EdTech-рынок России: дети захватили власть
Новый проспект
Статьи

EdTech-рынок России: дети захватили власть

Прочитано: 1853

EdTech-рынок в России вырос на треть в 2023 году. Однако уже в IV квартале стало ясно, что темпы роста значительно снижаются. Аналитики считают, что в 2024 году выручка проектов в области образовательных технологий упадет на 10-15%. Вся надежда остается на детский сегмент этого рынка.

По данным агентства Smart Ranking, суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России за 2023 год составила 119 млрд рублей, что на 32% выше 2022 года. В IV квартале этот показатель составил 34 млрд рублей, увеличившись на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. «Это самый низкий квартальный показатель за последние годы, однако надо помнить, что III квартал показал рекордный рост в 38%», — отметила основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова.

Первые в списке

Более половины выручки аккумулируют топ-10 лидеров рынка. По оценке Smart Ranking, в сумме это более 67 млрд рублей. Лидерство не первый год сохраняет принадлежащая VK компания Skillbox Holding. Ее выручка в 2023 году составила 12,3 млрд рублей. Наступает на пятки компания Skyeng (12 млрд рублей), на третьем месте «Синергия» (8,5 млрд рублей). «Яндекс Практикум» удалось заработать в 2023 году чуть больше 7 млрд рублей. Далее в рейтинге следует «Like Центр», основатель которого Аяз Шабутдинов находится под следствием по делу о мошенничестве. Его компания заработала почти 6 млрд рублей.

Основным сегментом российского EdTech-рынка остается получение дополнительного профессионального образования (35%), однако детский сегмент снова показывает более высокие темпы роста (39% против 27%).

Лидером роста по итогам года при этом стал сегмент «Разработчики и платформы». Если в 2022 году его выручка увеличилась на 20% (а многие компании стагнировали или потеряли в показателях), то по итогам 2023-го он вырос в полтора раза. Основной вклад внесла крупнейшая платформа на рынке Getcourse, которая за год совершила самый большой рывок среди крупных компаний рейтинга, поднявшись с 16-го на 6-е место.

Участники сегмента дополнительного образования говорят о возросшей конкуренции, росте стоимости привлечения клиентов, а также в целом о сохранении непростой ситуации в экономике. В частности, высокий рост в III квартале ряд компаний объясняли снижением уровня тревожности, в результате чего смог реализоваться отложенный спрос первой половины года. Снижение темпов роста в IV квартале может свидетельствовать об изменении характера потребления: самым высоким сезоном становится не период предпраздничных распродаж, а начало учебного года, считают эксперты.

IT-образование рулит

«Уже второй год подряд нам удается быть прибыльными и вкладываться в R&D, что позволяет трансформировать продукт и технологические решения с опорой на студента, — рассказал основатель и генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов. — Главным из них является LMS 3.0 — нелинейная модель обучения на базе 4C/ID, благодаря которой студенты с разным уровнем могут обучаться персонализированно, это увеличивает доходимость и качество результата».

«Итоги продаж в 2023 году оказались несколько ниже планируемых значений, — меж тем считает СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева. — Мы связываем это с тем, что в целом для всего взрослого EdTech год был непростым. Однако в отдельных сегментах мы замечаем хорошую динамику: например, сегмент b2b вырос в 3 раза по сравнению с 2022 годом».

«Наша выручка по итогам года выросла на 72% и составила 1,9 млрд рублей. Этому способствовали централизация внутренних процессов, активное расширение в рамках СНГ, развитие b2b-направления и сквозных проектов коммерции. Наша аудитория выросла до 1,4 млн участников (рост более 40%), а количество студентов — более чем на 150%. Мы продолжили расширять продуктовую матрицу и запустили 56 новых продуктов по всем направлениям. Например, в школе дизайна Bang Bang Education появились курсы по IT, а в Moscow Digital School расширяем продуктовую матрицу по смежным направлениям — финансы, аналитика и др.», — сообщил CEO Ultimate Education Павел Мосейкин.

«На рынке всё еще присутствует высокий спрос на квалифицированных специалистов в нише IT, data science, аналитики данных, программирования. По результатам 2023 года мы наблюдаем рост, однако по динамике не такой значительный, как годом ранее. В 2022 многие события стимулировали людей инвестировать в знания, осваивать новые востребованные специальности в сфере IT, аналитики, дизайна. Однако в 2023 году произошел активный рост направления высшего образования, и это характерно для всего рынка. Так, выручка с наборов Skillfactory на онлайн-магистратуры увеличилась на 120% в сравнении с годом ранее», — добавил директор по развитию бизнеса Skillfactory Егор Сорокин.

Дети — отдельная песня

Детский сегмент показал высокие темпы роста в 2023 году (39% против 27%). «По итогам 2023 года мы перевыполнили план продаж в целом по компании примерно на 10%. В особенности это коснулось Домашней школы «Фоксфорда» и проекта «Код будущего» — здесь итоговые показатели продаж были значительно выше запланированных, — радуется генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов. — Чуть ниже — в групповых форматах в сегменте дополнительного образования. Практически полностью соответствовали нашим ожиданиям продажи в репетиторском формате сегмента дополнительного образования. Эти результаты мы связываем с устойчивым ростом рынка школьного EdTech».

«2023 год показал значительный рост в сегменте продуктов для средней школы, — согласен с коллегой основатель и CEO Maximum Education Михаил Мягков. — Этот тренд мы заметили еще раньше и поэтому усилили продуктовое предложение в этом году. Также мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно среднее профессиональное образование, а не продолжение обучения в школе. В сегменте старшей школы мы стабильно росли на уровне наших планов. Что касается 5-7-х классов, я бы отметил значительный интерес к профориентационным продуктам. Во многом это объясняется большей популяризацией профориентации в школах. Также можно отметить рост нашего олимпиадного направления: пока это продукт лидогенерирующий, но рост интереса очень заметен по сравнению с прошлым годом. В целом, если рассматривать весь год, я бы отметил достаточно активный рост спроса на дополнительное детское образование (в разных продуктах), начиная с 8-го класса».

В Smart Ranking прогнозируют, что детское образование в EdTech может занять первую строчку уже в 2024 году. При этом общий рост рынка, полагают эксперты, снизится и составит 15-20%.

образование статистика IT
Другие статьи автора Читайте также по теме
В каких отраслях экономики России самый острый кадровый дефицит, в чём проблема производств, куда не хочет идти молодежь, и как ее решить, рассказывает Ирина Мухина, старший научный сотрудник Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России.
14 февраля — День всех влюбленных — в последние годы упорно пытаются отменить на государственном уровне как чуждый российским традициям праздник. Однако это не мешает влюбленным дарить друг другу подарки и устраивать романтические вечера, а бизнесу — зарабатывать на этой романтике.
Холдинг Setl Group провел первый экспертный совет по инновационному проекту — Лицей Setl.
09.02.2024

Минюст объявил Людмилу Улицкую иноагентом
01.03.2024
Из Бельгии в Петербург снова прибыла партия наркотиков в продуктах
01.03.2024
Президент Финляндии заявил о важности сил ядерного сдерживания для страны
01.03.2024
Маск подает в суд на руководство OpenAI
01.03.2024
Франция может разрешить спецназу пересекать границу Украины
01.03.2024
В колонии, где умер Алексей Навальный, наблюдатели не нашли нарушений
01.03.2024
На Адмиралтейских верфях поднят флаг на траулере "Капитан Мартынов"
01.03.2024
Москва простилась с Алексеем Навальным. Его похоронили на Борисовском кладбище столицы
01.03.2024
Товарная биржа СПбМТСБ собирается купить бизнес-центр в Москве
01.03.2024
Компания Bosch продает российскую штаб-квартиру
01.03.2024
Опрос: цены на товары и услуги в этом году поднимут 80% российских фирм
01.03.2024
Алла Пугачева выпустила новый альбом "P.S." с фото украинского продюсера на обложке
01.03.2024
Смольный обещает удвоить парк нового общественного транспорта
01.03.2024
На сегодня в Москве намечено прощание с Алексеем Навальным. Кремль напомнил россиянам об ответственности за "сборища"
01.03.2024
РАД продал промышленную площадку "Метростроя" на Витебском проспекте за 520 млн рублей
01.03.2024
Тоннель для ВСМ построят рядом с метро "Лиговский проспект"
01.03.2024
Лужский комбикормовый завод возобновил работу
01.03.2024
Иноагент Олег Тиньков закрывает в России благотворительный фонд по борьбе с лейкемией
01.03.2024
Группа "Черноголовка" вложила 1 млрд рублей в производство чипсов в Пскове
01.03.2024
Бывшее здание хлебозавода "Арнаут" в Петербурге станет деловым центром
01.03.2024
Setl Group построил восьмой детский сад в "Солнечном городе"
01.03.2024
Кассация согласилась привлечь к субсидиарной ответственности бывших руководителей МБСП супругов Бажановых
01.03.2024
У некоторых россиян выросли пенсии
01.03.2024
В Петербурге появилась онлайн-база городской недвижимости для бизнеса
01.03.2024
В Госдуму внесут законопроект, определяющий понятие "валежник"
01.03.2024
Рыбоводное хозяйство "РОК-1" оценили более чем 60 млн рублей
01.03.2024
Производители товаров из вторсырья начнут получать господдержку
01.03.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки