Дорога "России". Платную магистраль в Ленобласти профинансируют два банка

Банк «Россия», который называют «банком друзей Путина», войдет в проект строительства Широтной магистрали скоростного движения на территории Ленобласти. Проект будет реализован совместно с ВТБ. Инвестиции оцениваются в 100 млрд рублей. Проекты платных дорог эффективны с точки зрения инвестиций, говорят эксперты.

Банк «Россия» примет участие в финансировании строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) на территории Ленинградской области. Соответствующее соглашение на Петербургском международном форуме кредитная организация заключила с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и банком ВТБ, который принимает участие в проекте. Речь идет о пятом и шестом этапах трассы, объем инвестиций составит около 100 млрд рублей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Широтная магистраль скоростного движения пройдет от Западного скоростного диаметра (ЗСД) до Кольцевой автомобильной дороги и пересечения с федеральной трассой «Кола». Трасса протяженностью более 27 км должна разгрузить уличную сеть в южной части города, улучшить сообщение с Ленинградской областью и другими регионами России. Первый этап проекта предполагает подключение ЗСД к Витебскому проспекту, его планируется завершить в 2024 году. Общая стоимость проекта изначально оценивалась в 182 млрд рублей, но затем была скорректирована до 340 млрд рублей. По территории Санкт-Петербурга будет проходить 14,2 км дороги, Ленобласти — 13,2 км.

По словам председателя правления банка «Россия» Михаила Клишина, поддержка крупных инфраструктурных проектов является одной из ключевых задач кредитной организации. По его словам, ШМСД будет способствовать не только экономическому росту региона, но и повышению качества жизни местных жителей. Дополнительных комментариев в банке «Россия» не предоставили.

Сейчас проект по строительству участка ШМСД на территории Ленобласти находится на завершающей стадии финансово-технического структурирования, уточнили в пресс-службе регионального правительства. Под проект были выделены земельные участки, определена трассировка и основные технико-экономические показатели проекта. Сейчас прорабатываются условия концессии.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

На начало 2022 года банк «Россия» занимал 14-е место в стране по размеру активов в стране, согласно рейтингу banki.ru. Также он является самым крупным из петербургских банков. По итогам 2022 года активы банка составляли 1,3 трлн рублей, прибыль — 9,1 млрд рублей, сказано в его годовой бухгалтерской отчетности.

Кредитная организация находится под санкциями США и ЕС. Основными ее акционерами были бизнесмены, которых СМИ часто называют «друзьями Путина»: Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, Николай Шамалов, Михаил Шеломов, а также Алексей Мордашов. Актуальные владельцы в СПАРК-Интерфакс не указаны, так как российское правительство разрешило банкам под санкциями не раскрывать информацию о своих бенефициарах.

Знакомые всё лица

Это не первый совместный проект кредитных организаций. В 2020 году ВТБ стал совладельцем гоночного комплекса в Ленобласти «Игора Драйв» стоимостью 11 млрд рублей. По информации СМИ, этим проектом занимаются структуры, связанные с банком «Россия» и дальним родственником Владимира Путина Михаилом Шеломовым.

В 2022 году банк «Россия» приобрел долю в аэропорту Геленджика. Объект в 2018 году приобрели ВТБ и основатель пивоваренной компании «Балтика» Таймураз Боллоев, инвестиции в развитие воздушной гавани оценивались в 8 млрд рублей. Миноритарным акционером проекта выступает Евгений Баженов.

Банки выбирают дороги

Участие банка «Россия» в проекте ШМСД говорит о том, что банки видят привлекательность инвестиций в платные дороги, объясняет директор АНП «Объединение «Дормост» Кирилл Иванов. «Подобные инфраструктурные проекты показали себя целесообразными, доходными и достойными рассмотрения в качестве вложений», — сказал он.

В теории новый инвестор может взять на себя финансирование только строительства придорожной инфраструктуры: бензоколонок, мест отдыха и объектов торговли, полагает Кирилл Иванов. «Возможно, объем финансового участия ВТБ остался неизменным, а «Россию» могли привлечь для этих дополнительных расходов», — отметил эксперт.

ШМСД — это крайне сложный ресурсоемкий инфраструктурный проект, дополняет советник председателя петербургского регионального отделения «Деловой России» Антон Банин. С учетом того, что только на пятый и шестой этапы требуется 100 млрд рублей, привлечение к реализации проекта крупной банковской организации оправдано, говорит он.

«Банк «Россия» имеет колоссальный опыт в реализации масштабных транспортных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Это позволит не только гарантировать финансирование проекта в необходимом объеме, но и соблюсти все обозначенные проектом сроки реализации», — уверен эксперт.

Актуально сегодня