Деньги в зернах. Миллиардер Андрей Катков инвестировал в импорт кофе из Бразилии
Новый проспект
Статьи

Деньги в зернах. Миллиардер Андрей Катков инвестировал в импорт кофе из Бразилии

Прочитано: 2815
Деньги в зернах. Миллиардер Андрей Катков инвестировал в импорт кофе из Бразилии
Петербургский бизнесмен Андрей Катков с партнерами занялся импортом в Россию зеленого кофе из Бразилии. Участники рынка отмечают, что это сложный и нишевой рынок, но на нем еще осталось место для новых игроков. 

Как рассказал «Новому проспекту» сам Андрей Катков, импортом зеленого кофе занимается петербургское ООО «Бобкоффер». По данным ресурса «Картотека.ру», 50% этой компании у Андрея Каткова, вторая половина — у его давнего делового партнера Григория Протосени. Последний также выступает гендиректором предприятия по производству стройматериалов «Пеноплэкс СПб», которое основал Андрей Катков. 

В бизнесе по импорту кофе у предпринимателей есть еще один партнер — иностранная семья, у которой есть плантация кофе в Бразилии. «Они и предложили мне поучаствовать в развитии бизнеса по поставкам кофе в Россию, и я согласился», — пояснил Андрей Катков. Инвестиции в новое направление, по его словам, были незначительные. 

По оценкам участников рынка, стартовые вложения в развитие нового бизнеса могли составить несколько десятков миллионов рублей. 

Зеленое зерно

Как рассказала гендиректор ООО «Бобкоффер» Ольга Заузелкова, компания с 2020 года импортирует в Россию зеленый кофе под одноименной маркой стандарта commerce и fine commerce. Кроме того, «Бобкоффер» является официальным дистрибьютером компании Nordic Approach, поставляющей в Россию кофе стандарта specialty. «Бобкоффер» работает в сегменте b2b, его клиенты — компании, которые занимаются обжаркой кофе и его дальнейшей реализацией в сфере HoReCa. 

По словам Ольги Заузелковой, объемы поставок «Бобкоффер» под собственной маркой выросли с четырех контейнеров (по 20 т каждый) в квартал в 2020 году до восьми контейнеров в квартал в текущем году. 

«Мы можем нарастить поставки в несколько раз. Это будет зависеть от того, как будет развиваться эпидемия коронавируса и какими будут ограничения для того, чтобы ее сдерживать», — добавила она. По информации «Картотеки.ру», выручка «Бобкоффер» в прошлом году составила 10,7 млн рублей, чистый убыток — 1 млн рублей. 

Пока компания поставляет продукцию в основном в Петербург, но планирует увеличить географию продаж. По словам Ольги Заузелковой, есть также планы закупать кофейное зерно не только в Бразилии, но и других странах-производителях. 

«Потребление кофе в России растет довольно динамично, примерно на 7% в год. Наша страна изначально была чайной, но традиции формируются не за один день. Спрос на кофе, думаю, будет расти, несмотря на кризис и ограничения на работу предприятий общепита», — комментирует Ольга Заузелкова. 

Шанс занять региональную нишу

Участники рынка считают, что «Бобкоффер» вышел в сложный сегмент рынка в непростое время. Артем Абдулов, директор по СПб и Ленобласти компании CoffeeOwlRoasters, говорит, что рынок поставок и обжарки кофе довольно специфичный и высококонкурентный. В сегменте поставок зеленого кофе только на Северо-Западе активно представлены несколько десятков крупных компаний, в том числе CLD, «Продукт-Сервис», «И Групп», Cocar, «Гринкоф», «Колибри кофе». А в сегменте обжарки кофе заметными игроками считаются компании «Сибаристика», VERLE, «Август кофе», FOR CUP. 

«Больших оборотов и выручки тут не добиться», — добавляет Артем Абдулов. «Тем не менее у поставщика есть возможность занять свою нишу на региональном уровне», — уверен Максим Завьялов, основатель школы кофейного бизнеса, СЕО и основатель сервиса по внешнему операционному управлению кофейнями. 

Жалоба на жизнь 

Участники и аналитики рынка кофе напоминают, что прошлый год был крайне тяжелым для отрасли из-за ограничений на работу общепита. 

По данным гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, в 2020 году спрос на кофе просел на 5,3%, до 178,1 тыс. т. Из них на сегмент HoReCa пришлось 30–35 тыс. т. «В первой половине прошлого года рынок сокращался примерно на треть из-за локдауна в HoReCa, но после снятия ограничений довольно быстро восстановился», — сообщил Рамаз Чантурия. 

