Доски на волнах. Лесопереработчики получат новый торговый маршрут в Китай
Правительство Архангельской области в рамках укрепления экономических отношений с Китаем планирует увеличить объем поставок туда продукции лесопереработки. Товар пойдет морем в китайский порт Далянь. В летнюю навигацию по Северному морскому пути планируют экспортировать до 1 млн м3 пиломатериалов.
В этом году по Северному морскому пути из Архангельска в Китай отправят минимум 1 млн м3 пиломатериалов российского производства. Китайская логистическая компания Torgmoll с июня 2024 года должна увеличить количество судозаходов в Архангельский морской торговый порт до 6-8 раз в месяц. Это поможет российским лесопереработчикам частично решить проблему сбыта своей продукции.
Как заявлял ранее в рамках форума «Сделано в России» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, морские перевозки по Северному морскому пути сейчас наиболее актуальны для предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада, чья потенциальная грузовая база составляет 4,5 млн тонн в год.
Альтернатива на севере
Аналитики отмечают, что налаживание новых экспортных маршрутов в Китай для отечественных предприятий — одна из самых актуальных задач развития. Фактически российские производители пиломатериалов сейчас зависят от двух рынков — внутреннего и китайского.
«Суммарно это около 90% объемов всех российских продаж. Других больших и маржинальных рынков попросту нет. И, похоже, это затянувшаяся перспектива ближайших лет. Надеяться на другие рынки, например на индийский или японский, не приходится», — уверены эксперты Whatwood.
В самом сложном положении находятся производители продукции северных регионов Северо-Запада, в том числе Архангельской области. «Несмотря на то, что предприятия активно пытаются наладить поставки пиломатериалов в Китай по железной дороге, ситуация с вывозом продукции этим видом транспорта остается непростой», — отмечает Александр Цыбульский. По его словам, чтобы осуществить годовой объем перевозок, который как раз и составляет более 1,5 млн тонн, необходимо порядка 800 контейнерных поездов.
«Пропускной способности железных дорог на восточном направлении недостаточно. Северной морской путь может стать их альтернативой», — согласен руководитель аналитического отдела ИАА «Портньюс» Виталий Чернов. Он отмечает, что с 2024 года «Росатом» обещает обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути, что открывает возможности для перевалки продукции лесной отрасли через порт Архангельска. Аналитик напоминает, что пилотный запуск контейнерной линии Torgmoll в сентябре 2023 года оказался успешным. «Тогда с помощью китайского оператора крупнейший лесопильный комплекс Архангельской области — ЗАО «Лесозавод 25», входящий в ГК «Титан», — отправил в Шанхай 300 контейнеров с пиломатериалами, которые доехали до места назначения за 22 дня», — напомнил эксперт.
Перекос рынка
В будущем востребованность контейнерных перевозок лесопродукции по Северному морскому пути будет определяться их экономической целесообразностью, говорят эксперты.
«Экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада в Китай не самая рентабельная история для бизнеса, а из Архангельской области тем более, потому что из-за географических особенностей транспортные затраты очень велики», — говорит генеральный директор Национального лесного агентства развития и инвестиций Виталий Липский. По его мнению, пока есть перекос рынка контейнерных перевозок (тарифы на транспортировку грузов морем в Юго-Восточную Азию из северных портов довольно низкие), сбыт в Китай имеет какой-то экономический смысл. «Но неизвестно, как долго продлится такая ситуация», — рассуждает эксперт.
«Перевозка грузов морем в Китай из Архангельска может быть интересна только компаниям, у которых есть там собственные терминалы», — полагает аналитик издания «Леспроминформ» Артем Лукичев.
Виталий Чернов из «Портньюс» указывает на еще одно препятствие, которое потенциально может негативно повлиять на заинтересованность экспортеров лесопродукции в использовании Северного морского пути. «Развитие железнодорожной инфраструктуры в Архангельской области отстает от потребностей местных грузоотправителей, у которых могут возникнуть трудности с доставкой продукции уже в порт Архангельска. При этом сам порт справится с увеличением грузопотока лесопродукции. Его стивидорные мощности для текущих потребностей достаточны, поскольку объемы перевалки проектных грузов сокращаются», — поясняет Виталий Чернов.
По предварительным оценкам WhatWood, в январе 2024 года отгрузки пиломатериалов из России в Китай через порты Северо-Запада достигли 90 тыс. м3, что в 3,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2023 года. По итогам 2023 года экспорт пиломатериалов из областей Северо-Запада России в Китай достиг 3,8 млн м3, что на 60% выше показателя 2022 года. Такая динамика, считают аналитики WhatWood, в первую очередь обусловлена снижением ставок на контейнерные перевозки лесной продукции из СЗФО в Китай.