Догнать или согреться. Чиновники впервые заявили о провале программы импортозамещения
Новый проспект
Статьи

Догнать или согреться. Чиновники впервые заявили о провале программы импортозамещения

Прочитано: 1198

Новый речной трамвайчик, собранный под Калининградом, на 90% состоит из российских компонентов. Фото: Ушаковские верфи

На прошлой неделе сразу несколько крупных российских чиновников заявили о провале программы импортозамещения. Неприятную правду осознали сенатор Андрей Клишас, председатель НАК Кирилл Кабанов, спикер Совфеда Валентина Матвиенко и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Им, конечно, виднее. Но российский бизнес продолжает планировать и реализовывать проекты по замене импортной продукции в условиях кризиса. Случайность это или тенденция, покажет время.

О настоятельной необходимости импортозамещения в России говорят последние 8 лет — с тех пор, как наша страна попала под первую волну санкций, которые условно можно назвать антикрымскими.

В 2014 году курс на импортозамещение стал одним из приоритетных для российского правительства, что неудивительно: на тот момент доля импорта в станкостроении страны составляла 90%, в разных сегментах сельскохозяйственного машиностроения — 50-90%, в тяжелом машиностроении — 70%. Россия завозила до 60% оборудования для нефтегазовой отрасли и до 50% — для энергетики.

В апреле 2014 года была обновления госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанная до 2020 года. Основной задачей этой программы было сокращение доли импорта в различных хозяйственных отраслях: от автомобильной и химической до производства детских товаров. Всего предполагалось реализовать до 2,5 тыс. проектов. В 2014 году также был организован Фонд развития промышленности, который должен был помогать инвесторам с финансированием проектов на предпроизводственном этапе. Ожидалось, что уже к 2020 году импортозависимость российской промышленности сократится в целом до 50-60%, а может быть и больше.

В июле 2020 года в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент Владимир Путин заявил, что импортозамещение — это не панацея и «Россия не стремится всё импортозаместить». Но власти в целом признали программу импортозамещения успешной, особенно в сфере продуктов питания. Правда, аналитики Национального рейтингового агентства уже тогда возражали, что плановые показатели продуктового импортозамещения были достигнуты только в импорте мяса.

Тем не менее госпрограмму продлили до 2024 года.

Критика с высоких трибун

А на прошлой неделе с высоких трибун стали раздаваться слова о том, что импортозамещение провалено. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в своем телеграм-канале заявил, что «программа импортозамещения в конечном итоге была провалена» и указал, что у некоторых руководителей «есть простое желание не добиваться нашей экономической независимости, а пересадить промышленность на китайскую «иглу», поменяв инвесторов и логистику закупок».

С коллегой согласился сенатор Андрей Клишас. Он также заявил в своем телеграм-канале, что «программа импортозамещения провалена полностью» и «кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств нет ничего».

Одновременно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью «Известиям» сообщила, что программу импортозамещения нужно пересмотреть, а ее выполнение форсировать. А еще, по словам спикера, необходимо менять подходы к отчетности, поскольку «если станок на 70% сделан в России, а 30% компонентов к нему импортные, это уже не наш станок».

Однако в Кремле считают, что о провале импортозамещения речь не идет, наоборот, ведется «напряженная работа» в этом направлении. Комментируя пост Андрея Клишаса, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что не может согласиться с утверждением, что всё провалено. «Есть невыполненные планы — да, наверняка. Мы с вами не живем и не работаем в идеальных условиях. Они, наоборот, агрессивные. Но всё равно ведется напряженная работа. Не признавать этого нельзя», цитирует чиновника агентство Интерфакс.

Но Дмитрий Песков, похоже, согласен с Валентиной Матвиенко в том, что к вопросу нужно подходить по-новому: «В нынешних условиях принципы, режимы и методология работы должны быть абсолютно другими» (цитата по Интерфаксу).

Производство петербургского аккумуляторного завода «Ригель». Фото: завод «Ригель»

Энергия солнца, речной трамвай и каретки

Пока власти обсуждают, провалено импортозамещение или нет, простые инвесторы просто делают свое дело — начинают или завершают проекты. Немало их и на Северо-Западе.

Так, петербургский аккумуляторный завод «Ригель» наладил сотрудничество с СПбГУ и ведет сразу четыре проекта, в частности, разрабатывает высокоэнергетическую батарею на отечественных литий-ионно-железофосфатных аккумуляторах и осваивает принципиально новую электрохимическую систему на основе литий-феррум-фосфата (LFP). А ранее «Ригель» инвестировал 400 млн рублей в закупку нового оборудования, за счет чего в 3 раза увеличил мощность производства.

