Дорогой мусор. Предприниматели в Ленобласти просят снизить тарифы на вывоз отходов

Торговые сети и Ленинградская областная торгово-промышленная палата просят правительство Ленобласти снизить тарифы на вывоз мусора и пояснить, по какому принципу они формировались. Конфликт в сфере обращения с отходами в регионе выходит на новый уровень.

Ленинградская областная торгово-промышленная палата в течение апреля направит запрос в региональное правительство с просьбой пояснить, как формируются тарифы на вывоз мусора, а также есть ли возможность их снизить. Об этом сообщила зампредседателя комитета ЛОТПП по торговле и сфере услуг Ольга Волкова.

Параллельно торговая сеть «РеалЪ» в течение апреля намерена обратиться в прокуратуру с тем, чтобы с ее помощью узнать, каким образом формировались тарифы на вывоз мусора, рассказал глава ретейлера Александр Мышинский.

Проблемы с формированием тарифов на вывоз мусора есть и у других предпринимателей, и начались они с 2019 года, когда в области начал работу региональный оператор — АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УКООЛО), отмечают в аппарате регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

По словам Ольги Волковой, предприниматели, в первую очередь ретейлеры отмечают, что завышенные тарифы создают слишком высокую нагрузку на бизнес.

«Ленобласть занимает в России 8-е место по самым высоким тарифам и 4-е место по объемам нормативов. Таким образом, подавляющее количество участников рынка платит за бо́льший объем (зачастую более чем в 3 раза), чем фактически накапливается и вывозится. Из-за этого малые предприниматели не торопятся заключать договор на обслуживание с региональным оператором по обращению с отходами. Однако предпринимателям, которые до сих пор не заключили договор, всё равно придется оплатить счета за вывоз мусора с 1 января 2020 года», — комментирует Ольга Волкова.

Об этой проблеме говорят и участники рынка. Так, Александр Мышинский тоже отмечает, что расчет производится не по факту, а по нормативам (в отличие от Петербурга), которые непонятно как были рассчитаны. «Сейчас мы платим по нормативам такую сумму, как будто производим шесть стандартных баков для хранения мусора по 0,33 м³ в день, хотя в реальности не наполняем в день и два таких бака», — комментирует он.

«В итоге за вывоз мусора из семи магазинов в Ленобласти нам приходится платить на 4 млн больше, чем в прошлом году. Это в 5 раз больше, чем в прошлом году. Это все-таки существенная сумма, которая влияет на прибыльность бизнеса в регионе», — говорит Александр Мышинский.

«В период пандемии многие компании и так испытывают финансовые сложности, поэтому счета в несколько сотен тысяч — слишком большая сумма для многих компаний. Те предприниматели, которые оформили договоры вовремя и регулярно оплачивают услуги регионального оператора, говорят, что подобный дисбаланс на рынке создает еще и несправедливую конкурентную среду, добавляет Ольга Волкова.

Плату не снизить

Всем ретейлерам выгодней оплачивать вывоз мусора по факту, и в Ленобласти есть такая возможность, но только если у компании есть официально разрешенная мусорная площадка рядом с магазином. Компании и рады бы создать такие площадки, но для этого требуется очень много согласований. Так, например, по данным участников рынка, сеть «Перекресток» уже год не может согласовать создание мусорной площадки для двух своих магазинов.

Вместе с тем другие ретейлеры, в частности сети «Магнит» и Х5, от официальных комментариев отказались.

По словам Ольги Волковой, все вопросы по поводу обращения с отходами обсуждаются с представителями регионального оператора и правительства Ленобласти на площадке ЛОТПП с ноября 2020 года, но реальных шагов регулятора по разрешению этих проблем пока нет.

«В связи с тем, что с 2022 года в Санкт-Петербурге и Ленобласти будет работать единый региональный оператор, для предпринимателей важен вопрос, не будет ли практика использования завышенных тарифов по нормативам перенесена на всю агломерацию. Всех волнует, какие тарифы и нормативы примет единый оператор, кто и как будет готовить методику. Полагаю, что это не должно быть большим государственным секретом, а предприниматели могут познакомиться с методикой», — говорит она.

