Экология для имиджа. Бизнесмены начали мусорную реформу
Старт мусорной реформы в Петербурге перенесли на год. Последствия такого шага представители общественных организаций и делового сообщества обсудили на состоявшейся 4 декабря конференции «Мусоропереработка и рециклинг в экосистеме «производство-ритейл-покупатель».
Заместитель председателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева выделила основные плюсы и минусы годичного моратория мусорной реформы в Петербурге: «С одной стороны это плюс – у нас есть время посмотреть по сторонам и поучиться на чужих ошибках. С другой – бизнес региона уже сейчас нуждается в четких планах для нормальной работы». «Проблема в том, что сейчас в Петербурге нет ответственного за мусорную отрасль лица, с которым можно было бы решать такие вопросы. Сейчас все наши крики и стоны уходят в пустоту. Законодательные собрания Петербурга и Ленобласти ничего сделать не могут», – поддержал ее председатель региональной общественной организации по защите окружающей среды «Экологическое сообщество» Сергей Санне.
Представители делового сообщества ждут создания регионального «мусорного» оператора и надеются, что все сопутствующие этому процедуры пройдут «правильно и гладко». Как отметила директор по охране труда и окружающей среды фабрики «Петро» Юлия Андреева, это необходимо, чтобы все участники процесса обращения отходов «понимали зону своей ответственности». Пока же крупные компании самостоятельно заботятся о чистоте окружающей среды. Это направление особенно активно развивают российские предприятия, входящие в глобальные корпорации. Решение «мусорных» вопросов важно, так как забота об экологии в современном мире становится серьезным инструментом конкурентной борьбы, подчеркнула Наталья Беляева.
Так, за последние 5 лет табачная фабрика «Петро» компании JTI инвестировала более $15 млн в экологические проекты. В результате потребление энергии на предприятии снизилось на 15%, более 70% всех фабричных отходов подвергается переработке, а их образование сократилось на 29%, рассказала Юлия Андреева. «Компания смотрит на проблему экологии комплексно и уже обсуждает с поставщиками инициативу по сокращению использования промышленной упаковки. В частности, картонные короба уже не сдаем в макулатуру, а перерабатываем, вторично используем поддоны, проводим акции по раздельному сбору отходов среди сотрудников», – поделилась опытом Юлия Андреева.
Но настоящим прорывом в области обращения с отходами она назвала проект создания рядом с фабрикой «Петро» площадки для сбора и сортировки отходов, реализованный партнером корпорации. «Новое поколение потребителей смотрит на то, как ведет себя компания, насколько она социально ответственна. Люди в этом смысле становятся все образованнее, да и законодательные инициативы направлены на повышение информированности населения и его ответственности в вопросах экологии», – объяснила Юлия Андреева.
Проекты, связанные с раздельным сбором мусора, развивает ГК «Экотехнологии». С 2016 года она охватила ими 50 городов, рассказал президент группы Константин Рзаев. Созданы различные мусоросборочные пункты, установлены модули и сетчатые контейнеры для раздельного сбора, а также фандоматы. Они призваны мотивировать людей позаботиться о раздельном сборе мусора: за правильно распределенные отходы фандомат выдает человеку приз – купон на ту или иную скидку. В декабре, рассказал Константин Рзаев, компания начнет собственное производство фандоматов в Ижевске.
Концерн «Юнилевер» к 2025 году тоже планирует полностью перейти на перерабатываемую упаковку и как минимум 25% ее использовать вторично, рассказала инженер по охране окружающей среды петербургского филиала «Юнилевер Русь» Елена Пулина. Это позволит сократить объем используемого пластика на 100 тыс. тонн. «Первым шагом к достижению этой цели стало уменьшение веса пластиковой упаковки: на данный момент 86,5% нашей упаковки подлежат переработке, ждем только появления соответствующей инфраструктуры», – пояснила Елена Пулина. Она также поделилась опытом использования фандоматов: с августа по ноябрь 2019 года 14 аппаратов, установленных компанией, собрали 13 тыс. бутылок и флаконов. «Могу сказать, что с точки зрения сбора это не выгодно. Но выгодно с точки зрения маркетинга – это инвестиция в имидж компании», подытожила госпожа Пулина.
Уменьшением веса и утоньшением пластиковой упаковки занимается и Danon. Цель компании – в 2020 году увеличить объем используемого вторсырья на 10% и довести его до 30%. «К сожалению, пока нет технологии по 100% переработке пищевого пластика, вся надежда на ученых», – посетовала Анастасия Афонина, менеджер Danone по корпоративным отношениям в западном регионе.
Компании, занимающиеся производством упаковки в России, столкнулись с неожиданной проблемой: в стране нет ни одного переработчика подложек от этикеток, рассказала менеджер UPM Raflatac Анна Алексеева. Сейчас компания вывозит это сырье в Германию, где его перерабатывают и делают журнальную бумагу. «Экономика этого процесса танцует вокруг нуля, но это наш вклад в сохранение экологии», – заявила Анна Алексеева.
Управляющий и основатель сервиса доставки iGoods Григорий Кунис рассказал об идее привлечения курьеров компании к раздельному сбору мусора. «Курьеры могут одновременно с доставкой заказов забирать у людей мусор и доставлять его в пункты раздельного сбора в гипермаркетах. Они же могут разъяснять людям, как надо сортировать мусор, как его готовить к утилизации», – предложил бизнесмен, отметив, что его компания не будет на «этом зарабатывать как оператор».
Юлия Андреева также напомнила, что в Петербурге действует программа «Зеленый кодекс», объединяющая экологически ответственный бизнес. На конец 2019 года «Зеленый кодекс» подписали 14 предприятий, в числе которых «Петро», Mars, Unilever, Ariston, Groupe SEB, Smurfit Kappa. Эти компании внедрили у себя программы по снижению выбросов углекислого газа, минимизации потребления электроэнергии и воды, а также сократили объемы промышленных отходов и развивают их сортировку.
Организация эффективной работы региональных операторов по обращению с отходами – дело сложное, сегодня вывести вновь созданную организацию «в прибыль» практически невозможно, из-за чего многие вроде бы и заработавшие компании в других регионах несут миллиардные убытки, заявил президент ГК «Экотехнологии» Константин Рзаев. «Основная причина – тарифы, которые установлены в России, не достаточны для того, чтобы мы жили в чистой стране, а поменять их крайне сложно. В итоге у операторов не хватает денег даже на операционную деятельность, не говоря уже о строительстве полигонов и мусороперерабатывающих заводов. В результате мусорная реформа буксует, и планы по строительству инфраструктуры исполнены лишь на 50%», – пояснил эксперт.
Отрасль мусоропереработки в самом начале развития, путей много, но четкого алгоритма нет, согласился советник губернатора Ленобласти Михаил Василенко. Он уверен, что россияне будут не против повышения тарифов на вывоз и переработку мусора в 2-3 раза, если провести «разъяснительную работу для населения по всем фронтам».