — до 3 тыс.
Эксперты отмечают, что развитию электродвижения в России способствует господдержка. Например, бизнес, который устанавливает зарядные станции, может вернуть из бюджета до 60% их стоимости. Та же зарядная станция «Фора» с переменным током стоит у поставщиков от 295 тыс. рублей, а экспресс-станция — почти 2 млн рублей.
На сегодняшний день зарядные станции расставляются в регионах по принципу «кто во что горазд» и слабо коррелируют с электромобильной загрузкой. Так, по данным 2Chargers, быстрых точек, которые позволяют зарядить автомобиль на 70-80% за полчаса, больше всего в Татарстане и Подмосковье — более 100 в каждом из регионов. По числу медленных станций, заряжающих машину за несколько часов, лидеры — Москва и Подмосковье, где более 300 точек. В первой пятерке рейтинга также Краснодарский край, Санкт-Петербург и Приморский край. А вот Иркутской области и Хабаровского края, где электромобили распространены шире, чем в других регионах, в первых строчках этого списка нет.
«Зарядные станции для электромобилей — это не просто инфраструктура, это ключевой элемент перехода к более устойчивому и экологически чистому будущему. Развитая сеть ЭЗС сделает электротранспорт более привлекательным для широкого круга водителей в России, — считает ректор МАДИ Артем Ажгиревич. — Сегодня у нас есть технологические возможности для того, чтобы сформировать ее с учетом удобного расположения и реальных потребностей участников движения».
Нам любые до́роги доро́ги
Владельцы электромобилей до конца 2024 года могут бесплатно проезжать по платным федеральным трассам. Речь идет о платных участках автодорог М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М11 «Нева», М12 Москва — Нижний Новгород — Казань, Центральной кольцевой автомобильной дороге и Северном обходе Одинцова. Правда, точной цифры, сколько там сейчас расположено электрозаправок, нет.
Весной 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил около 1,37 млрд рублей на создание зарядной инфраструктуры для электротранспорта в России. Как сообщала пресс-служба кабмина, речь шла как раз о субсидировании расходов на закупку и установку быстрых зарядных станций для электротранспорта на федеральных трассах.
По данным исследования BusinesStat, в 2023 году в России было продано в общей сложности около 8,2 тыс. электромобилей, что почти в 50 раз больше, чем в 2019-м, когда продажи таких транспортных средств не превышали 200 штук. И это невзирая на уход европейских производителей, потому что на их места приходят китайские и российские компании. Ну и параллельный импорт никто не отменял.
Всего, по данным ГИБДД, число эксплуатируемых в России легковых электромобилей за 2023 год выросло на 75% и составило 39,7 тыс. штук. Зарегистрированы в ГИБДД и 604 электробуса вместо 160 в 2022 году, а также 150 электрогрузовиков (в 2022 году их было 49).
По данным агентства «Автостат», 60% всех электрокаров, ездящих по дорогам России, принадлежат марке Nissan. На втором месте рейтинга, причем с большим отставанием от лидера, располагается Tesla, на которую приходится 17% от общего числа. Третью строчку занимает бренд Porsche. Кроме того, в 2023 году в массовую продажу поступил электромобиль «Москвич 3e» — лицензионная копия китайского кроссовера JAC e-JS4, которую собирают на бывшем заводе «Рено». К маю 2023 года заводу удалось продать 522 «электромосквича». В Липецке на мощностях завода «Моторинвест» выпускают китайские модели Dongfeng Aeolus E70 под брендом Evolute.
По географии парка электромобилей пальма первенства принадлежит Центральному федеральному округу, там сосредоточена примерно треть электромобилей. На Дальнем Востоке — пятая часть электрического автопарка, примерно столько же в Сибири, а в остальных федеральных округах их доля составляет менее 10%.
Когда схема размещения электрозаправок «дорисуется» от Ростова-на-Дону до всех остальных границ РФ, точно неизвестно, однако до этого разработчикам заправок предстоит успеть решить другую немаловажную задачу. Дело в том, что программное обеспечение (ПО) для зарядных станций электромобилей, разработка которого субсидируется из бюджетных средств, должно быть полностью отечественным с 1 января 2025 года. Таково требование Минцифры, и игрокам, претендующим на роль операторов электромобильного рынка, придется его исполнять.