Дорога миска к обеду. Чем кормят россияне домашних питомцев в кризис
Добавьте нас в Избранное в Яндекс Новостях
Поделитесь публикацией!

Дорога миска к обеду. Чем кормят россияне домашних питомцев в кризис

Дорога миска к обеду. Чем кормят россияне домашних питомцев в кризис
Рынок промышленных кормов для домашних животных за прошлый год вырос в России на 7%. Растет и сегмент натуральных кормов, подстегивая активность фермеров. Участники рынка говорят, что на домашних питомцах, как и на детях, люди в кризис не экономят.
У россиян увеличивается количество домашних питомцев. По данным исследования компании Mars, сейчас у 59% семей в России есть кошка или собака. Причем по сравнению с 2017 годом этот показатель увеличился на 5%. Численность домашних животных в российских семьях с 2017 года выросла на 23%, до 63,5 млн питомцев. Из них 40,8 млн — это кошки, 22,6 млн — собаки.

Вместе с количеством домашних животных растет и рынок кормов для них. Сегодня его емкость превышает 1 млн т в год. За год рынок вырос на 7,2%, подсчитали в консалтинговой группе «Текарт». Пандемия не прервала положительную динамику в отрасли: с 2016 года потребление готовых кормов увеличилось на 41% (среднегодовой прирост по этому показателю в последние 5 лет составлял 9%).

Наибольший объем продаж промышленных кормов в стране (72%) приходится на иностранные компании, локализовавшие производство в РФ. Это Mars, Nestle, Aller Petfood, Provimi. При этом, по оценке «Текарт», корма для кошек занимают 62,1% рынка, а 37,9% — корма для собак.

Выросли траты на корма и в денежном выражении. По данным исследовательской компании GfK, за 2020 год в среднем одно домохозяйство потратило 6,1 тыс. рублей на корм для кошек, что на 6% больше показателя 2019 года (было 5,7 тыс. рублей). Одновременно траты на питание собак сократились за минувший год на 1,5%, до 3,4 тыс. рублей.

«В целом можно сказать, что корма для животных точно не в лидерах в списке категорий, на которых экономят. Они продолжают привлекать новых покупателей», — отмечает Роман Ваганов, директор группы реализации проектов GfK.

Домашнее вкуснее и здоровее

Активно развивается и сегмент натуральных кормов, за счет чего, возможно, произошло небольшое снижение трат на покупку готовых кормов для собак, отмечают участники рынка. 

Натуральные корма состоят из говядины для собак, курицы и индейки — для кошек. Чаще и больше всего натуральных кормов приобретают для собак. Это части туш, которые не идут для продажи людям: говяжья обрезь (мышечная и жировая ткань), трахея, пищевод, легкое, сердце и мясо, которое испачкалось при разделке. 

При этом точно подсчитать емкость рынка натуральных кормов его участники не берутся. Они лишь отмечают, что сегмент может составлять не более четверти от общей емкости рынка промышленных кормов. 

«При выборе рациона питания для питомцев россияне примерно в 20–30% случаев выбирают натуральное питание, а остальной объем приходится на промышленные корма. Народ у нас довольно ленивый, и большинству проще купить «керамзит в мешках», чем покупать мясо и самостоятельно готовить собаке еду», — говорит один из участников рынка. 

«Действительно, не все хозяева готовы думать, где можно купить мясо, как его приготовить. Кроме того, использование промышленного корма очень удобно для россиян, которые привыкли много путешествовать, а также для владельцев нескольких собак и крупных питомников», — комментирует глава питомника «Балтийский романс» Юлия Абравитова. Поэтому, по ее словам, сегмент готовых кормов всегда будет занимать львиную долю на рынке питания для домашних животных.

Но доля покупателей, которые предпочитают натуральное питание готовым кормам, увеличивается. За последние 3 года она выросла примерно на 10%, говорят представители магазина «ZOOМяснойМир». «Это связано с тем, что качество промышленных кормов снижается. У животных всё чаще бывает на них аллергия и другие негативные реакции», — пояснили представители магазина. 

Кризис бьет, но вы держитесь

Рынок натуральных кормов в Петербурге и Ленобласти довольно закрытый, его участники не готовы общаться с прессой авторизованно. Тем не менее «Новому проспекту» удалось выяснить, что в городе и области продажей «натуралки» для домашних животных занимается около двух десятков небольших специализированных компаний. 

Обычно они продают промышленные и натуральные корма и не занимаются реализацией мяса для людей. Причем магазины зоотоваров в качестве канала продаж не используют, чаще всего такие компании организуют собственную доставку. 

Но значительная часть владельцев собак приобретает мясо для своих питомцев в обычных мясных магазинах или на рынках. «Это довольно сложная несистемная история, поскольку просят продать обрезки, которые остались после разделки мяса», — поясняет Леонид Цой, совладелец компании «Это у нас семейное». Он рассказал, что по этой причине компания решила запустить в экспериментальном режиме производство натуральных кормов для домашних животных. «Для этого мы используем мясо коров из нашего хозяйства. Реализация кормов планируется пока через наши магазины. Кроме того, мы планируем в ближайшее время зарегистрировать бренд для новой продукции», — рассказывает Леонид Цой. 

Но у большинства поставщиков натуральных кормов собственной сырьевой базы нет, поэтому компании сталкиваются с рядом сложностей. «За прошлый год значительно, примерно на 30–40%, подорожало сырье для натуральных кормов. Нам тоже приходится повышать цены, чтобы не работать в убыток», — сетует один из участников рынка. 

Еще одна проблема — это дефицит сырья. Чаще всего поставщики «натуралки» закупают мясо не на Северо-Западе, а в других, преимущественно южных регионах: в Татарстане, Дагестане. Кроме того, раньше на рынке было довольно много сырья из Белоруссии, но этот канал поставок сейчас закрыт, говорят участники рынка. «В итоге сложился заметный дефицит сырья, и мы пока не понимаем, как решить этот вопрос», — делится одна из предпринимательниц Петербурга. 

Тем не менее пять опрошенных «Новым проспектом» продавцов натуральных кормов сообщили, что их продажи за последние 3 года выросли, несмотря на общее снижение доходов населения. 

«Питание домашних животных — не та статья, которую готовы сократить россияне. Для большинства людей домашнее животное — это как еще один ребенок, а на детях мы не привыкли экономить», — комментирует Леонид Цой.

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ

К списку новостей