Другой бизнес тоже недоволен

Между тем о слишком высоких тарифах в аппарат областного бизнес-омбудсмена жаловались предприниматели из Волосовского, Киришского, Волховского и других районов. Все они также полагают, что оплата по нормативам не имеет ничего общего с реальным объемом вывоза мусора. Например, один из предпринимателей отмечает, что во время локдауна прошлой весной многие предприятия не работали и, соответственно, не производили мусор. А счета за его вывоз в рамках нормативов пришли «как обычно», пояснили в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.

«Нормативы в Ленобласти действительно установлены завышенные. Я не хочу называть конкретные цифры, но могу сказать, что установленный для нас норматив мог бы быть в несколько раз меньше», — комментирует Михаил Гусейнов, руководитель сети кофеен «Чайникофф».

Малые предприниматели также отмечают, что перейти на вывоз мусора по факту довольно сложно: муниципальные власти совместно с региональным оператором с большим трудом согласовывают бизнесменам места для размещения мусорных контейнеров, отмечают в аппарате бизнес-омбудсмена. Михаил Гусейнов также подтвердил, что согласовать размещение контейнеров «практически невозможно».

Тарифы не меняются

Между тем правительство Ленобласти говорит о том, что сейчас с тарифами сделать ничего нельзя. «На 2020–2022 годы единый тариф на услугу регоператора установлен приказом ЛенРТК от 20.12.2019 № 608-п, и в течение года он пересмотру не подлежит. Тариф и нормативы накопления не могут произвольно меняться и пересматриваются в среднем не чаще раза в год и реже. Кроме того, устанавливать понижающие нормативы накопления и тарифы для отдельных видов бизнеса, например для торговых сетей, недопустимо, любое их изменение должно производиться в отношении всех видов категорий отходообразователей», — сообщили в пресс-службе правительства Ленобласти.

«При установлении тарифов на 2022 год ЛенРТК проведет экспертизу представленных документов, проанализирует финансовый результат за 2020 год от оказания услуги по обращению с ТКО регоператором и в случае выявления избыточных средств исключит эти средства из необходимой валовой выручки РО на 2022 год», — добавили в пресс-службе.

История вопроса

С 2019 года регионы должны были переходить на новую форму обращения с отходами и в том числе выбрать одного или нескольких региональных операторов для работы в этой сфере. В Петербурге было проведено два конкурса на выбор регоператора, все их выиграл МПБО-2. Оба результата были оспорены в суде, и в итоге завод МПБО-2 сохранил статус оператора только на севере Петербурга, однако фактически как региональный оператор не заработал. Между тем федеральные власти разрешили Петербургу и Москве провести «мусорную» реформу в 2022 году. Поэтому в Петербурге оператора до сих пор нет, а в Ленобласти он действует с 2019 года. Контракт на работу с УКЛООЛО заключен на 10 лет на сумму 25 млрд рублей. По данным ГМЦ Росстата, 25% УКООЛО принадлежит Леноблкомимущества, еще 75% у «Анэкс-Финанс». Выручка компании за 2019 год составила 1,4 млрд рублей, прибыль — 429 млн рублей.

Общий мусор

Примечательно, что в конце прошлого года федеральные власти одобрили создание единого оператора мусора для Петербурга и области. Затем, в январе 2021 года, Ленобласть и Петербург создали АО «Невский экологический оператор», учредители которого — ПАО «Интер РАО» и Банк ВТБ, они обеспечат финансирование компании. Задача специалистов НЭО — разработка единой для двух регионов концепции обращения с отходами, главной целью которой является переход на глубокую переработку мусора по самым высоким экологичным технологиям, отметили в пресс-службе правительства Ленобласти.

В области в прошлом году было образовано 711,4 тыс. т отходов, в Петербурге — более 2 млн т. Как ранее подсчитывали эксперты, стоимость вывоза 2,5 млн т отходов в двух регионах может составлять не менее 10,6 млрд рублей в год.

Актуально сегодня