ООО «ЭнКОР Групп» из Калининградской области в январе 2023 года собирается ввести в эксплуатацию первую очередь производства импортозамещающего промышленного комплекса по выпуску оборудования для солнечной энергетики — кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей.

Ушаковские верфи в мае передали заказчику первый речной трамвай повышенной комфортности, на 90% собранный из компонентов отечественного производства, и в будущем собираются расширять производственные мощности для создания речного пассажирского флота.

Первая картонажная фабрика запустила третью линию производства упаковки из литой бумажной массы (кареток под десяток яиц) и увеличила тем самым мощности до 30 млн единиц продукции в год. А Карельское ООО «Онегопак» в этом году собирается ввести в строй новое производственное оборудование, правда импортное, и увеличить мощности по выпуску мягких контейнеров разового использования для хранения и транспортировки больших объемов сыпучих грузов, так называемых биг-бэгов.

ООО «МегаТек» из Ленинградской области научилось изготавливать промышленное вентиляционное оборудование спецназначения, с апреля поставляет его для российских атомных электростанций и планирует расширять производство.

Изготовление кареток для яиц на Первой картонажной фабрике. Фото: ООО «Первая картонажная фабрика»

Обойдёмся без пошлин

Не исключено, что инвесторам поможет принятое в мае правительством РФ решение об обнулении ввозных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы. Правда, как сообщил премьер Михаил Мишустин, речь идет лишь о крупных инвестиционных проектах «прежде всего в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспортной отрасли и сфере IT» (цитата по ТАСС).

В данной ситуации крупным будет считаться проект с объемом капвложений не менее 250 млн рублей. Перечень таких инвестпроектов будет формировать подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правкомиссии по экономическому развитию и интеграции, а окончательно утверждать — правительство РФ. Оно же будет утверждать реестр товаров для беспошлинного ввоза.


импортозамещение производство
Другие статьи автора Читайте также по теме
Спецоперация показала, что многие нормативы обеспечения армии устарели. Чтобы привести их в соответствие с реальностью, нужно наладить обмен информацией между армией и производителями товаров. На Северо-Западе этим уже занялись.
Петербургский тракторный завод, входящий в группу компаний «Кировский завод», за этот год увеличит выпуск тракторов на 30%. Импортозамещение в отрасли идет полным ходом. По разным оценкам, от 50% до 70% сельхозтехники в стране уже отечественного производства.
Петербургский производитель кормовых добавок для животных «Биотроф» вложит 0,5 млрд рублей в строительство нового завода в Ленобласти, который удвоит его нынешние мощности. Из-за ухода европейских производителей сельхозпредприятия вынуждены переключаться на альтернативные варианты, объясняют эксперты.

Антонио Фреза откроет пять ресторанов в Петербурге и Москве
30.11.2022
В отделениях Почты по всей России появились почтовые ящики для писем Деду Морозу
30.11.2022
RBI получил разрешение на ввод в эксплуатацию Левашовского хлебозавода. После реконструкции он превратился в культурно-деловое пространство
30.11.2022
ГК "БэстЪ" откроет новое общественное пространство в Петербурге
30.11.2022
У петербуржцев на депозитах на копилось 2,9 трлн рублей
30.11.2022
Умер экс-глава КНР Цзян Цзэминь. Ему было 96
30.11.2022
Совет Федерации утвердил досрочное увольнение Кудрина с должности главы Счетной палаты
30.11.2022
В Петербурге открыто движение по Биржевому мосту. Он был закрыт чуть больше года
30.11.2022
В Ленобласти утвердили тарифы на электричество. Они выросли на 9-15%
29.11.2022
Генпрокуратура подготовила проект приказа о приостановки работы СМИ в случае нарушений
29.11.2022
Определилась первая пятерка сборных, вышедших в плей-офф Чемпионата мира по футболу
29.11.2022
РАД продал на аукционе раритетные образцы Гоголя, Толстого и личные вещи императорской семьи
29.11.2022
Храм в честь снятия блокады Ленинграда появится неподалеку от станции метро "Бухарестская"
29.11.2022
Литва перестала пропускать грузовики, находящиеся в аренде у калининградских первозчиков
29.11.2022
На VIII биеннале «Архитектура Петербурга» показали проекты, которые никогда не будут реализованы
29.11.2022
Суд дважды отклонил апелляцию петербуржца, не согласившегося с мобилизацией
29.11.2022
Starlink повысил тарифы на Украине
29.11.2022
При губернаторе Петербурга появится совет семей мобилизованных
29.11.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки