Дом как картинка. Сегмент DIY подстраивается под новые тренды
Новый проспект
Статьи

Дом как картинка. Сегмент DIY подстраивается под новые тренды

Прочитано: 1199

Рост спроса на товары для дома в онлайн-каналах заставляет ретейлеров присматриваться к маркетплейсам. Несмотря на сложную логистику, разные каналы продаж в категории DIY переплетаются гораздо плотнее, чем в других сегментах рынка.

Пандемия перевернула рынок ретейла. Изменения затронули и DIY-сегмент, который занимается товарами для дома, мебелью и инструментами. Но изменения позитивные: продажи товаров для дома во время локдауна выросли более чем в 2 раза, поскольку запертые в четырех стенах люди стали активно обустраивать жилье и менять интерьеры. А многие из них задумались о строительстве загородного дома.

Домашнее задание

Спрос на товары DIY до сих пор высок. «За первые 5 месяцев 2021 года 27% запросов пользователей «Яндекса» приходились на категорию DIY», — сообщил Игорь Косоруков, руководитель направления DIY компании «Яндекс».

«Но нужно понимать, что в первую очередь этот рост обеспечивают онлайн-продажи. Поэтому в выигрыше сети, которые на момент локдауна уже имели хорошо развитый онлайн-канал», — подчеркивает Владислав Орлов, директор по продажам в Москве компании DPD в России.

Помимо факторов, имеющих прямое отношение к пандемии, спрос на товары DIY обеспечила льготная ставка по ипотеке: только в первом полугодии 2021 года рост выдачи таких займов превысил 40% год к году. Люди въезжали в новые квартиры и начинали отделку под себя.

По последним исследованиям Индекса потребительского оптимизма, 44% опрошенных потребителей назвали категорию товаров для дома и ремонта одной из главных в структуре расходов. Так что есть все основания полагать, что категория будет расти и дальше, в первую очередь, конечно, в онлайн-канале. «Темпы роста, скорее всего, будут не такими, как в ковидном 2020 году. Но индустрия сохранит лидерские позиции в ретейле минимум еще на год-два», — уверен Игорь Косоруков.

Шеринг в тренде

Эксперты рынка называют несколько тенденций в сегменте DIY, которые возникли до пандемии, но сформировались именно в этот период. Среди них использование бывших в употреблении предметов мебели и интерьера.

«Общий тренд на заботу об экологии, на бережное потребление возник давно. Но именно сейчас появляется всё больше дизайн-студий и проектов, которые сделали апсайклинг (творческое преобразование старых вещей) главным направлением своей работы», — рассказывает Василий Матяшин, директор по маркетингу компании LoftDesigne.

Тема использования старых вещей затронула и рынок строительных инструментов. Средне- и крупногабаритную технику (такую как строительные краны и леса, подъемное оборудование) из-за дороговизны и раньше активно брали в аренду, но сегодня появился спрос на аренду более мелкого инструмента, который нужен 2–3 раза в год и покупать который за полную стоимость не имеет смысла.

«В Европе рынок аренды таких инструментов развит хорошо, а у нас он пока в зачаточном состоянии. Но мы видим перспективу», — говорит Надира Холматова, руководитель направления Rental & Retail компании Hilti. Особенно это актуально, по ее словам, для строительных и ремонтных фирм, 2–3% инвестиций которых уходит на покупку инструментов и оснастки.

Личное общение в цене

Еще одна тенденция — создание компаниями DIY сообщества вокруг своего бренда. «Сегодня многое по дому можно делать самостоятельно, своими силами. И собственные интересные рассказы бренда о деле и продукте вызывают отклик у пользователей и очень ценятся. Поэтому бренду важно устраивать маркетинговые активности, завязанные на людях и на своем бизнесе, и вокруг этого строить сообщество — комьюнити», — считает Василий Матяшин из LoftDesigne.

По его словам, очень важно прямое и дружеское общение продавца с аудиторией. «Зачастую для ускорения работы это общение автоматизируют с помощью чат-ботов и голосовых помощников, но в большинстве случаев это не нужно: сегодня ценится личное общение. Всё автоматизированное быстро приедается. Тех же чат-ботов мы используем только для сбора обратной связи», — говорит он.

«Люди должны быть связаны с брендом не только при покупке, но и благодаря участию в его акциях и общению. Бренд может собрать вокруг себя людей с одинаковыми ценностями и интересами», — подтверждает Анастасия Медведева, руководитель отдела рекламы и PR компании «ВсеИнструменты.ру».

Все без ума от маркетплейсов

Главной тенденцией рынка DIY ретейлеры называют интеграцию их продукции в маркетплейсы. «Этот процесс неизбежный. Средние DIY-сети будут расширять свое присутствие на таких площадках, а крупные ретейлеры будут развивать свои онлайн-каналы продаж и налаживать интеграцию с маркетплейсами. Пользователи будут выбирать тех, кто сможет предоставить им качественный сервис, удобную доставку, дополнительные опции в виде сборки и прочее», — считает Владислав Орлов.

«Интерес к маркетплейсам со стороны компаний, безусловно, вырос. Не могу сказать, что продукция DIY в авангарде, потому что такие сегменты, как бытовая техника, всегда на шаг впереди. Но в последние 2 года многие производители, которых 5 лет назад даже не было в Интернете, сегодня пытаются понять, как использовать новые каналы сбыта», — подтверждает Иван Бугай, руководитель бизнес-группы «Товары длительного пользования» компании «СберМегаМаркет».

