
Петербургский бизнесмен Андрей Катков с партнерами занялся импортом в Россию зеленого кофе из Бразилии. Участники рынка отмечают, что это сложный и нишевой рынок, но на нем еще осталось место для новых игроков.
Как рассказал «Новому проспекту» сам Андрей Катков, импортом зеленого кофе занимается петербургское ООО «Бобкоффер». По данным ресурса «Картотека.ру», 50% этой компании у Андрея Каткова, вторая половина — у его давнего делового партнера Григория Протосени. Последний также выступает гендиректором предприятия по производству стройматериалов «Пеноплэкс СПб», которое основал Андрей Катков.
В бизнесе по импорту кофе у предпринимателей есть еще один партнер — иностранная семья, у которой есть плантация кофе в Бразилии. «Они и предложили мне поучаствовать в развитии бизнеса по поставкам кофе в Россию, и я согласился», — пояснил Андрей Катков. Инвестиции в новое направление, по его словам, были незначительные.
По оценкам участников рынка, стартовые вложения в развитие нового бизнеса могли составить несколько десятков миллионов рублей.
Зеленое зерно
Как рассказала гендиректор ООО «Бобкоффер» Ольга Заузелкова, компания с 2020 года импортирует в Россию зеленый кофе под одноименной маркой стандарта commerce и fine commerce. Кроме того, «Бобкоффер» является официальным дистрибьютером компании Nordic Approach, поставляющей в Россию кофе стандарта specialty. «Бобкоффер» работает в сегменте b2b, его клиенты — компании, которые занимаются обжаркой кофе и его дальнейшей реализацией в сфере HoReCa.По словам Ольги Заузелковой, объемы поставок «Бобкоффер» под собственной маркой выросли с четырех контейнеров (по 20 т каждый) в квартал в 2020 году до восьми контейнеров в квартал в текущем году.
«Мы можем нарастить поставки в несколько раз. Это будет зависеть от того, как будет развиваться эпидемия коронавируса и какими будут ограничения для того, чтобы ее сдерживать», — добавила она. По информации «Картотеки.ру», выручка «Бобкоффер» в прошлом году составила 10,7 млн рублей, чистый убыток — 1 млн рублей.
Пока компания поставляет продукцию в основном в Петербург, но планирует увеличить географию продаж. По словам Ольги Заузелковой, есть также планы закупать кофейное зерно не только в Бразилии, но и других странах-производителях.
«Потребление кофе в России растет довольно динамично, примерно на 7% в год. Наша страна изначально была чайной, но традиции формируются не за один день. Спрос на кофе, думаю, будет расти, несмотря на кризис и ограничения на работу предприятий общепита», — комментирует Ольга Заузелкова.
Шанс занять региональную нишу
Участники рынка считают, что «Бобкоффер» вышел в сложный сегмент рынка в непростое время. Артем Абдулов, директор по СПб и Ленобласти компании CoffeeOwlRoasters, говорит, что рынок поставок и обжарки кофе довольно специфичный и высококонкурентный. В сегменте поставок зеленого кофе только на Северо-Западе активно представлены несколько десятков крупных компаний, в том числе CLD, «Продукт-Сервис», «И Групп», Cocar, «Гринкоф», «Колибри кофе». А в сегменте обжарки кофе заметными игроками считаются компании «Сибаристика», VERLE, «Август кофе», FOR CUP.«Больших оборотов и выручки тут не добиться», — добавляет Артем Абдулов. «Тем не менее у поставщика есть возможность занять свою нишу на региональном уровне», — уверен Максим Завьялов, основатель школы кофейного бизнеса, СЕО и основатель сервиса по внешнему операционному управлению кофейнями.