Участники рынка говорят, что часть игроков, поставляющих продукцию в сегмент HoReCa, ушла с рынка, а оставшиеся на нем компании работали в минус. «В какой-то мере потери смогло компенсировать развитие онлайн-продаж, но лишь частично», — рассказали «НП» в компании «Август кофе». «При этом спрос ожидаемо сместился в сторону кофе средней ценовой категории, а продажи дорогого продукта категории specialty сократились», — отмечает гендиректор компании «Колибри кофе» Валентина Моксунова. 

Продолжают жаловаться на жизнь и представители HoReCA. Так, по данным компании по автоматизации заведений Poster, себестоимость приготовления наиболее популярного напитка — капучино — увеличилась на 12%, в то время как в прошлом году цены на него в среднем выросли только на 5%. 

Кофе пьём всё больше

Тем не менее есть и хорошие новости, отмечают эксперты. Несмотря на кризис, потребление кофе в России будет неуклонно расти. «В прошлом году произошло знаковое событие — объемы потребления кофе в России сравнялись и даже превысили объемы потребления чая, и пути назад нет. Несомненно, потребление кофе будет неуклонно расти и дальше», — говорит Максим Завьялов. 

Кроме того, даже при новых локдаунах компании, которые обжаривают кофе, могут активнее развивать онлайн-продажи, которые рассчитаны не только на профессиональный сегмент, но и на конечного потребителя. 

По оценке компании GfK, категория кофе в расходах домохозяйств продолжает расти в натуральном выражении. Рост за 2020 год по сравнению 2019 годом составил 8%. В среднем российская семья в минувшем году купила 2,4 кг кофе. При этом натуральный продукт (включающий кофе в зернах и молотый, кофе в капсулах) растет более быстрыми темпами, чем растворимый напиток, отмечают в GfK. 

По данным ассоциации «Росчайкофе», в России сейчас 59,3% от общего объема потребления приходится на жареный или молотый кофе и 40,7% — на растворимый.

Справка «Нового проспекта»:

Бизнесмен Андрей Катков известен тем, что много лет назад вместе с Геннадием Тимченко и другими миллиардерами основал компанию «Кинэкс», которая стала первым российским нефтетрейдером. В 2003 году его бизнес с Тимченко разделился, и Андрей Катков вплотную занялся развитием компании по выпуску стройматериалов «Пеноплэкс». Кроме того, он является совладельцем порта в Силламяэ и собственником компании Noorus Hotels Group. Она управляет отелями в Эстонии и отелем «Гранд Петергоф» под Петербургом. Андрей Катков также является совладельцем крупнейшего форелевого хозяйства Карелии «Норд Ост Рыбпром».

потребительский рынок продовольствие общепит
Другие статьи автора Читайте также по теме

В Петербурге, Москве и других городах России с 15 апреля по 5 мая пройдет гастрономический фестиваль «Своё в городе».

14.04.2024

Новый ресторан премиум-класса Drevå открыла Надежда Третьякова, создатель и управляющий партнер ресторана северной кухни Nordic.

14.04.2024
Шеф-повар Рашид Рахманов, посол перуанской кухни в России и Европе и единственный неперуанец, получивший премию Перу за продвижение кухни этой страны в мире, рассказал «Новому проспекту», чем перуанская кухня отличается от других и как она меняет глобальную культуру питания.

С начала года в России на 1,5% выросла стоимость минимальной продуктовой корзины
20.04.2024
«Строительный трест» построит в Петербурге бизнес-центр за 4 млрд рублей
20.04.2024
В Калининградской области расширят отечественное производство полуприцепов
20.04.2024
Ботанический сад на Петроградке реконструируют
20.04.2024
В топ-50 лучших общественных пространств России вошли семь проектов Петербурга
20.04.2024
Владельцем завода литовского производителя крабовых палочек VICI в Калининграде стала компания из Петербурга
20.04.2024
Миллиардер Илон Маск покинул топ-3 самых богатых людей планеты
20.04.2024
Москва и Петербург теряют популярность у туристов, как направления для путешествий на майские праздники
20.04.2024
В Запорожской области при атаке дрона погиб военный корреспондент «Известий»
20.04.2024
Маркетплейс Wildberries до конца года откроет в Ленобласти большой распределительный центр
20.04.2024
В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки