Дилеры KIA сразятся внутри собственной сети
О том, что компания «Форсаж» строит автоцентр корейской марки на ул. Кржижановского, «НП» рассказал собеседник в компании. Там же, кстати, расположен автоцентр Hyundai, который стал яблоком раздора для акционеров компании («НП» подробно писал об этом). По словам источника, продажи KIA на Крижижановского начнутся в этом году. Совладелец «Форсажа» Евгений Свистельников на вопросы «НП» не ответил, но информацию подтвердили участники рынка.
Площадь автоцентра составит более 2 тыс. м2, чтобы соответствовать стандартам марки. В зависимости от того, какой формат выберет собственник — пристройку к автоцентру Hyundai или новое здание — инвестиции в проект могут составить от 40 млн до 220 млн рублей.
Еще один автоцентр Hyundai может открыть ГК «Рольф» на Октябрьской наб. вместо Ford. Об этом рассказали собеседники на рынке, хотя в компании это отрицают. Как поясняют источники «НП», сейчас этот вопрос находится в стадии обсуждения. Дело в том, что дилер ищет возможности, как заместить марку Ford, которая уходит из России. В Петербурге у «Рольфа» два автоцентра — на Октябрьской набережной и Витебском проспекте.
В компании-импортере «КИА Моторс Рус» сообщили, что ничего не комментируют о текущих тендерах.
Раздутая сеть
Если эти два салона будут открыты, то дилерская сеть марки в Петербурге, и без того самая крупная в городе, достигнет 16 автоцентров. Для сравнения: у Hyundai в настоящее время 8 автосалонов, у Renault — 8 автосалонов, у Lada — 11.
Сейчас в городе работает 13 автосалонов KIA: по два — у автохолдинга «Аларм Моторс», ГК «Дакар», ГК «Прагматика», по одному — у ГК «Автопродикс», московской группы «Автомир», компании «Форсаж», ГК «Рольф», ГК «Мотор Ленд», автохолдинга «Максимум» и компании «Шувалово Моторс». Еще один центр «Форсаж» планирует открыть на Таллинском шоссе — в здании, где ранее продавалась марка Renault.
Передел дилерской сети KIA начался в 2017 году, когда обанкротились «Автоцентр Аврора», владевший четырьмя салонами (три из них были проданы «Форсажу», автохолдингу «Максимум» и ГК «Рольф»), а также автодилер «Открытая дорога» (его автосалон отошел воронежской группе «Мотор Ленд»).
Обновление дилерской сети пошло на пользу марке. Если еще в 2017 году ее доля в Петербурге в среднем составляла около 9%, то теперь приблизилась к 12% — как и в среднем по России. KIA является самой продаваемой иномаркой в стране. Но по объёму продаж в Петербурге KIA лидировала в 2015 году, после чего уступала первенство Hyundai, а временами также Lada и Renault.
По итогам 2018 года бренд находился на втором месте по объему продаж: в 2018 году в Петербурге было продано 19278 новых машин KIA, что на 54% больше, чем годом ранее. Для сравнения ближайший конкурент Hyundai продал 20106 и вырос на 14%. Но уже в первом квартале 2019 года KIA обогнал конкурента и занял первое место, чего не было с 2015 года. За январь-март 2019 года в городе было продано 4783 автомобиля KIA, что на 36% больше, чем за аналогичный период годом ранее, доля рынка составила 13,9%. При этом автомобилей Hyundai было продано 4495, что на 9% больше, чем годом ранее, доля рынка составила 13%.
Пауки в банке
Впрочем, резкий рост дилерской сети может ударить, прежде всего, по самим продавцам KIA. «Что хорошо импортеру, то дилеру смерть», — иронизирует один из игроков.
«Появление нового автосалона, скорее всего, будет означать, что какой-то из дилерских центров марки в ближайшее время закроется», — подтверждает Михаил Чаплыгин, гендиректор »Auto–Dealer–СПб».
Эффект от увеличения количества автоцентров будет больше направлен на конкуренцию внутри марки. Предполагаю, что около 60% своих продаж новые точки получат за счёт перераспределения долей, а 40% (в лучшем случае) — за счёт потенциальных клиентов других марок. Вообще, такой переизбыток дилеров KIA на стагнирующем рынке вызывает устойчивую ассоциацию со скорпионами в банке», — говорит Евгений Пекарский, директор ДЦ «Мерседес Бенц» ГК «Вагнер».
«У KIA 14% рынка, и сейчас пирог такого размера, что все еще на всех хватает. Пока любой новый любой дилер увеличивает продажи бренда. Безусловно, растет внутренняя конкуренция и падает доходность продаж. Но это проблемы индейцев, а не шерифа, образно говоря. Но вот в случае любых проблем на рынке, мина замедленного действия может сработать. Избыток дилеров приведёт к уходу самых слабых игроков. Об этом в KIA точно не думают», — резюмирует Эдуард Маркман, руководитель направления Renault в ГК «Автопродикс».
Фото: Виктор Коротаев/Коммерсантъ