Доступ к уникальной технике ограничивают квоты
Медицинский бренд «Энерго» вышел на рынок Петербурга в 2011 году. До недавнего времени у центра было четыре томографа американского производителя General Electric: два аппарата для компьютерной томографии (КТ) и два — для магнитно-резонансной (МРТ). Теперь у клиники появилась более современная техника для КТ и МРТ, которой оборудовано открывшееся недавно новое отделение. Инвестиции составили 170 млн рублей. Клиника «Энерго» закупила шесть единиц аппаратуры МРТ и КТ.
По словам директора диагностического центра «Энерго» Сергея Скородумова, директора МЦ «Энерго», клиника в течение года вела переговоры с производителями оборудования и снова остановила выбор на General Electric. «Основная проблема государственных клиник — это простой оборудования в результате его поломки, поэтому в системе ОМС по Петербургу и Ленобласти томографы нередко простаивают в ожидании ремонта, поставок запасных частей. В клинике «Энерго» ситуация иная: мы заключили с компанией General Electric сервисный контракт, позволяющий постоянно поддерживать оборудование в идеальном рабочем состоянии.
Главный врач клиники, кандидат медицинских наук Надежда Смоленцева добавляет, что новое оборудование обладает рядом весомых преимуществ. Во-первых, у него очень высокая производительность, благодаря которой сканирование изображений головного мозга производится в 2 раза быстрее, чем на стандартных томографах, где на то же исследование уходит до 20 минут. Во-вторых, инновационные технологии «прощают» пациенту невольные движения, позволяют не задерживать дыхание во время исследования без ущерба для изображения. Кроме того, с новым оборудованием клиника смогла освоить новые направления услуг — например, коронарографию (современный не инвазивный метод оценки состояния сосудов сердца).
Один из основных конкурентов «Энерго», клиника «Скандинавия», также работает на оборудовании General Electric и некоторых томографах от Тoshiba. «В ходе обследования пациентов, находящихся под наркозом или в состоянии психомоторного возбуждения, применяется специальная магнитосовместимая аппаратура для искусственной вентиляции легких и мониторинга состояния организма», — рассказывает профессор Татьяна Трофимова, главврач клиник «Скандинавия АВА-ПЕТЕР» и главный внештатный специалист по лучевой диагностике Минздрава по СЗФО и петербургского комитета здравоохранения. Обновление парка техники в клинике прошло в 2018 году. Медицинская сеть планирует усилить диагностическое направление, поэтому в ближайшем будущем тоже намерена закупать новое оборудование.
Пациентам отказывать не будут
Одной из причин, по которым клиника «Энерго» открыла новое отделение высокотехнологичной диагностики, стал стабильно большой приток пациентов. Медицинский центр уже второй год перевыполняет квоту, установленную для него комиссией по разработке территориальной программы ОМС. За 2019 год центр обслужил 40 200 тыс. человек, из них 24 500 получили помощь в рамках системы ОМС, несмотря на то что клинике были выделены квоты лишь на 2 350 пациентов.
Иными словами, предложенный клинике объем квот превышен более чем в 10 раз и израсходовано 180,7 млн рублей при плане ТФОМС в 17,4 млн рублей. Сверхплановые затраты МЦ «Энерго» приходится взыскивать со страховщиков через суд, что задерживает выплаты на год, а то и более. Например, возврата средств от компании «МАКС-М» за 2018 год добиться до сих пор не удается из-за многочисленных проволочек со стороны страховщика.
Как заявляют в клинике, услуги высокоточной диагностики с каждым годом становятся все более востребованными. Поэтому работа с пациентами по квотам ОМС будет продолжена. Сегодня они составляют 60% от числа всех пациентов, обратившихся в клинику для обследования на оборудовании МРТ и КТ.
На 2020 год комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Санкт-Петербурге, с одобрения руководства ТФОМС, центру установлен плановый объем квот — 17,8 млн рублей. На 4 февраля это плановое задание почти выполнено. Таким образом, можно констатировать: план года выполнен за месяц с небольшим. И такая картина, как говорят в клинике, наблюдается третий год подряд. Однако органы, планирующие квоты, почему-то не учитывают рост технического потенциала ведущих частных клиник.
Сергей Скородумов рассчитывает, что с новым оборудованием клиника «Энерго» сможет обслуживать примерно на треть больше пациентов, чем прежде, то есть около 60 тыс. человек в год. На данный момент загрузка аппаратуры в «Энерго» достигает 98%. По объему клиентского потока с центром могут соперничать разве что пионеры рынка МРТ по ОМС — МИБС и «АВА-ПЕТЕР».
«За год «АВА-ПЕТЕР» и «Скандинавия» обслужили около 22 тыс. пациентов. Многим клиентам мы выполняем по несколько исследований. Наши клиники широко работают по программам ОМС, но 80% пациентов составляют физические лица, самостоятельно оплачивающие исследования. Отделения КТ и МРТ у нас загружены в среднем от 90 до 100%. Исследования проводятся круглосуточно. В прошлом году на наших томографах мы провели исследований на сумму почти 28 млн рублей. В 2020 году плановый объем составляет почти такую же сумму», — делится результатами Татьяна Трофимова.
