Доски на волнах. Лесопереработчики получат новый торговый маршрут в Китай
Новый проспект
Статьи

Доски на волнах. Лесопереработчики получат новый торговый маршрут в Китай

Прочитано: 6570

Правительство Архангельской области в рамках укрепления экономических отношений с Китаем планирует увеличить объем поставок туда продукции лесопереработки. Товар пойдет морем в китайский порт Далянь. В летнюю навигацию по Северному морскому пути планируют экспортировать до 1 млн м3 пиломатериалов.

В этом году по Северному морскому пути из Архангельска в Китай отправят минимум 1 млн м3 пиломатериалов российского производства. Китайская логистическая компания Torgmoll с июня 2024 года должна увеличить количество судозаходов в Архангельский морской торговый порт до 6-8 раз в месяц. Это поможет российским лесопереработчикам частично решить проблему сбыта своей продукции.

Как заявлял ранее в рамках форума «Сделано в России» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, морские перевозки по Северному морскому пути сейчас наиболее актуальны для предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада, чья потенциальная грузовая база составляет 4,5 млн тонн в год.

Альтернатива на севере

Аналитики отмечают, что налаживание новых экспортных маршрутов в Китай для отечественных предприятий — одна из самых актуальных задач развития. Фактически российские производители пиломатериалов сейчас зависят от двух рынков — внутреннего и китайского.

«Суммарно это около 90% объемов всех российских продаж. Других больших и маржинальных рынков попросту нет. И, похоже, это затянувшаяся перспектива ближайших лет. Надеяться на другие рынки, например на индийский или японский, не приходится», — уверены эксперты Whatwood.


В самом сложном положении находятся производители продукции северных регионов Северо-Запада, в том числе Архангельской области. «Несмотря на то, что предприятия активно пытаются наладить поставки пиломатериалов в Китай по железной дороге, ситуация с вывозом продукции этим видом транспорта остается непростой», — отмечает Александр Цыбульский. По его словам, чтобы осуществить годовой объем перевозок, который как раз и составляет более 1,5 млн тонн, необходимо порядка 800 контейнерных поездов.

«Пропускной способности железных дорог на восточном направлении недостаточно. Северной морской путь может стать их альтернативой», — согласен руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. Он отмечает, что с 2024 года «Росатом» обещает обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что открывает возможности для перевалки продукции лесной отрасли через порт Архангельска. Аналитик напоминает, что пилотный запуск контейнерной линии Torgmoll в сентябре 2023 года оказался успешным. «Тогда с помощью китайского оператора крупнейший лесопильный комплекс Архангельской области — ЗАО «Лесозавод 25», входящий в ГК «Титан», — отправил в Шанхай 300 контейнеров с пиломатериалами, которые доехали до места назначения за 22 дня», — напомнил эксперт.

Перекос рынка

В будущем востребованность контейнерных перевозок лесопродукции по Северному морскому пути будет определяться их экономической целесообразностью, говорят эксперты.

«Экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада в Китай не самая рентабельная история для бизнеса, а из Архангельской области тем более, потому что из-за географических особенностей транспортные затраты очень велики», — говорит генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. По его мнению, пока есть перекос рынка контейнерных перевозок (тарифы на транспортировку грузов морем в Юго-Восточную Азию из северных портов довольно низкие), сбыт в Китай имеет какой-то экономический смысл. «Но неизвестно, как долго продлится такая ситуация», — рассуждает эксперт.

«Перевозка грузов морем в Китай из Архангельска может быть интересна только компаниям, у которых есть там собственные терминалы», — полагает аналитик издания «Леспроминформ» Артем Лукичев.

Виталий Чернов из «Портньюс» указывает на еще одно препятствие, которое потенциально может негативно повлиять на заинтересованность экспортеров лесопродукции в использовании Северного морского пути. «Развитие железнодорожной инфраструктуры в Архангельской области отстает от потребностей местных грузоотправителей, у которых могут возникнуть трудности с доставкой продукции уже в порт Архангельска. При этом сам порт справится с увеличением грузопотока лесопродукции. Его стивидорные мощности для текущих потребностей достаточны, поскольку объемы перевалки проектных грузов сокращаются», — поясняет Виталий Чернов.

справка нового проспекта

По предварительным оценкам WhatWood, в январе 2024 года отгрузки пиломатериалов из России в Китай через порты Северо-Запада достигли 90 тыс. м3, что в 3,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2023 года. По итогам 2023 года экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада России в Китай достиг 3,8 млн м3, что на 60% выше показателя 2022 года. Такая динамика, считают аналитики WhatWood, в первую очередь обусловлена снижением ставок на контейнерные перевозки лесной продукции из СЗФО в Китай.

Фото: Архангельский морской торговый порт

лесная промышленность транспорт Китай экспорт промышленность лесная отрасль
Другие статьи авторов Читайте также по теме
Новый министр обороны России Андрей Белоусов намерен повысить эффективность расходования средств на гособоронзаказ. Одна из его инициатив касается перехода на долгосрочные контракты с поставщиками. О том, как это отразится на исполнителях гособоронзаказа и что еще необходимо менять в существующей системе ГОЗ, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко.
Военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод» выиграл конкурс на производство и поставку 199 многоцелевых катеров для МЧС РФ в рамках четырех контрактов.
20.05.2024
Российская фармацевтическая промышленность делает успехи в импортозамещении. Но развитие внутреннего фармрынка невозможно без развития экспорта, говорят эксперты, а с поставками российских лекарств за границу пока есть сложности.

Петербург оказался на второй строчке в российском рейтинге качества жизни
22.05.2024
Петербург вошел в тройку лидеров рейтинга качества жизни населения за 2023 год
22.05.2024
В Ленобласти установят 500 новых камер контроля скорости автомобилей
22.05.2024
Премьер Британии Сунак назначил досрочные выборы на 4 июля
22.05.2024
Бывший владелец балтийского банка Андрей Исаев получил 8 лет колонии за мошенничество
22.05.2024
Туристов, которые не заплатили в Петербурге курортный сбор, будут штрафовать
22.05.2024
Петербург выбрал трех новых почетных граждан: двух академиков и музыканта
22.05.2024
Россияне с капиталом в 100 млн рублей и больше возвращаются в российские банки
22.05.2024
Структура холдинга «ФСК» построит жилой комплекс в Московском районе Петербурга
22.05.2024
Россияне начнут копить деньги на жилье с помощью нового банковского инструмента
22.05.2024
Застройщик «Полис» выходит в сегмент малоэтажного строительства
22.05.2024
Петербургская компания построит причал для пассажирских судов на Ладоге
22.05.2024
Завод Bosch в Стрельне перешел под контроль «дочки» «Газпрома»
22.05.2024
Московская сеть фитнес-клубов DDX Fitness расширит присутствие в Петербурге
22.05.2024
Три европейских государства признали Палестину
22.05.2024
Иноагентов будут досрочно лишать депутатского мандата ЗАКСа Петербурга
22.05.2024
Жители СЗФО увеличили расходы на покупку драгоценностей
22.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки