Догнать или согреться. Чиновники впервые заявили о провале программы импортозамещения
Новый речной трамвайчик, собранный под Калининградом, на 90% состоит из российских компонентов. Фото: Ушаковские верфи
На прошлой неделе сразу несколько крупных российских чиновников заявили о провале программы импортозамещения. Неприятную правду осознали сенатор Андрей Клишас, председатель НАК Кирилл Кабанов, спикер Совфеда Валентина Матвиенко и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Им, конечно, виднее. Но российский бизнес продолжает планировать и реализовывать проекты по замене импортной продукции в условиях кризиса. Случайность это или тенденция, покажет время.
О настоятельной необходимости импортозамещения в России говорят последние 8 лет — с тех пор, как наша страна попала под первую волну санкций, которые условно можно назвать антикрымскими.
В 2014 году курс на импортозамещение стал одним из приоритетных для российского правительства, что неудивительно: на тот момент доля импорта в станкостроении страны составляла 90%, в разных сегментах сельскохозяйственного машиностроения — 50-90%, в тяжелом машиностроении — 70%. Россия завозила до 60% оборудования для нефтегазовой отрасли и до 50% — для энергетики.
В апреле 2014 года была обновления госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанная до 2020 года. Основной задачей этой программы было сокращение доли импорта в различных хозяйственных отраслях: от автомобильной и химической до производства детских товаров. Всего предполагалось реализовать до 2,5 тыс. проектов. В 2014 году также был организован Фонд развития промышленности, который должен был помогать инвесторам с финансированием проектов на предпроизводственном этапе. Ожидалось, что уже к 2020 году импортозависимость российской промышленности сократится в целом до 50-60%, а может быть и больше.
В июле 2020 года в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам президент Владимир Путин заявил, что импортозамещение — это не панацея и «Россия не стремится всё импортозаместить». Но власти в целом признали программу импортозамещения успешной, особенно в сфере продуктов питания. Правда, аналитики Национального рейтингового агентства уже тогда возражали, что плановые показатели продуктового импортозамещения были достигнуты только в импорте мяса.
Тем не менее госпрограмму продлили до 2024 года.
Критика с высоких трибун
А на прошлой неделе с высоких трибун стали раздаваться слова о том, что импортозамещение провалено. Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в своем телеграм-канале заявил, что «программа импортозамещения в конечном итоге была провалена» и указал, что у некоторых руководителей «есть простое желание не добиваться нашей экономической независимости, а пересадить промышленность на китайскую «иглу», поменяв инвесторов и логистику закупок».
С коллегой согласился сенатор Андрей Клишас. Он также заявил в своем телеграм-канале, что «программа импортозамещения провалена полностью» и «кроме бравурных отчётов отраслевых ведомств нет ничего».
Одновременно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в интервью «Известиям» сообщила, что программу импортозамещения нужно пересмотреть, а ее выполнение форсировать. А еще, по словам спикера, необходимо менять подходы к отчетности, поскольку «если станок на 70% сделан в России, а 30% компонентов к нему импортные, это уже не наш станок».
Однако в Кремле считают, что о провале импортозамещения речь не идет, наоборот, ведется «напряженная работа» в этом направлении. Комментируя пост Андрея Клишаса, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что не может согласиться с утверждением, что всё провалено. «Есть невыполненные планы — да, наверняка. Мы с вами не живем и не работаем в идеальных условиях. Они, наоборот, агрессивные. Но всё равно ведется напряженная работа. Не признавать этого нельзя», цитирует чиновника агентство Интерфакс.
Но Дмитрий Песков, похоже, согласен с Валентиной Матвиенко в том, что к вопросу нужно подходить по-новому: «В нынешних условиях принципы, режимы и методология работы должны быть абсолютно другими» (цитата по Интерфаксу).
Производство петербургского аккумуляторного завода «Ригель». Фото: завод «Ригель»
Энергия солнца, речной трамвай и каретки
Пока власти обсуждают, провалено импортозамещение или нет, простые инвесторы просто делают свое дело — начинают или завершают проекты. Немало их и на Северо-Западе.
Так, петербургский аккумуляторный завод «Ригель» наладил сотрудничество с СПбГУ и ведет сразу четыре проекта, в частности, разрабатывает высокоэнергетическую батарею на отечественных литий-ионно-железофосфатных аккумуляторах и осваивает принципиально новую электрохимическую систему на основе литий-феррум-фосфата (LFP). А ранее «Ригель» инвестировал 400 млн рублей в закупку нового оборудования, за счет чего в 3 раза увеличил мощность производства.
ООО «ЭнКОР Групп» из Калининградской области в январе 2023 года собирается ввести в эксплуатацию первую очередь производства импортозамещающего промышленного комплекса по выпуску оборудования для солнечной энергетики — кремниевых пластин и фотоэлектрических преобразователей.
Ушаковские верфи в мае передали заказчику первый речной трамвай повышенной комфортности, на 90% собранный из компонентов отечественного производства, и в будущем собираются расширять производственные мощности для создания речного пассажирского флота.
Первая картонажная фабрика запустила третью линию производства упаковки из литой бумажной массы (кареток под десяток яиц) и увеличила тем самым мощности до 30 млн единиц продукции в год. А Карельское ООО «Онегопак» в этом году собирается ввести в строй новое производственное оборудование, правда импортное, и увеличить мощности по выпуску мягких контейнеров разового использования для хранения и транспортировки больших объемов сыпучих грузов, так называемых биг-бэгов.
ООО «МегаТек» из Ленинградской области научилось изготавливать промышленное вентиляционное оборудование спецназначения, с апреля поставляет его для российских атомных электростанций и планирует расширять производство.
Изготовление кареток для яиц на Первой картонажной фабрике. Фото: ООО «Первая картонажная фабрика»
Обойдёмся без пошлин
Не исключено, что инвесторам поможет принятое в мае правительством РФ решение об обнулении ввозных пошлин на технологическое оборудование, комплектующие, сырье и материалы. Правда, как сообщил премьер Михаил Мишустин, речь идет лишь о крупных инвестиционных проектах «прежде всего в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспортной отрасли и сфере IT» (цитата по ТАСС).
В данной ситуации крупным будет считаться проект с объемом капвложений не менее 250 млн рублей. Перечень таких инвестпроектов будет формировать подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правкомиссии по экономическому развитию и интеграции, а окончательно утверждать — правительство РФ. Оно же будет утверждать реестр товаров для беспошлинного ввоза.