ТФОМС зажимает в тиски
В новом году был принят более жесткий регламент на выполнение назначений по исследованиям МРТ и КТ. Так, для пациентов с онкологическими заболеваниями предельные сроки ожидания томографии не могут превышать 7 дней со дня назначения, для остальных пациентов — не более 14 дней. Учитывая, что в Петербурге всего около 150 томографов и основная нагрузка ложится именно на оборудование частных клиник, становится очевидно, что плановых объемов по программе госгарантий в данном виде исследований пока недостаточно, так как спрос ежегодно растет.
Александр Солонин, генеральный директор Ассоциации частных клиник Петербурга, полагает, что для удовлетворения потребностей пациентов и сокращения сроков их ожидания необходима модернизация системы маршрутизации. «Для этого должно соблюдаться право пациентов на выбор медицинской организации, в которой ему, например, территориально удобнее пройти исследование. Такой подход сможет обеспечить цифровизация и подключение всех организаций к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)», — уверен эксперт.
«Если говорить о доступности МРТ- и КТ-исследований в Санкт-Петербурге, то, с одной стороны, объем средств, выделяемых в рамках госгарантий, вполне достаточен и год от года растет. Другое дело, как клиники распоряжаются этими возможностями. Проблемы лежат на уровне первичного амбулаторно-поликлинического звена. Многое зависит и от напористости пациента. Таких пациентов приходится обследовать с завидной регулярностью, так как у них есть направление из поликлиники. А люди, которым действительно нужна срочная помощь, не могут пробиться через бюрократические барьеры. Особенно это важно для пациентов с подозрениями на онкологические или сердечно-сосудистые заболевания. К сожалению, тем, кто претендует на МРТ/КТ обследование в рамках ОМС, приходится иногда подолгу ждать своей очереди на прием. С нашей точки зрения, необходимо менять принципы маршрутизации и распределения объемов исследований, проводимых в рамках ОМС. Не должно быть деления лечебно-профилактических учреждений по принципу «свой-чужой». Качество, использование международных стандартов, квалификация персонала — вот основные критерии на вхождение в ОМС», — рассуждает Татьяна Трофимова.
Однако, несмотря на возрастающую роль частного сектора медицины в обеспечении медицинскими услугами пациентов по ОМС, никаких преференций коммерческим клиникам не полагается. «Вместо благодарности ТФОМС нас методично терроризирует, каждый год присылая комплексные проверки. В нарушение всех законов, запрещающих проводить проверки ранее, чем через год после предыдущей, клиника уже получила постановление о плановой комплексной проверке, которая будет проходить месяц, начиная с 10 февраля. Это при том, что предыдущая проверка закончила свою работу только в конце мая 2019 года (всего 8 месяцев назад). Так не проверяют ни одну из частных клиник в Петербурге. И это несмотря на то, что прошлогодняя проверка была пройдена нами с практически нулевым актом претензий и при отсутствии утвержденного плана проверок на 2020 год», — признается Сергей Скородумов.
По мнению Александра Солонина, город должен быть заинтересован в том, чтобы эффективнее использовать потенциал негосударственного сектора, не тратя дефицитные бюджетные средства на приобретение и обслуживание дорогостоящего оборудования МРТ и КТ. Есть основания полагать, что такой сценарий действительно может воплотиться: осенью Минздрав анонсировал, что в 2020 году дополнительно выделит 12 млрд рублей на «сложные» виды диагностики, а именно МРТ, КТ, УЗИ, эндоскопические и лабораторные исследования.
Рынок диагностики продолжает расти
В Петербурге объем рынка диагностики МРТ и КТ оценивается в 2 млрд рублей. Ведущие игроки рынка — это Медицинский институт имени Сергея Березина (МИБС) и «АВА-ПЕТЕР» («Скандинавия»), которые первыми стали проводить исследования в рамках программы ОМС. Также к ведущим клиникам можно отнести группу клиник «Современные медицинские технологии» (СМТ), центры «Энерго», «Март», клиники «ОНА», МСЧ 157, группу компаний «МЕДИКА». По данным РБК, диагностика и исследования занимают второе место с долей в 14,2% на российском рынке частной медицины.
Илья Бобин, владелец магазина медицинского оборудования Medmart, отмечает, что аппарат для МРТ с магнитным полем в 1,5 Тл — это сложившийся стандарт в диагностике, идеальный по соотношению цена-качество. Предприниматель также подчеркивает, что поставка оборудования для МРТ и КТ — это каждый раз индивидуальный проект, который требует решения ряда технических вопросов размещения аппаратуры, переоборудования помещения, а в отдельных случаях даже строительства отдельного здания под томограф. Поэтому стоимость проекта каждый раз рассчитывается исходя из условий, которыми располагает конкретный заказчик, и ценовую вилку определить в этом случае затруднительно.
«Основная проблема рынка в том, что у большинства новых клиник не хватает средств на закупку оборудования, а банки неохотно предоставляют заемное финансирование, пока у компании нет достаточных оборотов. Поэтому перед молодыми клиниками скорее стоит проблема привлечения средств, нежели выбора аппаратуры», — заключает Илья Бобин.