Основными преимуществами маркетплейсов эксперты называют удобную витрину, кастомизированный каталог товаров, качественный контент и, конечно, высокий трафик. Он значительно выше, по их словам, чем трафик в классических магазинах DIY, поскольку многие покупатели начинают поиск товара именно на маркетплейсах.

Однако категория DIY для маркетплейса весьма непроста, прежде всего из-за крупногабаритного товара и осложненной логистики. «Доставить мебель, мешки «сыпучки» весом в 25 кг, гигантские листы гипрока, тяжелые унитазы и тому подобное гораздо проблематичнее, чем новенький айфон или пачку чая», — улыбается Мария Евневич, совладелец, член совета директоров компании «Максидом».

Поэтому логистика у сегмента DIY гораздо сложнее, чем у других сегментов рынка, а товарам требуется много места на складе. «За счет ухода в онлайн из офлайнового формата, где у тебя всё лежит в торговом зале, оборудованном по принципу «магазин-склад», не получится сэкономить на площадях. Ты в любом случае должен их построить или арендовать», — говорит Мария Евневич.

Онлайн + офлайн

Доставка DIY-товаров — тоже непростая история. «Если человек делает ремонт, он вместе с обоями сразу же покупает затирки, шпатели, бордюры, и всё это подходящего цвета. И главное — привезти ему эти товары нужно как можно скорее, все вместе и в одно и то же время!» — описывает особенности логистики Мария Евневич.

В маркетплейсе же человек приобретает обои у одного из партнеров площадки, шпатель — у другого, бордюр — у третьего и сталкивается с необходимостью оплатить 3–4 доставки или ждать, пока маркетплейс соберет все покупки на своем складе, если он вообще занимается доставкой. «И пока мы не придумаем, как обходить эти сложности и ошибки, собственный маркетплейс вряд ли будет успешным», — считает Мария Евневич.

Пока DIY-ретейлеры, как и продавцы других категорий товаров, стараются сочетать онлайн- и офлайн-каналы продаж. «За последний год наша компания выросла в объеме онлайн-заказов более чем в 2 раза. Но около 70% посетителей приходят к нам в онлайн для того, чтобы подготовиться для покупки офлайн: они рассматривают наши онлайн-витрины, выбирают товар и… идут в магазин, чтобы там его купить», — объясняет Максим Трухин, e-commerce director компании Leroy Merlin.

Дело в том, что клиенты сегмента DIY не покупают продукт — они решают конкретные проблемы своего жилья. «Обычные люди экспертами в этом не являются, и принять решение о том, что именно им нужно, просто по картинке на сайте они не могут. Это на самом деле сложно. Часто нужно потрогать товар, присмотреться к нему и обсудить покупку с продавцом — живым человеком, который является специалистом», — заключил Максим Трухин.

По материалам конференции DIY & Household Retail, организованной Retail Today

DIY ретейл
Другие статьи автора Читайте также по теме
На недавнем саммите БРИКС было заявлено, что Россия ведет переговоры об открытии индийских сетевых магазинов вместо ушедших западных. «Новый проспект» изучил, что из себя представляет сетевая торговля в Индии в настоящее время, и поразмышлял о ее перспективах в нашей стране.
Пандемия и военная спецоперация испытывают на прочность российские торговые центры. «Новый проспект» разбирался, кто из арендаторов покидает насиженные площади, кем будут заполнять пустоту и что вообще ждет моллы в ближайшей перспективе.
За последние три месяца в России закрылось около 400 интернет-магазинов, но рынок e-commerce растет. Происходит это за счет двух крупнейших маркетплейсов — Ozon и Wildberries. И битва двух гигантов за рынок только началась.

Партнер Ротенбергов заинтересовался говядиной
06.07.2022
Бывший замминистра культуры Григорий Пирумов получил 8,5 лет по уголовному делу о хищении 900 млн рублей из бюджета
06.07.2022
"Новую газету" оштрафовали на 300 тысяч рублей из-за видеообращения Дмитрия Муратов о спецоперации
06.07.2022
В Москве показали новые "Москвичи", в том числе электромобиль
06.07.2022
Суд на 30 дней остановил экспорт нефти из Казахстана через Россию
06.07.2022
Госдума приняла закон о создании общероссийского «движения детей и молодежи»
06.07.2022
Зарплаты бюджетников проиндексируют на 1 триллион
06.07.2022
Правительство сможет вводить спецмеры при военных операциях за рубежом. Бизнес не сможет отказать в госконтракте, а сотрудники - в переработках
06.07.2022
Трое действующих генералов МВД стали фигурантами уголовного дела
06.07.2022
«Тинькофф» объявил о приостановке исходящих SWIFT-переводов в валюте
06.07.2022
Судостроительный завод «Пелла» реорганизуется
06.07.2022
Бизнесмен Алишер Усманов отозвал иск о разводе с Ириной Винер-Усмановой
06.07.2022
Петербургский холдинг Setl Group за первое полугодие 2022 стал вторым по объему ввода жилья в РФ
06.07.2022
Группа RBI купила здание "Андерсен отеля" на улице Чапыгина
06.07.2022
Дума одобрила в первом чтении расширила список мест, где нельзя проводить митинги
06.07.2022
В России приостановил работу крупнейший завод по производству вторичного свинца. Остальные на очереди
06.07.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки