Два миллиарда из земли
Комитет финансов разработал поправки к закону «О земельном налоге в Санкт-Петербурге». Как рассказал «Новому проспекту» председатель комитета Алексей Корабельников, взимая налог, власти намерены руководствоваться не видом разрешенного использования земельного участка, а фактами. В ходе проверок чиновники выявили много расхождений: в документах указано одно назначение участков, а на самом деле земля используется под другие цели. Самое распространенное нарушение – нецелевое использование сельхоземель.
Повысить эффективность
«Если земля используется под бизнес-центр, то и платить за нее нужно, как за бизнес-центр, а не за сельхозугодия. Мы будем придерживаться простой логики: нужно использовать земельные участки по прямому назначению, либо корректировать виды разрешенного использования. По тем фактам нецелевого использования земли, что мы уже знаем, видим потенциал увеличения доходной части бюджета на 2 млрд рублей», – рассказал Алексей Корабельников. Соответствующий законопроект уже подготовлен и будет внесен в Законодательное собрание на осенней сессии.
Врио губернатора Петербурга Александр Беглов на вчерашней встрече с депутатами городского парламента анонсировал внесение целого пакета законодательных инициатив Смольного, которые «призваны повысить эффективность налоговых льгот и минимизировать злоупотребления со стороны бизнеса и нерадивых инвесторов».
План по сборам от земельного налога на 2018 год – 5,7 млрд рублей. По данным на 1 сентября, поступления по этой статье составили 3,9 млрд рублей. Значительного роста сборов по земельному налогу проект бюджета на 2019 год не предусматривает, пока в него заложена сумма в 5,86 млрд рублей. Вероятно, после корректировки закона о земельном налоге прогноз по сборам повысят. Подробнее о доходах и расходах городского бюджета – см. нашу инфографику.
Земельный налог платится от кадастровой стоимости земли. Базовая ставка составляет 1,5% в год. Для некоторых видов бизнеса предусмотрены преференции, например, для участков под гостиницами ставка снижена до 1,4%, для промышленных производств – до 1,25%. Для земель, используемых под сельское хозяйство, ставка в пять раз меньше базовой – 0,3%. Минимальная ставка в 0,01% установлена для участков под жилыми домами и объектами ЖКХ.
Массовая переоценка
В 2019 году рост платежей по налогу на имущество ожидает не только тех, кто использовал свои участки не по назначению. С нового года вступит в силу новая кадастровая оценка. Этим летом город пересчитал стоимость для всех 147 тысяч участков, расположенных в Петербурге – в сумме она составила 4,5 трлн рублей. Средняя кадастровая цена одного квадратного метра — 5 тысяч рублей. По сравнению с предыдущей оценкой от 2013 года, земля в Петербурге подорожала на 39%.
«На мой взгляд, разработанные меры обоснованы. Нецелевое использование земли является мошенничеством, поэтому вопрос не в повышении нагрузки на бизнес, а в справедливом исчислении налога по факту использования земли», — считает директор департамента консалтинга Colliers International Василий Довбня.
«Вообще, это правильное решение. Конечно, оно отразится на работе многих девелоперов. Но платить надо именно за то, как используешь. Главное, чтобы не было перекосов. А то у нас знаете, как может быть? По одному проекту налог возьмут по разрешенному виду использования, потому что он окажется на 100 рублей больше, а по другому проекту – по фактическому, потому что так выгоднее. Все должно быть справедливо. Тогда негатива со стороны собственников не будет», – говорит совладелец компании «Дальпитерстрой» Аркадий Скоров.
«Логика властей понятна, но карательный механизм не выглядит эффективным. Правильнее регулировать целевое использование земель в момент планирования и проектирования, а не исправлять ошибки. Соответственно, разногласия обязательно будут. Учитывая повышение НДС и другие изменения законодательства, сейчас не лучший момент для новых, и довольно спорных, механизмов наказания девелоперов», – считает управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar Ольга Шарыгина.
«С точки зрения бюджета такой подход, конечно, может быть оправдан, но он создает существенные риски для собственников. Фактически бремя доказывания, что вид разрешенного использования (ВРИ) участка соответствует фактическому использованию перекладывается с гос.органа на собственника, а риск злоупотреблений со стороны гос.органов для целей задач текущего пополнения бюджета очень велик. Уверен, что разногласий будет много, так как нигде не сказано какую фактическую часть участка должен занимать тот или иной вид деятельности, чтобы уполномоченный орган сделал вывод что фактический ВРИ другой», - прогнозирует руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов.
«Новый проспект» пытался опросить более десяти компаний. Лендлорды, активно скупавшие сельхоземлю в 90-е, и крупные холдинги с большими земельными банками под разными предлогами отказались комментировать инициативу комитета финансов.
Текст: Мария Тирская, Наталья Ковтун
Инфографика: Константин Мшагский