Экстремистское вождение. Автодилеры просят спасти их от покупателей-истцов
Новый проспект
Статьи

Экстремистское вождение. Автодилеры просят спасти их от покупателей-истцов

Прочитано: 4574
Экстремистское вождение. Автодилеры просят спасти их от покупателей-истцов
Петербургские автодилеры бьют тревогу, рынок накрывает волна потребительского экстремизма: недобросовестные покупатели пытаются отсудить у них десятки миллионов. Сами торговцы в долгу не остаются — подают ответные иски и взыскивают сотни тысяч рублей судебных издержек.

Первыми проблему подняли дилеры KIA. Вместе с импортером ООО «КИА Моторс Россия и СНГ» они обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову, в квалификационную коллегию судей Санкт-Петербурга, в Совет по противодействию коррупции при президенте Российской Федерации и в комиссию по вопросам правопорядка и законности Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Предприниматели выказывают опасение, что в Петербург пришла практика Краснодарского края, где потребители за последние несколько лет отсудили у производителей автомобилей более 200 млн рублей. Суммы исков в десятки раз превышают стоимость транспорта, указанную в договоре. А причинами расторжения договоров купли-продажи становятся незначительные недостатки, стоимость устранения которых не превышает нескольких десятков тысяч рублей. 

В Краснодаре пострадавшие компании предполагали, что судьи и эксперты ангажированы и действуют в интересах потребителей-экстремистов. В итоге мировые автоконцерны Hyundai, KIA, Mercedes и Jaguar Land Rover объединились и обратились за помощью в ФСБ РФ, заявив о возможных схемах мошенничества с участием судов «под прикрытием» исков о защите прав потребителей. 

«Убеждены, что подобные случаи злоупотребления правом на территории Петербурга, проявления откровенно мошеннических действий со стороны недобросовестных потребителей не могут остаться без внимания органов исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации», — говорят петербургские дилеры в своем письме и приводят примеры дел, в которых, по их мнению, проявляются признаки потребительского экстремизма. Они просят у органов государственной власти обеспечить объективное и независимое расследование ситуации.

Зеркальце на миллионы

Таких дел в судах Петербурга сейчас десятки, говорят участники рынка и приводят некоторые примеры в своем письме.

У дилеров KIA ООО «Шувалово-Моторс», ООО «СОКРАТ СПб» и производителя KIA ООО «Эллада ИнтерТрейд» автовладелица Лариса Ерлыкова требует в общей сложности 43 млн рублей за нерабочий обогрев заднего зеркала в ее автомобиле KIA (дилеры говорят, что стоимость замены составляет около 20 тыс. рублей) и некорректно работающую кнопку mode. Истица приобрела автомобиль подержанным, но на заводской гарантии. 

«Ерлыкова утверждает, что некорректно функционирует программное обеспечение и выражается это в утрате функциональности кнопки mode на руле. В то же время в процессе исследований было установлено, что кнопка mode функционирует исправно. Тем не менее эксперты, назначаемые судом для проведения судебной экспертизы, настаивают на ее неработоспособности, игнорируя фактически установленные, в том числе с использованием специального оборудования, обстоятельства», — поясняет юрист ООО «СОКРАТ СПб» Иван Булатов.

«О том, что потребительница имеет к нам вопросы, мы узнали только из досудебной претензии. В нашем случае она пытается расторгнуть договор из-за того, что в течение 45 дней не были устранены недостатки в работе зеркала по гарантии. Мы отказали ей в ремонте зеркала, поскольку повреждения имели механический характер. После этого она подала на нас в суд, и из иска мы узнали о требовании 43 млн рублей. На предложение заменить зеркало за счет ООО «Шувалово-Моторс», несмотря на негарантийный характер повреждения, и перейти на вип-обслуживание Ерлыкова ответила отказом. Она ответила, что это несовместимо с суммой иска, по которому она намерена получить деньги. Таким образом, она ориентирована на получение совсем других преференций от судебного процесса и сложившейся ситуации», — говорит владелец «Шувалово-Моторс» Олег Шумский.

Лариса Ерлыкова от комментариев отказалась, отметив лишь, что ей предложили замену зеркала только после подачи судебного иска.

Интересно, что ее представителем до суда в переговорах с «Шувалово-Моторс» выступал Артем Потемкин, который давно известен продавцам автомобилей своими судебными тяжбами, сообщили в дилерском предприятии. Его дела в обращении автодилеры также приводят в пример. Артем Потемкин, судя по материалам судов, подавал иски против ООО «Эллада Интертрейд» и ГК «Рольф» из-за «неисправности обогрева правого зеркала заднего вида» в автомобиле KIA Quoris, а также против «Эллада Интертрейд» и автохолдинга «Аларм Моторс» в связи с «обнаружением в автомобиле KIA STINGER на пробеге 7650 км недостатка, проявляющегося в потере мощности и невозможности разогнаться быстрее 40 км/час». 

В первом случае он требовал более 10 млн рублей, но решением суда получил около 400 тыс. рублей. В ГК «Рольф» не стали комментировать это дело. 

