EdTech-рынок России: дети захватили власть

EdTech-рынок в России вырос на треть в 2023 году. Однако уже в IV квартале стало ясно, что темпы роста значительно снижаются. Аналитики считают, что в 2024 году выручка проектов в области образовательных технологий упадет на 10-15%. Вся надежда остается на детский сегмент этого рынка.

По данным агентства Smart Ranking, суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России за 2023 год составила 119 млрд рублей, что на 32% выше 2022 года. В IV квартале этот показатель составил 34 млрд рублей, увеличившись на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. «Это самый низкий квартальный показатель за последние годы, однако надо помнить, что III квартал показал рекордный рост в 38%», — отметила основатель Smart Ranking Дарья Рыжкова.

Первые в списке

Более половины выручки аккумулируют топ-10 лидеров рынка. По оценке Smart Ranking, в сумме это более 67 млрд рублей. Лидерство не первый год сохраняет принадлежащая VK компания Skillbox Holding. Ее выручка в 2023 году составила 12,3 млрд рублей. Наступает на пятки компания Skyeng (12 млрд рублей), на третьем месте «Синергия» (8,5 млрд рублей). «Яндекс Практикум» удалось заработать в 2023 году чуть больше 7 млрд рублей. Далее в рейтинге следует «Like Центр», основатель которого Аяз Шабутдинов находится под следствием по делу о мошенничестве. Его компания заработала почти 6 млрд рублей.

Основным сегментом российского EdTech-рынка остается получение дополнительного профессионального образования (35%), однако детский сегмент снова показывает более высокие темпы роста (39% против 27%).

Лидером роста по итогам года при этом стал сегмент «Разработчики и платформы». Если в 2022 году его выручка увеличилась на 20% (а многие компании стагнировали или потеряли в показателях), то по итогам 2023-го он вырос в полтора раза. Основной вклад внесла крупнейшая платформа на рынке Getcourse, которая за год совершила самый большой рывок среди крупных компаний рейтинга, поднявшись с 16-го на 6-е место.

Участники сегмента дополнительного образования говорят о возросшей конкуренции, росте стоимости привлечения клиентов, а также в целом о сохранении непростой ситуации в экономике. В частности, высокий рост в III квартале ряд компаний объясняли снижением уровня тревожности, в результате чего смог реализоваться отложенный спрос первой половины года. Снижение темпов роста в IV квартале может свидетельствовать об изменении характера потребления: самым высоким сезоном становится не период предпраздничных распродаж, а начало учебного года, считают эксперты.

IT-образование рулит

«Уже второй год подряд нам удается быть прибыльными и вкладываться в R&D, что позволяет трансформировать продукт и технологические решения с опорой на студента, — рассказал основатель и генеральный директор Skillbox Дмитрий Крутов. — Главным из них является LMS 3.0 — нелинейная модель обучения на базе 4C/ID, благодаря которой студенты с разным уровнем могут обучаться персонализированно, это увеличивает доходимость и качество результата».

«Итоги продаж в 2023 году оказались несколько ниже планируемых значений, — меж тем считает СЕО «Нетологии» Марианна Снигирева. — Мы связываем это с тем, что в целом для всего взрослого EdTech год был непростым. Однако в отдельных сегментах мы замечаем хорошую динамику: например, сегмент b2b вырос в 3 раза по сравнению с 2022 годом».

«Наша выручка по итогам года выросла на 72% и составила 1,9 млрд рублей. Этому способствовали централизация внутренних процессов, активное расширение в рамках СНГ, развитие b2b-направления и сквозных проектов коммерции. Наша аудитория выросла до 1,4 млн участников (рост более 40%), а количество студентов — более чем на 150%. Мы продолжили расширять продуктовую матрицу и запустили 56 новых продуктов по всем направлениям. Например, в школе дизайна Bang Bang Education появились курсы по IT, а в Moscow Digital School расширяем продуктовую матрицу по смежным направлениям — финансы, аналитика и др.», — сообщил CEO Ultimate Education Павел Мосейкин.

«На рынке всё еще присутствует высокий спрос на квалифицированных специалистов в нише IT, data science, аналитики данных, программирования. По результатам 2023 года мы наблюдаем рост, однако по динамике не такой значительный, как годом ранее. В 2022 многие события стимулировали людей инвестировать в знания, осваивать новые востребованные специальности в сфере IT, аналитики, дизайна. Однако в 2023 году произошел активный рост направления высшего образования, и это характерно для всего рынка. Так, выручка с наборов Skillfactory на онлайн-магистратуры увеличилась на 120% в сравнении с годом ранее», — добавил директор по развитию бизнеса Skillfactory Егор Сорокин.

Дети — отдельная песня

Детский сегмент показал высокие темпы роста в 2023 году (39% против 27%). «По итогам 2023 года мы перевыполнили план продаж в целом по компании примерно на 10%. В особенности это коснулось Домашней школы «Фоксфорда» и проекта «Код будущего» — здесь итоговые показатели продаж были значительно выше запланированных, — радуется генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов. — Чуть ниже — в групповых форматах в сегменте дополнительного образования. Практически полностью соответствовали нашим ожиданиям продажи в репетиторском формате сегмента дополнительного образования. Эти результаты мы связываем с устойчивым ростом рынка школьного EdTech».

«2023 год показал значительный рост в сегменте продуктов для средней школы, — согласен с коллегой основатель и CEO Maximum Education Михаил Мягков. — Этот тренд мы заметили еще раньше и поэтому усилили продуктовое предложение в этом году. Также мы запустили свой колледж, поскольку значительный процент девятиклассников выбирает именно среднее профессиональное образование, а не продолжение обучения в школе. В сегменте старшей школы мы стабильно росли на уровне наших планов. Что касается 5-7-х классов, я бы отметил значительный интерес к профориентационным продуктам. Во многом это объясняется большей популяризацией профориентации в школах. Также можно отметить рост нашего олимпиадного направления: пока это продукт лидогенерирующий, но рост интереса очень заметен по сравнению с прошлым годом. В целом, если рассматривать весь год, я бы отметил достаточно активный рост спроса на дополнительное детское образование (в разных продуктах), начиная с 8-го класса».

В Smart Ranking прогнозируют, что детское образование в EdTech может занять первую строчку уже в 2024 году. При этом общий рост рынка, полагают эксперты, снизится и составит 15-20%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня