Дивидендное обременение
В связи с чрезвычайной ситуацией в экономике российские власти ввели мораторий на выплату дивидендов. Теперь, чтобы поделиться с акционерами прибылью компаниям придется пройти специальную платную регистрацию, а также отказаться от возможности избежать ответственности за нарушение обязательств. С подробностями — Павел Нетупский.
В качестве еще одной антикризисной меры Правительство России объявило мораторий на возбуждение дел о банкротстве, а также на выплату штрафов и неустоек, вызванных нарушениями финансовых обязательств. Опробованный во время пандемии на системообразующих и стратегических предприятиях, в этом году он автоматически распространяется на все юридические лица, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Презумпция несостоятельности
Согласно федеральному закону в период действия моратория всем компаниям запрещается любое распределение прибыли между участниками и акционерами, в том числе выплата дивидендов или доходов по долям (паям). Такое ограничение призвано защитить интересы кредиторов.
Финансово состоятельные участники рынка, желающие выплатить дивиденды, вправе отказаться от применения моратория. Для этого необходимо опубликовать специальное заявление в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (Федресурсе). Его ведение делегировано АО «Интерфакс», за включение информации необходимо заплатить около 1 тыс. рублей. Для отправки сообщения необходимо иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и установить специальное программное обеспечение. Альтернативный вариант — воспользоваться услугами нотариуса, которые дополнительно обойдутся примерно в 2 тыс. рублей.
По мнению налогового консультанта Ольги Сафоновой, вводя тотальный мораторий (на выплату дивидендов, на банкротство и на ответственность за неисполнение обязательств), законодатель в первую очередь намеревался защитить компании, которые находятся в предбанкротном состоянии. Таким должникам предоставляется своего рода передышка и время для восстановления бизнеса. Однако установленные ограничения затронули всех участников рынка вне зависимости от их финансовой устойчивости. В частности, нельзя исключать, что решения о распределении прибыли фискальные органы будут квалифицировать как выплату скрытой заработной платы. «В этом случае налоговая служба может доначислить страховые взносы и штраф за их неуплату. Причем такие решения принимаются без обращения в суд — в рамках проведения камеральной проверки отчетности компании», — констатирует эксперт.
«Впоследствии платежи по перечислению дивидендов в период моратория могут быть оспорены в рамках дел о банкротстве, — отмечает руководитель практики антикризисного управления и банкротства юридической компании «Дювернуа Лигал» Карина Сидорова. — Однако в отсутствие непогашенных требований кредиторов выплата дивидендов не нарушает их права. В этом случае несогласные с выплатой дивидендов в период действия моратория акционеры или участники могут предъявить иск к руководителю о взыскании причинённых компании убытков (между акционерами может быть конфликт, например, если большинство примет решение о выплате дивидендов, а миноритарии сочтут это нарушением интересов компании. — Прим. «НП»)».
По словам Елизаветы Мильхиной из юридической фирмы «Солнцев и партнёры», некоторые компании убеждены, что мораторий их не касается. «Однако выплата дивидендов без официального отказа от моратория считается незаконной независимо от того, обладает ли АО или ООО признаками неплатежеспособности или нет. Поэтому банк вправе отказать в перечислении дивидендов, а налоговые органы могут переквалифицировать их в трудовой доход, начислив соответствующие взносы», — предупреждает Елизавета Мильхина.
Отметим, что законотворцы уже осознали ошибочность введения тотального моратория. Внесенный в Госдуму законопроект предусматривает, что все такие ограничения распространяются только на должников, обладающих признаками банкротства.
Зло меньшее и большее
С другой стороны, мораторий позволяет должникам избежать ответственности за нарушение денежных обязательств: они могут не выплачивать штрафы, пени и неустойки, за исключением текущих платежей. То есть можно вовремя не возвращать кредиты, не оплачивать товары поставщикам и даже игнорировать права потребителей.
Впервые такой мораторий опробован в начале пандемии, но он распространялся только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслях (туризм, торговля и общественное питание, культура, спорт, масс-медиа и многие другие). Еще почти 1,4 тыс. предприятий были включены в список системообразующих. А теперь мораторий касается всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.
Сложившаяся за время пандемии судебная практика свидетельствует о невозможности усидеть на двух стульях — отказаться от ответственности и распределять прибыль. Так, сразу несколько исков было предъявлено к структурам ПАО «Россети», попавшим в число системообразующих предприятий. Под предлогом моратория они игнорировали обязательства перед партнерами и не считали необходимым возмещать соответствующие неустойки. Но в ходе судебного разбирательства выяснилось, что одновременно энергетики приняли решение о выплате дивидендов. Удовлетворяя требования контрагентов, служители Фемиды расценили такие действия должника как злоупотребление правом.
Иск о продаже бракованного смартфона Apple iPhone к ПАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») предъявила Мария Григорьева. Подтвердив факт нарушения права потребителя, Саратовский областной суд со ссылкой на мораторий, касающийся системообразующих предприятий, отказал покупательнице во взыскании неустойки. В свою очередь кассационная инстанция признала такие выводы ошибочными, так как компания официально заявила об отказе от применения моратория. При пересмотре дела суд удовлетворил требования о неустойке. Согласно официально опубликованной отчетности, в 2020 и 2021 годах ПАО «ВымпелКом» выплачивало дивиденды, а его рентабельность по EBITDA превысила 38%.
Утром стулья — вечером деньги
В Банке России напоминают, что мораторий на банкротства не приостанавливает и не изменяет установленный законодательством порядок выплаты дивидендов. Однако такие решения общего собрания акционеров могут квалифицироваться как злоупотребление правом. В качестве компромиссного варианта компаниям предлагается выплатить дивиденды в разумный срок после окончания моратория или отказа от него.
В свою очередь, по мнению Верховного суда России, отказ от моратория вступает в силу со дня опубликования соответствующего заявления, однако имеет обратную силу: «Он влечет неприменение к должнику всего комплекса преимуществ и ограничений со дня введения моратория в действие, а не с момента отказа», — отмечается в постановлении высшей инстанции. Таким образом, желающим воспользоваться привилегией, в том числе не выплачивать партнерам неустойки и штрафы, придется придержать дивиденды до окончания моратория, как минимум до 1 октября.
По состоянию на 12 июля в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве внесено почти 23 тыс. заявлений об отказе от применения моратория от юридических и 483 от физических лиц.
По данным Федеральной службы государственной статистики, прибыль за 2021 год в размере 32,5 трлн рублей задекларировали 75,1% российских организаций.