Третий не лишний. Сын вице-премьера Борисова купил завод в Выборге

Компания «Энексел Групп», которую контролирует Александр Борисов, сын вице-премьера федерального правительства Юрия Борисова, приобрела 50%-ную долю в ООО «Выборгский машиностроительный завод — Судовое машиностроение». Предприятие занимается сборкой движительных комплексов для судов. Это третья инвестиция Александра Борисова на рынке машиностроения Ленобласти за год. Покупка нового актива связана с федеральными планами импортозамещения и гособоронзаказом, полагают эксперты.

ООО «Энексел Групп», принадлежащая Александру Борисову, 27 июля текущего года приобрела 50% долей ООО «ВМЗ-СМ», по данным ресурса «Картотека.ру». Остальные доли компании остаются у прежнего собственника Ильи Иуса (он владеет бизнесом напрямую, а также через ООО «Валрус»). Александр Борисов — сын вице-премьера Юрия Борисова. Об этом знают участники рынка. Российские СМИ также неоднократно писали об этом.

«ВМЗ-СМ» создан 4 года назад владельцами Выборгского машиностроительного завода, который занимается конструированием и производством несущих конструкций, судовых дверей, иллюминаторов. Непосредственно «ВМЗ-СМ» занимается сборкой движительных комплексов для малых и средних судов.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Движитель — это устройство, преобразующее энергию двигателя или другого внешнего источника в полезную работу по перемещению транспортного средства.


«По сути, собственного производства у компании нет. Она занимается сборкой деталей и поставляет пропульсивные (движительные) комплексы, петербургским и областным верфям: Северной верфи, Выборгскому судостроительному заводу, Адмиралтейским верфям», — поясняет один из участников рынка.

По данным «Картотеки.ру», выручка «ВМЗ-СМ» в 2019 году составляла 213 млн рублей, а в 2020 году — всего 25 млн рублей. При этом чистая прибыль в 2019 году была 108 тыс. рублей, а в 2020 году — 170 тыс. рублей.

По оценке начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, с учетом того, что предприятие в предыдущие годы генерировало выручку объемом до 300 млн рублей, его стоимость могла составить около 70 млн рублей. «Есть все шансы, что в 2021 году компания сможет нарастить объемы производства и улучшить финансовые показатели», — считает Дмитрий Кумановский.

В «Энексел Групп» и «ВМЗ-СМ» на запрос «Нового проспекта» о сделке пока не ответили. 

Звенья одной цепи

Эксперты говорят, что интерес к «ВМЗ-СМ» со стороны компании Александра Борисова, который уже инвестировал в машиностроение, объясним. По данным баз «Картотека.ру» и СПАРК, ООО «Энексел Групп» в прошлом году стало совладельцем двух машиностроительных предприятий в Ленобласти, Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) и «Дизельдипсервис», получив по 17,5% в каждом из них. Предприятия входят в единый холдинг (у них общие собственники). Они занимаются ремонтом и обслуживанием дизельных и газотурбинных двигателей и дизель-генераторов. Сейчас холдинг диверсифицирует свой бизнес: недавно он наладил производство катеров специального назначения.

В КМЗ сообщили "Новому проспекту", что к сделке с "ВМЗ-СМ" отношения не имеют и действия своих учредителей комментировать не могут.

Продукция «ВМЗ-СМ», по мнению аналитиков, пойдет на нужды предприятий, подконтрольных Александру Борисову, а также на открытый рынок.

«ВМЗ-СМ» занимается поставками движительных комплексов для судов среднего и малого размера, в том числе для катеров и рыболовецких судов. Соответственно, новым контрагентом предприятия может стать Кингисеппский машиностроительный завод, который производит катера», — говорит Дмитрий Кумановский.

"ВМЗ-СМ" - интенсивно развивающаяся компания, Чистая прибыль растет на протяжении трех лет. Правда и кредиторская задолженность выросла кратно, по итогам 2020 года – более 358 млн руб. Вместе с тем, "ВМЗ-СМ" стремительно расширяет производство", - говорит Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Долгосрочные планы

Однако, скорее всего, речь идет о долгосрочных планах по развитию «ВМЗ-СМ». «Россия планирует заместить импортные движительные установки для судов отечественной продукцией. Возможно, новый инвестор рассчитывает в перспективе получить заказы на создание пропульсивных установок для других судостроительных заводов, которые занимаются в том числе строительством рыболовецких судов. Сейчас многие верфи, в частности на Северо-Западе, получили большой объем заказов на такие суда в рамках программы «Квоты под киль», — рассуждает Дмитрий Кумановский.

Другие эксперты полагают, что продукция «ВМЗ-СМ» может быть востребована и в сфере гособоронзаказа. «Кто-то в России всё же должен делать небольшие судовые двигатели для оборонки. Я знаю, что сейчас у многих верфей есть проблемы с поставками двигателей некоторых классов: они идут из-за рубежа с большими сложностями. Нужно реанимировать собственное производство. Участвовать в этом процессе может и машиностроительный завод из Выборга», — комментирует Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Юрий Борисов, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса.
С 1978 года служил в вооруженных силах. После увольнения в запас в 1998 году стал гендиректором ЗАО «Научно-технический центр «Модуль», которое занимается разработкой авионики, комплексов распознавания изображений и интегральных схем.
С 2004 года работал в Федеральном агентстве по промышленности начальником управления радиоэлектронной промышленности и систем управления, а потом заместителем главы ведомства. Затем Юрий Борисов был заместителем министра промышленности и торговли, первым заместителем председателя военно-промышленной комиссии при правительстве.
В 2012 году Юрий Борисов был назначен заместителем министра обороны, а в 2018 году стал заместителем председателя правительства РФ.
По данным СМИ, у Юрия Борисова двое сыновей — Александр и Константин. Оба занимаются бизнесом, их активы относятся к отраслям, которые курирует их отец: оборонка, машиностроение и ТЭК.
По данным СПАРК, Александр Борисов работал гендиректором компании АО «Современные технологии судостроения» (СТС), которое контролируют «Роснефть» и Газпромбанк. СТС управляет крупнейшим в России судостроительным заводом «Звезда» на Дальнем Востоке.
По данным «Картотеки.ру», Александр Борисов вместе Сергеем Матвиенко, сыном главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, и другими партнерами владеет IT-компанией «Инфомеханика», которая разрабатывает программное обеспечение, в том числе для структур «Газпрома» и оборонного комплекса.
Александр Борисов выступает также совладельцем ряда других IT-компаний, например НТЦ «Модуль-Инновации» (работает с оборонкой), и является соучредителем ООО «Контур», которое производит запчасти для радио- и телевизионной передающей аппаратуры и телевизионных камер.

Актуально сегодня