Погаснет ли "Звезда-Энергетика"? Предприятие на грани банкротства
Новый проспект
Статьи

Погаснет ли "Звезда-Энергетика"? Предприятие на грани банкротства

Прочитано: 1411

Крупный производитель энергетического оборудования АО «Звезда-Энергетика» оказался на грани банкротства. Соответствующее исковое заявление собирается подать ООО «АЭКЛ». Эксперты говорят о кризисе в отечественном машиностроении. Около 80% основного оборудования на российских предприятиях электроэнергетики до сих пор составляет импорт.

По данным Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юрлиц, московский производитель электротехнической продукции ООО «АКЭЛ» намерен обратиться в арбитраж с исковым заявлением о банкротстве крупного петербургского производителя энергетического оборудования АО «Звезда-Энергетика». Сумма иска пока неизвестна. Судя по всему, речь идет о долге в € 32 тыс., отмечают юристы. По данным СПАРК, ФНС уже заблокировала счета компании.

справка нового проспекта

«Звезда-Энергетика» находится в промзоне «Пески» Ломоносовского района и выпускает стационарные и блочно-модульные электростанции и ТЭЦ мощностью до 200 мВт, а также другое энергетическое оборудование. Среди заказчиков предприятия структуры «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти». Собственники компании — кипрский офшор Lavenco Limited (68,25%) и 31,75 ООО «Энерготех», где бенефициаром является Игорь Белоусенко.

Всего в сфере энергетического машиностроения в России работает более 10 крупных компаний. В их числе «Силовые машины», «ЭМАльянс», «Сатурн — газовые турбины», «Атомэнергомаш» «Звезда-Энергетика» и др.


Сейчас финансовые показатели «Звезды-Энергетики» оставляют желать лучшего. Если в 2018 году выручка компании, по данным СПАРК, составляла 4 млрд рублей, то в 2019 году — 1,2 млрд рублей, а в 2020 году и вовсе 374,7 млн рублей (итоги 2021 года еще не подведены).

В 2018 году компания еще генерировала прибыль (10 млн рублей), но 2019 год закончила с убытком 1,9 млрд рублей, а 2020 год — 579 млн рублей.

Сейчас у ООО «Звезда-Энергетика» есть текущие исполнительные производства на общую сумму 1,3 млрд рублей. Из них долги по кредитам — 1 млрд рублей, по налогам и сборам — 38,5 млн рублей.

Наиболее крупные кредиторы компании — банк АК «Барс» и Финансово-промышленный банк. Имущество предприятия находится в залоге у банка «Россия», «Сбера» и Глобэксбанка. В свое время компания выступала поручителем по кредиту Самарского подшипникового завода (СПЗ), который брал заем в банке и не смог по нему рассчитаться. Сейчас СПЗ находится в конкурсном производстве.

В начале 2020 года «Звезду-Энергетику» пыталось обанкротить ООО «Электро проект монтаж измерения» из-за долга в 662 тыс. рублей по оплате электромонтажных работ. Тогда счета «Звезды-Энергетики» тоже были заблокированы, но компания смогла оперативно решить текущие проблемы с задолженностью. Сейчас ситуация может быть не такой простой, как раньше, полагают эксперты.

Арест счетов не приговор

Руководитель группы по банкротству «Качкин и Партнеры» Александра Улезко напоминает, что арест счетов «Звезды-Энергетики» не стоит считать критичным для работы предприятия.

«Аресты снимаются, когда задолженность оспорена в суде, погашена или возбуждено исполнительное производство. Погасить задолженность перед иными кредиторами могут, например, компании, входящие с должником в одну группу (впрочем, как и любые третьи лица). Кроме того, арест счета не блокирует поступление денежных средств. Так что рассчитаться с задолженностью по налогам АО «Звезда-Энергетика» сможет и напрямую, после чего может приступить к погашению иных долгов», — поясняет она.

По словам юриста, если «Звезда-Энергетика» рассчитается с ООО «АКЭЛ» и нового заявления о банкротстве не получит, проблем можно будет избежать, по крайней мере временно.

«Судя по имеющимся судебным процессам, претензий к АО «Звезда-Энергетика» много. Но либо они не на крупные суммы, либо решения судов не вступили в законную силу. Если компания продолжит вести работу при наличии признаков недостаточности имущества, ее контролирующие лица могут быть впоследствии привлечены к субсидиарной ответственности, если финансовое состояние не поправится. Поручительство за банкротящийся Самарский подшипниковый завод эту ситуацию только усугубляет», — заключила Александра Улезко.

Банкротство с пользой для дела

Другие эксперты полагают, что «Звезда-Энергетика» может обанкротиться в ближайшее время и без иска ООО «АКЭЛ». Причём это может пойти на пользу предприятию.

«Если дело дошло до предъявления банкротного иска, значит текущий крупнейший кредитор компании банк «Россия» не верит, что «Звезда-Энергетика» сможет обслуживать или вернуть долг», — категоричен Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал».

Он напомнил, что капитал «Звезды-Энергетики» полностью израсходован. «Баланс состоит из долгов. В последние годы «Звезда-Энергетика» работала в убыток. В такой ситуации банк может принять решение принудительно взыскать долг и ввести банкротство со сменой собственника», — продолжает Артем Тузов.

По его словам, ситуация, когда выручка общества меньше его убытков, говорит о сворачивании основной деятельности. «Только качественное банкротство позволит урегулировать ситуацию с долгами и перезапустить деятельность общества. И это один из немногих способов для банка списать долг», — поясняет эксперт.

Отрасль подвел экспорт

Аналитики поясняют, что сложности «Звезды-Энергетики» связаны в первую очередь с системными проблемами в отрасли. По словам профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, сложности в машиностроении, в частности энергетическом, усугубились в 2014—2015 годах.

«Тогда у многих компаний из-за санкций возникли проблемы с закупкой импортных комплектующих. Позже многие заводы совершали схожие ошибки, подписав экспортные контракты, которые были экономически выгодными в 2015—2016 году, но перестали быть прибыльными, начиная с 2017 года. Не все компании смогли просчитать изменение курсовой разницы и не сразу поняли, что некоторые контракты будут не такими рентабельными, как раньше», — поясняет Елена Ткаченко.

Как сообщил один из собеседников «Нового проспекта», именно из-за экспортных контрактов 2017 года, которые в итоге оказались не очень прибыльными, у «Звезды-Энергетики» и начались проблемы.

Негативную роль также сыграла закредитованность поставщиков энергетического оборудования и их контрагентов.

«Не стоит забывать, что внес свою лепту в ситуацию и нынешний кризис: заказчики пытаются сбивать цену или отказываются наращивать объемы заказов», — комментирует Антон Скловец, аналитик «Фридом Финанс».

«Ситуация сейчас нестабильная во всей отрасли. Санкции развернули значительную часть спроса в пользу российских производителей, однако слабый рубль, коронавирусные ограничения и торможение всей экономики из-за очередного витка политической нестабильности давят на отрасль всё сильнее», — рассуждает Антон Скловец.

Нотка оптимизма в печальной симфонии

Некоторые аналитики более оптимистичны. Например, начальник аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрий Кумановский считает, что у энергетического машиностроения хорошие перспективы в импортозамещении, и действующие игроки, в том числе «Звезда-Энергетика», смогут увеличить объем заказов.

«По оценкам Минпромторга, энергомашиностроение показывает стабильный рост на уровне 35% в год. Был он даже в кризисный 2020 год», — отмечает Артем Тузов.

Однако, по его мнению, есть и объективные сложности с наращиванием отечественного производства. «Существующий парк оборудования предприятий энергетического машиностроения устарел, на большинстве предприятий уровень износа основных фондов превышает 60%. С момента введения санкций в 2014 году некоторые совместные предприятия в области энергетического машиностроения прекратили работу, а качество отечественных аналогов пока не устраивает заказчиков. Пока доля импортного основного оборудования при оснащении предприятий электроэнергетики составляет около 80%», — заключает Артем Тузов.

банкротство машиностроение промышленность
Другие статьи автора Читайте также по теме
Новый министр обороны России Андрей Белоусов намерен повысить эффективность расходования средств на гособоронзаказ. Одна из его инициатив касается перехода на долгосрочные контракты с поставщиками. О том, как это отразится на исполнителях гособоронзаказа и что еще необходимо менять в существующей системе ГОЗ, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко.
Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» выиграл конкурс на производство и поставку 199 многоцелевых катеров для МЧС РФ в рамках четырех контрактов.
20.05.2024
Руслан Пахомов, руководитель дивизиона теплоэнергетики АО «Силовые машины», рассказал об актуальных проблемах импортозамещения в сфере энергомашиностроения и о возможных последствиях для энергосистемы России ухода с рынка иностранных поставщиков турбин.

Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки