
Целлюлозно-бумажные комбинаты Северо-Запада инвестируют более 10 млрд рублей в расширение производства санитарно-гигиенических изделий. Этот рынок в ближайшие 10 лет вырастет вдвое, достигнув объема 100 млрд рублей.
Отечественный рынок санитарно-гигиенических изделий (СГИ, или тишью) растет на 5-7% в год. К 2030 году этот сегмент может вырасти до 1,2 млн т, то есть вдвое, прогнозирует консультант агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игорь Новоселов. По оценкам представителей Сясьского ЦБК, в этом году потребление СГИ (туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток) в России составит 520 тыс. т, что соответствует 50 млрд рублей в денежном выражении.
Миллиарды в модернизацию
Крупнейшие поставщики российского рынка тишью: компания Essit (вышла из состава шведского холдинга SCA, производит санитарные бумаги в Светогорске и Туле), «Сыктывкар Тиссью Груп», «Набережночелнинский КБК» и турецкая HayatKimya с производством в Елабуге. Они занимают на рынке СГИ более 50%. Другие заметные игроки — компании «Кубань-Папир», «Палпинвест». Доля импортной продукции — около 10%, оценивают в РАО «Бумпром».
Видя перспективы для развития, крупные производители инвестируют в создание новых и модернизацию действующих производств. Так, Сясьский ЦБК в следующем году планирует вложить 1,4 млрд рублей в новое оборудование. Как сообщили на предприятии, в 2019 году предполагается установить новую бумагоделательную машину, а также обновить упаковочное оборудование, что позволит нарастить выпуск готовой продукции и расширить ее ассортимент.
АО «Сыктывкар Тиссью Груп» (СТГ) вложит 1 млрд рублей в установку нового оборудования на своем заводе по выпуску СГИ в Ярославской области. По словам представителей компании, планируется установить новую линию по переработке макулатуры, из которой производятся туалетная бумага и полотенца, а также оборудовать новые склады. Сроки реализации проекта — 2019-2020 годы. У СТГ две производственные площадки — в Коми и Ярославской области.
Архангельский ЦБК в начале следующего года планирует ввести в строй завод по выпуску тишью в Калужской области. Общие инвестиции в проект составят 110 млн евро, или 7,7 млрд рублей. В том числе первая очередь будет выпускать 70 тыс т бумаги-основы. Конечная мощность проекта — 210 тыс. т основы в год, на такие объемы планируется выйти после 2025 года. Для АЦБК это новое направление, пояснили представители предприятия.
«Потенциал у рынка тишью большой, ведь в России потребление этой продукции значительно отстает от Запада», — пояснили на АЦБК. По данным «Финам», в России этот показатель составляет 3,8 кг на человека, в Западной Европе — 16 кг, в США — 25 кг на человека в год.
Сегменты роста
Основным драйвером развития участники рынка называют производство СГИ для общественных мест (офисов, торговых центров, кинотеатров и т.д.). Тут рост рынка превышает 7% в год, оценивает Александр Каган, директор по развитию СТГ. «При этом пока плохо развивается сегмент бумажных полотенец для бытовых нужд, но, скорее всего, их потребление все же будет расти», — добавляет он.
Что касается туалетной бумаги, то наиболее крупный среднеценовой сегмент стабилизировался, эконом-класс тоже не растет. Хорошую динамику показывают премиальный и супер-премиальный сегменты, добавляет ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Российские производители СГИ активно вытесняют импортеров. Пока ими не до конца охвачен, пожалуй, лишь сегмент гигиенических средств для детей и женщин», — комментирует аналитик РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.
Инфографика: Константин Мшагский
Дима Зицер: "Никакого патриотического воспитания не существует"
Подробнее
Иностранцы за офшорами. Зарубежные инвесторы держатся за медицинский бизнес
Подробнее
Рынок без новинок. Машиностроителей оставили без денег на новые разработки
Подробнее
Российская экономика зависит от импорта на 70%. Простор для импортозамещения огромен, но сможет ли отечественный бизнес воспользоваться новыми возможностями? В марте индекс инвестиционной активности в стране резко упал, но есть и положительные примеры, в том числе на Северо-Западе.
Ольга Вильде
17.05.2022
Глава ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия рассказал, почему потребление кофе в России снижается второй год подряд, и дал прогноз по развитию рынка на 2022 год. По предварительным данным, его падение может составить около 7%.
Рамаз Чантурия
16.05.2022
Импортные комплектующие до последнего времени использовали в работе почти 50% российских предприятий малого и среднего бизнеса. Сейчас у них проблема. Но спрос, как известно, рождает предложение. Всё больше компаний, в том числе и на Северо-Западе, начинают новые для себя бизнесы.
Ольга Вильде
11.05.2022