Дорого яичко... ФАС проверит птицефабрики и ретейл
ФАС наконец обратила внимание на подорожание куриных яиц. Ведомство проверит ценообразование на эту продукцию в торговых сетях и сделает вывод о его адекватности. Пока производители и поставщики обвиняют в росте цен друг друга.
Антимонопольная служба обратилась в 10 федеральных торговых сетей: у ретейлеров запросили сведения о еженедельной динамике закупочных и розничных цен на куриные яйца. Об этом сообщила пресс-служба ФАС.
Пока производители и торговля в росте цен на яйца обвиняют друг друга. Как говорит совладелец ГК «РеалЪ» Александр Мышинский, ситуации с ценами на брендированные яйца и так называемые биржевые (к ним относится «ноунейм"-продукция и СТМ) различаются.
«Брендированные яйца дороже «ноунейма» примерно на 20%. Их закупают торговые сети получше, не дискаунтеры. Заметного дефицита здесь нет, и цены практически не растут. А с «биржевыми» яйцами, на которые делают ставку дискаунтеры, всё сложнее», — говорит Александр Мышинский.
На прошлой неделе, по его словам, птицефабрики предлагали сетям «ноунейм"-продукцию уже по 140 рублей за десяток, и яиц в этой категории в наличии было мало. «В итоге если «ноунейм"-продукция и есть на полке, то продается она сетями себе в убыток — по 80-90 рублей за упаковку», — говорит Александр Мышинский.
Как отмечает независимый консультант по продвижению продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин, в самом сложном положении оказались небольшие сети и несетевая розница. «Туда крупные птицефабрики вообще не горят желанием отгружать товар, стараясь работать в основном с крупными игроками», — констатирует Михаил Лачугин.
Правда, многие птицефабрики всё же пошли навстречу небольшим ретейлерам. Они отгружают им свою продукцию как «ноунейм», а не брендированную. «Таким образом торговлю пытаются обезопасить от народного гнева по поводу высоких цен на яйца», — говорит Михаил Лачугин.
Молчание цыплят
Производители комментировать ситуацию не рвутся. Например, представители Синявинской птицефабрики отвечать на вопросы о подорожании яиц отказались, а на фабрику «Роскар» дозвониться не удалось.
Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев сообщил, что за последние три недели производители яиц и мяса птицы снизили отпускные цены на 1,5-5%. Причем больше всего подешевели окорочка, крылья, бедро и голени кур.
«Объемы выпуска продукции птицеводства в октябре выросли на 3%. Так что о том, что сегодня происходит с розничными ценами на мясо птицы и яйца, почему они так резко выросли, спрашивать нужно у продовольственных сетей», — уверен он.
По его словам, за последние 5 лет отпускные цены на продукты птицеводства росли медленнее инфляции. «На сегодня уровень накопленной инфляции составляет около 35%. При этом среднегодовые цены производителей на мясо птицы и яйца за тот же период увеличились на 20-25%. Именно поэтому мясо птицы и яйца, как самые доступные источники животного белка, являются социально значимыми продуктами», — добавляет Альберт Давлеев.
В этом году рост розничных цен на яйцо и куриное мясо начался с конца июня — начала июля, но повышение было не очень заметно на фоне роста покупательной способности благодаря индексации зарплат на 15-20%, а также благодаря различным социальным льготам и выплатам.
«Деньги у покупателей есть, и продукты по более высоким, чем раньше, ценам остаются доступными — мы имеем дело с обеспеченным спросом. Если бы это было не так, люди не могли бы позволить себе покупки, и цены бы не росли», — заключил эксперт.
Возвращение к равновесию
Что касается проверок, то глобальных последствий для рынка они, скорее всего, иметь не будут.
«Теоретически в результате проверок могут появиться новые отдельные виды товаров, наценка на которые будет фиксированной», — прогнозирует Михаил Лачугин.
Альберт Давлеев полагает, что динамика цен в ближайшее время сократится.
«В настоящее время цены от производителей стабилизировались и до Нового года вряд ли будут значимо повышаться. А потом производители, как правило, снижают отпускные цены. Это связано со снижением потребления и, соответственно, спроса. Обычно рынок оживает только к концу января, чтобы сократиться на 7-8% в период поста», — комментирует он.
Блуждающие цены
Это не первый пример того, как птицеводы повышают цены в 2023 году. Мясо птицы с начала года выросло в цене больше чем на 27%. Эту проблему даже обсуждал в октябре президент РФ Владимир Путин с министром сельского хозяйства Дмитрием Патрушевым.
Представители отрасли называли основными причинами подорожания продукции издержки: рост цен на комбикорма, ветеринарные препараты и т. д. Кроме того, сыграло роль сокращение поголовья на некоторых птицефабриках из-за птичьего гриппа. Тогда же, в октябре, ФАС проверила ценообразование на мясо курицы. Однако к значительным изменениям на рынке это не привело.