Деньги на дороги и мосты. Ленобласть привлечет новые кредиты
После заявления президента о том, что федеральный центр поддержит субъекты России инфраструктурными кредитами, региональные власти готовятся использовать новый механизм. «Новый проспект» спросил экспертов, насколько эффективными могут стать бюджетные кредиты и можно ли считать такую поддержку нововведением.
На прошлой неделе во время послания Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин предложил в качестве поддержки регионов предоставлять им инфраструктурные бюджетные кредиты.
На эти цели до конца 2023 года федеральный бюджет направит 500 млрд рублей. Ставка по ним не превысит 3% годовых, а срок погашения — 15 лет. Поддерживать планируют те регионы, которые проводят «взвешенную финансовую политику». «Принцип будет следующим: чем меньше было долгов у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов», — уточнил Владимир Путин.
МИЛЛИАРДНЫЕ СТРОЙКИ
На следующий день губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что регион готов претендовать на инфраструктурные кредиты для реализации семи проектов на общую сумму более 20 млрд рублей.
Речь идет о строительстве мостов через реки Волхов и Свирь, о реконструкции Колтушского шоссе, строительстве новой развязки с Мурманским шоссе в Кудрово, обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта и Орловского обхода Гатчины.
Как пояснили в пресс-службе областного правительства, все проекты находятся в разной стадии реализации. Например, мосты через Волхов и Свирь стоимостью по 4 млрд рублей каждый уже строятся. Началось и строительство первой части Колтушского шоссе (от КАДа до Суоранды) за 2,2 млрд рублей.
Проект строительства развязки в Кудрово за 6 млрд рублей прошел госэкспертизу, обход Мурино с таким же бюджетом проектируется, а по обходу Гатчины только начались предпроектные работы.
СКОРОСТЬ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
Эксперты говорят о том, областные власти очень своевременно озвучили готовность брать инфраструктурные кредиты. «Важно как можно быстрее заявить об участии в новой программе, поскольку финансирование ограничено», — говорит глава ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов.
Сама практика использования бюджетные кредиты уже отработана. «Это не новый механизм. Бюджетные кредиты прописаны в законодательстве и используются довольно часто. Главный их плюс в том, что государство, в отличие от коммерческих структур, не стремится заработать на кредиторах, поэтому ставка по ним может быть ниже», — комментирует Сергей Дроздов, эксперт ИК «Универ Капитал».
Но практика предоставления инфраструктурных кредитов пока не слишком распространена в России.
«Значительные бюджетные заимствования были предоставлены Казани на подготовку к празднованию 1000-летия города и Татарстану для подготовки к Универсиаде», — вспомнил Сергей Дроздов.
«Сейчас, судя по всему, предполагается поставить выдачу инфраструктурных кредитов на поток. Это станет прецедентом для нашей страны», — полагает Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
БЮДЖЕТНЫЙ БАЛАНС И КОНТРОЛЬ
Прецедентом являются и условия кредитования, озвученные президентом (на 15 лет по ставке в 3%). Это намного выгоднее рыночных реалий и банковских кредитов под 6-9% годовых, говорят эксперты.
«Инфраструктурные кредиты почти наверняка будут в большей степени защищены государством, если у региона возникнут объективные проблемы. Добиться реструктуризации в этом случае будет проще, чем при кредитовании у коммерческих банков», — считает Алексей Коренев.
«Инфраструктурные кредиты — одна из возможностей нарастить региональный долг, возврат которого фактически гарантируется Минфином», — поясняет Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».
По мнению Кирилла Иванова, объявленный механизм межбюджетных заимствований позволит регионам начинать новые проекты, не нарушая бюджетного баланса.
Вместе с тем, при использовании инфраструктурных кредитов у регионов могут возникнуть определенные сложности. По мнению Алексея Коренева, вероятно, будет введен крайне строгий контроль за целевым расходованием денег и определенные ограничения, на которые в принципе могут расходоваться предоставленные средства. «Коммерческий кредит регион может взять в пределах предусмотренных бизнес-планом и расходовать его по своему усмотрению. Думаю, с инфраструктурными кредитами это будет невозможно», — предполагает эксперт.
«При использовании бюджетных заимствований появляется значительный риск хищения средств», — предупреждает Сергей Дроздов.
СВОЕВРЕМЕННАЯ МЕРА
Аналитики также отмечают своевременность введения нового механизма поддержки регионов. По словам Алексея Коренева, значительная часть регионов — не просто «хронически отстающие и дотационные». Они имеют запредельную долговую нагрузку. Из-за высокого соотношения госдолга к валовому региональному продукту они лишены доступа к льготным государственным кредитам и вынуждены кредитоваться в коммерческих банках на рыночных условиях, что только ухудшает их положение.
«Этот гордиев узел может быть разрублен. Пока окончательные выводы делать рано, но не исключено, что инфраструктурные кредиты как раз помогут отстающим регионам выбраться из затруднительного положения. Процесс этот небыстрый — займет много лет. Но если удастся переломить негативную ситуацию и снизить число депрессивных регионов, это будет уже определенной победой», — заключил Алексей Коренев.
«Именно сейчас важно начать предоставление инфраструктурных кредитов. Они могли бы решить и социальные проблемы, и проблемы трудоустройства россиян на фоне экономического спада», — уверен начальник аналитического отдела УК ЛМС Дмитрий Кумановский.
А КАК ЖЕ ПЕТЕРБУРГ?
Соседний Петербург пока ничего не заявлял о готовности брать инфраструктурные кредиты. Возможно, для Смольного этот инструмент не так актуален, как для «бедных» регионов, вроде Ленобласти. «В целом у Петербурга практически всегда есть возможность привлечь средства путем выпуска ценных бумаг или использования коммерческих займов», — рассуждает аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.