Жалоба на жизнь
Участники и аналитики рынка кофе напоминают, что прошлый год был крайне тяжелым для отрасли из-за ограничений на работу общепита.По данным гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, в 2020 году спрос на кофе просел на 5,3%, до 178,1 тыс. т. Из них на сегмент HoReCa пришлось 30–35 тыс. т. «В первой половине прошлого года рынок сокращался примерно на треть из-за локдауна в HoReCa, но после снятия ограничений довольно быстро восстановился», — сообщил Рамаз Чантурия.
Участники рынка говорят, что часть игроков, поставляющих продукцию в сегмент HoReCa, ушла с рынка, а оставшиеся на нем компании работали в минус. «В какой-то мере потери смогло компенсировать развитие онлайн-продаж, но лишь частично», — рассказали «НП» в компании «Август кофе». «При этом спрос ожидаемо сместился в сторону кофе средней ценовой категории, а продажи дорогого продукта категории specialty сократились», — отмечает гендиректор компании «Колибри кофе» Валентина Моксунова.
Продолжают жаловаться на жизнь и представители HoReCA. Так, по данным компании по автоматизации заведений Poster, себестоимость приготовления наиболее популярного напитка — капучино — увеличилась на 12%, в то время как в прошлом году цены на него в среднем выросли только на 5%.
Кофе пьём всё больше
Тем не менее есть и хорошие новости, отмечают эксперты. Несмотря на кризис, потребление кофе в России будет неуклонно расти. «В прошлом году произошло знаковое событие — объемы потребления кофе в России сравнялись и даже превысили объемы потребления чая, и пути назад нет. Несомненно, потребление кофе будет неуклонно расти и дальше», — говорит Максим Завьялов.Кроме того, даже при новых локдаунах компании, которые обжаривают кофе, могут активнее развивать онлайн-продажи, которые рассчитаны не только на профессиональный сегмент, но и на конечного потребителя.
По оценке компании GfK, категория кофе в расходах домохозяйств продолжает расти в натуральном выражении. Рост за 2020 год по сравнению 2019 годом составил 8%. В среднем российская семья в минувшем году купила 2,4 кг кофе. При этом натуральный продукт (включающий кофе в зернах и молотый, кофе в капсулах) растет более быстрыми темпами, чем растворимый напиток, отмечают в GfK.
По данным ассоциации «Росчайкофе», в России сейчас 59,3% от общего объема потребления приходится на жареный или молотый кофе и 40,7% — на растворимый.
Справка «Нового проспекта»:
Бизнесмен Андрей Катков известен тем, что много лет назад вместе с Геннадием Тимченко и другими миллиардерами основал компанию «Кинэкс», которая стала первым российским нефтетрейдером. В 2003 году его бизнес с Тимченко разделился, и Андрей Катков вплотную занялся развитием компании по выпуску стройматериалов «Пеноплэкс». Кроме того, он является совладельцем порта в Силламяэ и собственником компании Noorus Hotels Group. Она управляет отелями в Эстонии и отелем «Гранд Петергоф» под Петербургом. Андрей Катков также является совладельцем крупнейшего форелевого хозяйства Карелии «Норд Ост Рыбпром».Наблюдение за стройматериалами. Толмачевский завод ЖБИ решает финансовые проблемы
Подробнее
Х5 дали зеленый свет. Ретейлер снова может открывать магазины в Петербурге
Подробнее
Клёвое место. "Инарктика" присматривается к рыбному хозяйству в Карелии
Подробнее
Бывший руководитель сервисной службы Генерального консульства США Василий Гениев рассказал «Новому проспекту», где в советское время можно было получить 35 рублей за один вечер, каким столовым прибором нужно есть котлету и за что в ресторане было стыдно бандитам.
Светлана Куликова
26.05.2023
Что представляют собой четыре стратегии по формированию гастрономического туризма и какую роль играют щи с ананасами в развитии туристического предложения Петербурга, узнал "Новый проспект".
Светлана Куликова
22.05.2023
В Кубке Губернатора «Лучший шеф-повар 47 региона» принимают участие 18 поварских команд из муниципальных районов и одного городского округа Ленобласти.
16.05.2023