Во втором случае претензии автомобилиста составили около 20 млн рублей. Сейчас решение суда первой инстанции обжалуется. В автохолдинге «Аларм Моторс» от комментариев отказались до окончания судебного процесса. 

Артем Потемкин заявил, что не считает себя потребителем-экстремистом. Он считает, что его права регулярно нарушаются: и дилерами, и производителем. Дилерами — в части качества обслуживания, а производителем — в части качества самих товаров. 
«Я пытался урегулировать оба раза претензии в досудебном порядке и излагал свои требования в письменном виде. Изготовитель и дилеры отвечали на них отказом, и я в связи с этим обращался в суд», — говорит он. 

«Те производители и дилеры, которые меня в чем-то обвиняют, имеют сотни исков от недовольных потребителей по всем маркам машин, которые продают. Они систематически нарушают права потребителей, в том числе и мои. Я говорю о дилерах «Рольф», «Аларм Моторс» и производителе «Эллада Интертрейд», — добавляет Артем Потемкин.

Автодилеры в своем письме обращают внимание, что два дела — Ерлыковой и Потемкина (с участием компании «Аларм Моторс», где суд встал на сторону истца) — ведет один и тот же судья Ленинского районного суда Александр Батогов. При этом оба истца меняли место регистрации перед судами, утверждают дилеры. В объединенную пресс-службу судебной системы Санкт-Петербурга «НП» отправил вопрос о ситуации, но пока не получил ответа. Он будет опубликован позже, если пресс-служба сочтет возможным подготовить комментарий на этот счет. 

Автомобиль как средство заработка

По закону потребитель вправе требовать при расторжении договора купли-продажи уплаченные по договору деньги за автомобиль, убытки в виде разницы между ценой автомобиля в договоре и ценой на момент предъявления требования, неустойку за нарушение срока удовлетворения требования в размере 1% от суммы неудовлетворенного в добровольном порядке требования, штраф в размере 50% от взысканной судом суммы основного требования (за его несоблюдение в добровольном порядке), моральный вред, покрытие всех судебных издержек.

«Отсюда набираются колоссальные суммы, которые недобросовестные потребители пытаются отсудить у дилеров и производителей. Появились судебные дела, в которых при рыночной стоимости автомобиля в 1,5 млн рублей сумма заявленных требований может превышать ее в десятки раз», — отмечает юрист Василий Пуртов.

По словам Василия Пуртова, такие покупатели специально затягивают сроки получения автомобилей из ремонта, а есть случаи, когда преднамеренно выводят из строя труднодиагностируемые и недорогие агрегаты.

Александр Вестников, партнер АО «ЛексКледере консалтинг», говорит, что если потребитель идет в суд, то он хочет либо много, либо очень много денег. «Совсем свежий пример: в одном из наших текущих дел истец просит 35 млн рублей за возврат авто стоимостью 4 млн», — отмечает он. 

Денис Ковалев, директор по правовым вопросам правозащитной компании «Ковалев и Партнёры» (Петрозаводск), рассказывает, что в их регионе проблема тоже нарастает. Только у его компании сейчас идет пять дел с потребителями, в которых суммы исков доходят до 11 млн рублей. «Большинство людей добросовестно пользуются своими правами. Однако существуют субъекты, которые сознательно создают ситуации, когда их права резко начинают «нуждаться в защите», — говорит он.

Бывают и курьезные случаи. Владелец ГК «Автополе» Сергей Моренков рассказывает, что клиент в первой судебной инстанции выиграл иск по расторжению договора купли-продажи по причине «существенного недостатка», то есть невозможности физически эксплуатировать автомобиль. Общая сумма, начисленная в суде, с учетом всех пеней и штрафов в 3 раза превысила цену автомобиля при продаже. «Однако после заседания апелляционного суда мы случайно увидели, что истец садится в этот самый автомобиль прямо у входа в здание суда, значит, что автомобиль полностью исправен и эксплуатируется. Адвокат сфотографировал это, и фотографии с указанием даты и времени были представлены в следующем заседании. Только это позволило добиться от суда справедливого решения», — говорит он. 

По его мнению, закон о защите прав потребителей провоцирует активность таких людей, поскольку в случае выигрыша можно хорошо обогатиться. «Сейчас мы столкнулись с новой технологией, когда заявление на возврат автомобиля отправляют, допуская ошибку в адресе. Дилер даже не знает, что против него идет судебный процесс, пропускает сроки апелляции, а суды на это часто не обращают внимание», — отмечает Сергей Моренков.

Проблема однозначно будет нарастать, уверены дилеры, поскольку автомобили дорожают, технически совершенствуются, каждый оснащается компьютерными программами, соответственно, находить мелкие незначительные недостатки в автомобиле не составляет труда. 

Защититься вместе

Автодилеры говорят, что основную массу вопросов с клиентами решают в добровольном порядке и всегда идут навстречу при появлении претензий. Однако, сталкиваясь с недобросовестными покупателями, подают встречные иски на сотни тысяч рублей. «В том числе путем взыскания с недобросовестного потребителя всех расходов, которые понес дилерский центр (стоимости экспертизы, командировочных, стоимости стоянки автомобиля на территории центра, привлечения внешних консультантов и т.п.), — говорит руководитель юридического отдела ГК «Автохолдинг Максимум» Антонина Шайдецкая. — Такие суммы могут быть весьма значительными. Мы всегда собираем и храним все доказательства таких расходов. На практике суды поддерживают их взыскание. Необходимо понимать, что, занимаясь недобросовестным заработком, ты рискуешь собственными деньгами».

«Зачастую потребитель переоценивает свои силы и не может доказать обоснованность своих претензий. В этом случае именно на него ложатся все судебные расходы по делу. По нашим делам мы всегда взыскиваем с потребителя стоимость экспертизы, расходы на наши услуги, а также транспортные расходы, если дело рассматривалось в другом городе», — отмечает Александр Вестников. Он советует дилерам вести жесткий контроль сроков нахождения автомобилей на станции технического обслуживания, корректное оформление заказ-нарядов и актов выполненных работ, уведомлять клиентов об окончании работ в письменном виде, разделять работы на разные заказ-наряды, детально фиксировать состояние авто при приемке у клиента и т.д.

Однако для системного решения проблемы необходимо внести изменения в законодательство о защите прав потребителей. 

Например, Денис Ковалев говорит, что есть проблема в толковании законодательства судами. «Большинство судов неверно применяют норму о потребительском штрафе. За неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя с продавца взыскивается штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Но как можно в добровольном порядке удовлетворить требование, о котором узнал только из судебного иска?» — рассуждает Денис Ковалев.

Кроме того, говорят игроки, законом установлен срок на устранения недостатка — не более 45 дней. Зачастую потребитель направляет в адрес дилера заявление об устранении незначительного недостатка, автомобиль в ремонт не передает, а через 45 дней предъявляет требование о расторжении договора купли-продажи, мотивируя требование тем, что недостаток дилером не устранен в течение 45 дней. Они отмечают, что необходимо законом установить срок именно нахождения автомобиля в ремонте не более 45 дней, поскольку сейчас это не уточняется.

«Надо ограничить предельный размер ответственности бизнеса, например, рыночной стоимостью автомобиля. Кроме того, необходимо описать признаки малозначительности дефекта для дорогостоящих товаров и технически сложных товаров, определив их как основания для отказа в требованиях о расторжении договора купли-продажи. Это важный момент, поскольку дилеры, следуя принципу лояльности, часто меняют дешевые узлы, не разбираясь в причинах поломки (дефект вследствие эксплуатации автомобиля владельцем или гарантийный случай), а встречая потребителей-экстремистов, попадают на колоссальные убытки», — говорит Олег Шумский.

По его словам, необходимо также сформулировать признаки недобросовестного поведения в подобных делах: сейчас на этот счет есть единичные пояснения Верховного суда РФ, но нет системного подхода.

автодилеры Судебные споры Судебная практика
Другие статьи автора Читайте также по теме
Пользователей соцсетей, блогов или иных интернет-ресурсов, разместивших много лет назад безобидные сообщения, могут привлечь к административной или даже уголовной ответственности. Возможность штрафов за публикацию информации, объявленной впоследствии запрещенной, подтвердил Конституционный суд России.
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Неисполнение указаний оперативных штабов будет караться многотысячными штрафами. Такая ответственность уже вводится в Ленинградской и Курской областях. Нарушением, в частности, могут признать публикацию любой информации о мостах, заводах, портах, электростанциях и других стратегических объектах.

В Петербурге известного театроведа оштрафовали за дискредитацию ВС РФ
23.04.2024
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее ослабление рубля в ближайшие годы
23.04.2024
Спрос на квартиры в петербургских новостройках с начала года вырос в три раза
23.04.2024
Штрафы за неуведомление об открытии бизнеса собираются удвоить
23.04.2024
Доля иностранных собственников торговых центров в Петербурге может в ближайшее время сократиться до 9%
23.04.2024
В Петербурге разработали стандарт транспортного обслуживания
23.04.2024
Участники группы "Би-2" подали документы на молдавское гражданство
23.04.2024
В Минэкономразвития улучшили прогноз роста российской экономики
23.04.2024
В России появился центр проверки книг на предмет изъятия из продажи
23.04.2024
Шествие "Бессмертного полка" в этом году снова отменяют
23.04.2024
Setl Group строит поликлинику и врачебные кабинеты в новых ЖК Петербурга
23.04.2024
ОСК снова меняет гендиректора "Балтийского завода"
23.04.2024
ГК "Запстрой" создала бренд LAR Development для строительства недвижимости бизнес-класса
23.04.2024
В Финляндии закрывается музей Ленина
23.04.2024
В Петербурге сократился объем ввода новых складских комплексов
23.04.2024
С начала года спрос на первичном загородном рынке Петербурга и Ленобласти вырос в 1,6 раза
23.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки