Деньги в зернах. Миллиардер Андрей Катков инвестировал в импорт кофе из Бразилии
Петербургский бизнесмен Андрей Катков с партнерами занялся импортом в Россию зеленого кофе из Бразилии. Участники рынка отмечают, что это сложный и нишевой рынок, но на нем еще осталось место для новых игроков.
Как рассказал «Новому проспекту» сам Андрей Катков, импортом зеленого кофе занимается петербургское ООО «Бобкоффер». По данным ресурса «Картотека.ру», 50% этой компании у Андрея Каткова, вторая половина — у его давнего делового партнера Григория Протосени. Последний также выступает гендиректором предприятия по производству стройматериалов «Пеноплэкс СПб», которое основал Андрей Катков.
В бизнесе по импорту кофе у предпринимателей есть еще один партнер — иностранная семья, у которой есть плантация кофе в Бразилии. «Они и предложили мне поучаствовать в развитии бизнеса по поставкам кофе в Россию, и я согласился», — пояснил Андрей Катков. Инвестиции в новое направление, по его словам, были незначительные.
По оценкам участников рынка, стартовые вложения в развитие нового бизнеса могли составить несколько десятков миллионов рублей.
Зеленое зерно
Как рассказала гендиректор ООО «Бобкоффер» Ольга Заузелкова, компания с 2020 года импортирует в Россию зеленый кофе под одноименной маркой стандарта commerce и fine commerce. Кроме того, «Бобкоффер» является официальным дистрибьютером компании Nordic Approach, поставляющей в Россию кофе стандарта specialty. «Бобкоффер» работает в сегменте b2b, его клиенты — компании, которые занимаются обжаркой кофе и его дальнейшей реализацией в сфере HoReCa.
По словам Ольги Заузелковой, объемы поставок «Бобкоффер» под собственной маркой выросли с четырех контейнеров (по 20 т каждый) в квартал в 2020 году до восьми контейнеров в квартал в текущем году.
«Мы можем нарастить поставки в несколько раз. Это будет зависеть от того, как будет развиваться эпидемия коронавируса и какими будут ограничения для того, чтобы ее сдерживать», — добавила она. По информации «Картотеки.ру», выручка «Бобкоффер» в прошлом году составила 10,7 млн рублей, чистый убыток — 1 млн рублей.
Пока компания поставляет продукцию в основном в Петербург, но планирует увеличить географию продаж. По словам Ольги Заузелковой, есть также планы закупать кофейное зерно не только в Бразилии, но и других странах-производителях.
«Потребление кофе в России растет довольно динамично, примерно на 7% в год. Наша страна изначально была чайной, но традиции формируются не за один день. Спрос на кофе, думаю, будет расти, несмотря на кризис и ограничения на работу предприятий общепита», — комментирует Ольга Заузелкова.
Шанс занять региональную нишу
Участники рынка считают, что «Бобкоффер» вышел в сложный сегмент рынка в непростое время. Артем Абдулов, директор по СПб и Ленобласти компании CoffeeOwlRoasters, говорит, что рынок поставок и обжарки кофе довольно специфичный и высококонкурентный. В сегменте поставок зеленого кофе только на Северо-Западе активно представлены несколько десятков крупных компаний, в том числе CLD, «Продукт-Сервис», «И Групп», Cocar, «Гринкоф», «Колибри кофе». А в сегменте обжарки кофе заметными игроками считаются компании «Сибаристика», VERLE, «Август кофе», FOR CUP.
«Больших оборотов и выручки тут не добиться», — добавляет Артем Абдулов. «Тем не менее у поставщика есть возможность занять свою нишу на региональном уровне», — уверен Максим Завьялов, основатель школы кофейного бизнеса, СЕО и основатель сервиса по внешнему операционному управлению кофейнями.
Жалоба на жизнь
Участники и аналитики рынка кофе напоминают, что прошлый год был крайне тяжелым для отрасли из-за ограничений на работу общепита.
По данным гендиректора ассоциации «Росчайкофе» Рамаза Чантурии, в 2020 году спрос на кофе просел на 5,3%, до 178,1 тыс. т. Из них на сегмент HoReCa пришлось 30–35 тыс. т. «В первой половине прошлого года рынок сокращался примерно на треть из-за локдауна в HoReCa, но после снятия ограничений довольно быстро восстановился», — сообщил Рамаз Чантурия.
Участники рынка говорят, что часть игроков, поставляющих продукцию в сегмент HoReCa, ушла с рынка, а оставшиеся на нем компании работали в минус. «В какой-то мере потери смогло компенсировать развитие онлайн-продаж, но лишь частично», — рассказали «НП» в компании «Август кофе». «При этом спрос ожидаемо сместился в сторону кофе средней ценовой категории, а продажи дорогого продукта категории specialty сократились», — отмечает гендиректор компании «Колибри кофе» Валентина Моксунова.
Продолжают жаловаться на жизнь и представители HoReCA. Так, по данным компании по автоматизации заведений Poster, себестоимость приготовления наиболее популярного напитка — капучино — увеличилась на 12%, в то время как в прошлом году цены на него в среднем выросли только на 5%.
Кофе пьём всё больше
Тем не менее есть и хорошие новости, отмечают эксперты. Несмотря на кризис, потребление кофе в России будет неуклонно расти. «В прошлом году произошло знаковое событие — объемы потребления кофе в России сравнялись и даже превысили объемы потребления чая, и пути назад нет. Несомненно, потребление кофе будет неуклонно расти и дальше», — говорит Максим Завьялов.
Кроме того, даже при новых локдаунах компании, которые обжаривают кофе, могут активнее развивать онлайн-продажи, которые рассчитаны не только на профессиональный сегмент, но и на конечного потребителя.
По оценке компании GfK, категория кофе в расходах домохозяйств продолжает расти в натуральном выражении. Рост за 2020 год по сравнению 2019 годом составил 8%. В среднем российская семья в минувшем году купила 2,4 кг кофе. При этом натуральный продукт (включающий кофе в зернах и молотый, кофе в капсулах) растет более быстрыми темпами, чем растворимый напиток, отмечают в GfK.
По данным ассоциации «Росчайкофе», в России сейчас 59,3% от общего объема потребления приходится на жареный или молотый кофе и 40,7% — на растворимый.
Справка «Нового проспекта»:
Бизнесмен Андрей Катковизвестен тем, что много лет назад вместе с Геннадием Тимченко и другими миллиардерами основал компанию «Кинэкс», которая стала первым российским нефтетрейдером. В 2003 году его бизнес с Тимченко разделился, и Андрей Катков вплотную занялся развитием компании по выпуску стройматериалов «Пеноплэкс». Кроме того, он является совладельцем порта в Силламяэ и собственником компании Noorus Hotels Group. Она управляет отелями в Эстонии и отелем «Гранд Петергоф» под Петербургом. Андрей Катков также является совладельцем крупнейшего форелевого хозяйства Карелии «Норд Ост Рыбпром».