Эффект шоковой терапии. Куда движется туристический рынок Петербурга?

Пандемия и военная спецоперация на Украине больно ударили по рынку туризма, но Петербург по-прежнему интересен путешественникам, правда туристический вектор несколько изменился. «Новый проспект» разбирался, какие новые виды туризма появляются в городе, как заполняются его гостиницы и какие прогнозы строят участники рынка на лето.

Всё, кроме теплого моря

Чем является Петербург на туристической карте мира? «Наш город — это прежде всего культурно-историческая туристическая столица России, преодолевающая современный вызов — отсутствие иностранных туристов. Петербург может предоставить всё, кроме теплого моря», — определяет Виктория Шамликашвили, инвестор отеля Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo. Поэтому Северная столица России всегда была популярным туристическим направлением.

«До ковида в Петербург, а также в Таллин, Ригу, Хельсинки и Стокгольм, которые являются нашими ближайшими конкурентами по туризму, больше всего стремились туристы из Европы. На первых местах по бронированиям были Британия, Германия и Дания. При этом Петербург был единственным городом России, куда иностранные и российские туристы приезжали фактически в одинаковом количестве», — подтверждает Наталия Белякова, директор по маркетингу сети отелей Domina Russia, руководитель группы по маркетингу территорий Комитета по туризму РФ.

В 2020 году из-за ковида туристический поток иссяк, но 2021 год принес городу 3 млн туристов. Однако, как уточняет Наталия Белякова, это были в основном внутренние туристы: въездной поток составляли около 300 тыс. человек. Большинство туристов, по ее словам, прибывали к нам на воздушном транспорте — самолетом.

«И если обычно в структуре въездного потока у нас лидировало дальнее зарубежье, то сейчас 70% являются туристами из ближнего зарубежья: Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии и прочих стран», — отмечает эксперт.

На первом месте по числу приезжавших из Европы туристы из Финляндии, далее идут Эстония, Германия, Польша и прочие европейцы. Но по итогам 2021 года определились и новые рынки — восточные: поехали туристы из ОАЭ, Катара, Саудовской Аравии и других стран. Причем многие из них посещали обе столицы, приезжая сначала в Москву, а потом в Петербург.

Новый вид туризма

Основным мотивом приезда в Петербург в этом году эксперты называют культурно-познавательный туризм — посещение дворцов и музеев: за этим в 2021 году ехали 33% туристов из ближнего зарубежья и более 40% из дальнего.

«На втором месте по мотивам прибытия у туристов из ближнего зарубежья мы видим встречу с родственниками (30,5%), а треть туристов из стран дальнего зарубежья (32,5%) приезжала к нам для лечения, оздоровления и реабилитации», — обращает внимание Наталия Белякова, подчеркивая, что такого раньше не было, это совсем новое направление туризма.

Деловой туризм стоит на третьем месте по мотивам прибытия. «По итогам 2021 года Санкт-Петербург занял вторую строчку после Москвы по количеству деловых туристов», — подтверждает Анастасия Шульцева, руководитель направления по развитию клиентов агентства делового туризма «Аэроклуб».

Основную часть потока деловых туристов, по экспертным наблюдениям, составляют специалисты высокого среднего и топ-менеджмента.

«Отмечу, что в отношении въездного иностранного туризма в целом, без разделения на деловой, культурно-просветительный и прочий, Петербург — город в основном мужских визитов. Только если люди приезжают на встречу с родственниками, количество мужчин и женщин уравнивается. В среднем туристы проводят в городе 3-4 дня, и это однократные визиты», — говорит Наталия Белякова.

Но деловой туризм она называет прекрасным исключением: эти туристы часто приезжают на 5-6 дней и не один раз.

С точки зрения бюджета деловые туристы также крайне интересная аудитория. В 2021 году, по экспертным данным, такой турист тратил за одну поездку в среднем 68 тыс. рублей, если он из ближнего зарубежья, и 115,5 тыс. рублей, если из дальнего.

На втором месте по затратам — культурно-познавательный туризм: 65,4 тыс. и 105 тыс. соответственно. На третьем — встреча с родственниками и друзьями: 65,3 тыс. и 81 тыс. соответственно.

Что касается структуры расходов, то основные траты, примерно 44-46%, уходят у людей на дорогу, питание и проживание, остальное — на посещение культурно-познавательных объектов, развлечения и шопинг.

«Четверки» в спросе

Более 40% туристов, по словам Наталии Беляковой, останавливались не в отелях, а у родственников или друзей. Это в равной мере касается приезжавших из СНГ и далеких стран. Что касается размещения в отелях, то большинство туристов выбирали категорию 4 звезды.

Как отмечают эксперты, количество туристов, выбирающих безкатегорийные отели, повышается. «Если в 2019 году в безкатегорийных отелях размещалось 3% от общего потока туристов, то в I квартале 2022 года — уже 6%», — говорит Анастасия Шульцева

При этом, по ее словам, если отели без категории повысили свои тарифы, то отели категории 5 звезд, чтобы привлечь гостей, цены, напротив, снизили.

«Отелям не хватает атмосферы. Лишь персонифицированная услуга дает карт-бланш!» — считает Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный директор пятизвездочного отеля «Гельвеция». Этот отель является скорее исключением. Как рассказывает владелец, цены там не снижаются, причем стопроцентная загрузка считается недостатком: «Чем загрузка выше, тем больше я недобираю в цене», — говорит отельер.

При этом «Гельвеция» сумела оттянуть, как выразился владелец, гостей премиального сегмента у других гостиниц. Он объясняет это атмосферностью своего отеля, аутентичностью места, наличием собственной «фишки» (коей является сам владелец), а также качеством услуг и стабильностью места для гостей, воспринимающих этот отель как постоянный дом в Петербурге.

Шок не останавливает бизнес

Но не всем удается удержать марку качества. «В связи с растущими ценами, инфляцией, логистическими сложностями и прочим маржинальность бизнеса падает. А качество — это вопрос долгосрочного стратегического планирования, без которого невозможно движение вперед», — обращает внимание Виктория Шамликашвили.

Она обозначает ряд задач, которые в первую очередь сегодня должна решить гостиничная отрасль. Во-первых, квалифицированные кадры, которые продолжают уходить из отрасли в более оплачиваемые структуры. Во-вторых, логистика и транспорт: очевидна необходимость осваивать новые пути вместо закрытых на сегодня. Наконец, инфляция: повышение стоимости на расходники, комплектующие и прочее необходимое для работы гостиниц.

Март и апрель 2022 года стали для туристических компаний, как отметили эксперты, настоящей шоковой терапией. «Иностранные компании начали вывозить своих сотрудников за рубеж, проводить какие-то срочные конференции, и такая турбулентность наблюдается до сих пор», — отмечает Анастасия Шульцева.

Поэтому, по ее словам, цифры по бронированию и размещению, хотя и сократились, но всё равно выше, чем в 2021 году. «Что будет дальше, прогнозировать сложно. Но мы наблюдаем, что даже те иностранные компании, которые дали в СМИ информацию о своем уходе с российского рынка, командировочный процесс не остановили. А если этот процесс не остановлен, значит поездки будут продолжаться, конференции будут проходить, и деловой турист в Санкт-Петербург поедет», — подчеркивает Шульцева.

«Смотреть в будущее надо с оптимизмом. Но оптимизм должен базироваться на напряженной и качественной работе каждого из нас», — заключает Виктория Шамликашвили.

По материалам Hospitality Business Day


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня