Еда дорожает. Россиянам не хватает денег на продукты

Рост цен на продовольственные товары по итогам первого полугодия может составить около 5%. При этом в III квартале цены на молочные продукты, скорее всего, повысятся, в то время как цены на мясо могут удержаться на прежнем уровне, говорят участники рынка.

Как рассказал эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов, по итогам мая почти все продовольственные товары дорожают в ускоренном темпе. «В абсолютном выражении оно является не столь значительным, однако динамика цен в этой товарной группе уже находилась на повышенных уровнях», — говорит Игорь Сафонов.

Исключение составляют яйца, рост цен на которые начал замедляться по мере восстановление производства, сахар, подешевевший за май на 1,6%, а также хлеб, мучные изделия и макароны.

Общая инфляция остается в рамках средней. «Однако продовольственная инфляция все же опережает общую, причём больше всего она коснулась недорогих повседневных продуктов. Кроме того, сейчас повышение цен ощущается гораздо болезненней, чем до кризиса, поскольку доходы населения устойчиво снижаются. И получается, что расходы на продукты съедают всё большую часть расходов россиян. То есть проблема скорее не в том, что продукты стали дороже, а в том, что нам теперь их сложнее покупать», — поясняет экономист Дмитрий Прокофьев.

По его оценке, россияне тратят на продукты в среднем от 40 до 50% от своих доходов, в то время как, например, в США траты на еду составляют всего 10% от общих ежемесячных расходов граждан.

Аналитики прогнозируют, что темпы инфляции во втором полугодии увеличатся. «Продолжающийся рост цен на зерновые в мире негативно влияет на стоимость кормовой базы для животноводства, в связи с чем цены на мясные и молочные продукты с большой вероятностью продолжат расти повышенными темпами как минимум до середины осени и сбора нового урожая», — отмечает Игорь Сафонов.

Рентабельность покинула молоко

Переработчики молока тоже говорят о росте цен. По оценке Союзмолока, с начала года себестоимость молочной продукции выросла примерно на 7%, в то время как цены в магазинах повысились в среднем пределах 3,5%. Однако летом, когда потребление молочных продуктов снижается, производители точно не пойдут на повышение цен, говорит один из участников рынка. Более вероятно повышение цен в сентябре, после введения очередного этапа обязательной маркировки для молочной продукции в системе «Честный знак», предупреждают компании.

«Мало того, что переработчики потратили немалые средства на закупку оборудования для маркировки. После того как мы начнем работать в этой системе, наши ежемесячные расходы увеличатся примерно на 10 млн рублей в месяц», — комментирует коммерческий директор Пискаревского молочного завода Георгий Житмарев. «В результате маржинальность бизнеса снизится ещё сильнее, и, возможно, мы будем вынуждены поднимать цены», — добавляет он.

«В связи с ростом стоимости сырья, бензина, а также взрывным ростом стоимости пластика, гофрокартона, существенными затратами на внедрение маркировки молочной продукции для сохранения минимально необходимой рентабельности нужно повысить отпускные цены на 10-13%», — категоричен гендиректор ГК «Молвест» (ТМ «Вкуснотеево») Анатолий Лосев. По его словам, стоимость гофрокартона выросла почти на 70% по сравнению с прошлым годом, цена на упаковку из пластика — на 80%. «В целом расходы на маркировку в год в нашей компании составят около 300 млн рублей. Это примерно четверть годового инвестиционного бюджета», — добавил он.

Рост цен уже в июле ожидается и в сегменте кондитерских изделий. Как сообщала ранее «Фонтанка», производители уже направили в торговые сети просьбу повысить отпускные цены на 5-20% с 2 июля. Основная причина — удорожание сахара в оптовом звене, растительного масла и упаковки. По информации представителей ретейла, цены просят повысить компании Nestle, Mondelez, Mars, а также «КДВ групп», Sobranie.

Где ждать снижения

Однако ряд сельхозпроизводителей и продуктов питания говорит о возможном снижении цен на свою продукцию. Так, производители мяса заявляют, что сейчас на рынке есть все предпосылки для того, чтобы цены на продукцию к осени несколько снизились. «В России восстанавливается производство мяса птицы, которое в начале года значительно снизилось из-за распространения куриного гриппа. Кроме того, в начале года также сокращалось производство свинины из-за африканской чумы свиней. Однако сейчас этот сегмент тоже восстанавливается», — комментирует Сергей Юшин, руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации.

Он добавляет, что по итогам 2021 года производство свинины может вырасти на 4-5% вместо первоначального прогноза в 7%. Соответственно, есть все предпосылки для того, чтобы и отпускные, и потребительские цены на свинину в текущем году не увеличивались и даже снизились, отмечает Сергей Юшин.

Дополнительно стабилизировать цены на свинину позволит увеличение производства мяса птицы. Традиционно динамика цен в этих двух сегментах одинакова, а птицефабрики уже активно наращивают мощности, говорит Альберт Давлеев, президент компании Agrifood Strategies. Он полагает, что представители отрасли вполне смогут по итогам текущего года выйти на уровень 2020 года — 5 млн т мяса куры и индейки.

Конкуренция на рынке очень высокая, и компании фактически не могут сейчас повышать цены, говорит один из представителей птицеводческой отрасли. Правда все нынешние прогнозы актуальны, если не будет никакого форс-мажора, в том числе резкого повышения цен на зерно, отмечает Сергей Юшин.

Есть и другие сегменты, где производители хотят, но не могут повысить цены — это хлеб и хлебобулочные изделия. «Мы уже несколько месяцев просим сети повысить отпускные цены на 10% или хотя бы на 5%, однако результата никакого нет», — говорит глава холдинга «Петрохлеб» Валентин Иванов. Вместе с тем себестоимость продукции с начала года повысилась уже на 40%, в том числе из-за роста цен на масло, сахар, упаковку. «В итоге мы работаем в минус», — заключает Валентин Иванов.

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Актуально сегодня