Деньги — это бумага
09 Января 2019
Целлюлозно-бумажные комбинаты Северо-Запада инвестируют более 10 млрд рублей в расширение производства санитарно-гигиенических изделий. Этот рынок в ближайшие 10 лет вырастет вдвое, достигнув объема 100 млрд рублей.
Отечественный рынок санитарно-гигиенических изделий (СГИ, или тишью) растет на 5-7% в год. К 2030 году этот сегмент может вырасти до 1,2 млн т, то есть вдвое, прогнозирует консультант агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игорь Новоселов. По оценкам представителей Сясьского ЦБК, в этом году потребление СГИ (туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток) в России составит 520 тыс. т, что соответствует 50 млрд рублей в денежном выражении.
Миллиарды в модернизацию
Крупнейшие поставщики российского рынка тишью: компания Essit (вышла из состава шведского холдинга SCA, производит санитарные бумаги в Светогорске и Туле), «Сыктывкар Тиссью Груп», «Набережночелнинский КБК» и турецкая HayatKimya с производством в Елабуге. Они занимают на рынке СГИ более 50%. Другие заметные игроки — компании «Кубань-Папир», «Палпинвест». Доля импортной продукции — около 10%, оценивают в РАО «Бумпром».
Видя перспективы для развития, крупные производители инвестируют в создание новых и модернизацию действующих производств. Так, Сясьский ЦБК в следующем году планирует вложить 1,4 млрд рублей в новое оборудование. Как сообщили на предприятии, в 2019 году предполагается установить новую бумагоделательную машину, а также обновить упаковочное оборудование, что позволит нарастить выпуск готовой продукции и расширить ее ассортимент.
АО «Сыктывкар Тиссью Груп» (СТГ) вложит 1 млрд рублей в установку нового оборудования на своем заводе по выпуску СГИ в Ярославской области. По словам представителей компании, планируется установить новую линию по переработке макулатуры, из которой производятся туалетная бумага и полотенца, а также оборудовать новые склады. Сроки реализации проекта — 2019-2020 годы. У СТГ две производственные площадки — в Коми и Ярославской области.
Архангельский ЦБК в начале следующего года планирует ввести в строй завод по выпуску тишью в Калужской области. Общие инвестиции в проект составят 110 млн евро, или 7,7 млрд рублей. В том числе первая очередь будет выпускать 70 тыс т бумаги-основы. Конечная мощность проекта — 210 тыс. т основы в год, на такие объемы планируется выйти после 2025 года. Для АЦБК это новое направление, пояснили представители предприятия.
«Потенциал у рынка тишью большой, ведь в России потребление этой продукции значительно отстает от Запада», — пояснили на АЦБК. По данным «Финам», в России этот показатель составляет 3,8 кг на человека, в Западной Европе — 16 кг, в США — 25 кг на человека в год.
Сегменты роста
Основным драйвером развития участники рынка называют производство СГИ для общественных мест (офисов, торговых центров, кинотеатров и т.д.). Тут рост рынка превышает 7% в год, оценивает Александр Каган, директор по развитию СТГ. «При этом пока плохо развивается сегмент бумажных полотенец для бытовых нужд, но, скорее всего, их потребление все же будет расти», — добавляет он.
Что касается туалетной бумаги, то наиболее крупный среднеценовой сегмент стабилизировался, эконом-класс тоже не растет. Хорошую динамику показывают премиальный и супер-премиальный сегменты, добавляет ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Российские производители СГИ активно вытесняют импортеров. Пока ими не до конца охвачен, пожалуй, лишь сегмент гигиенических средств для детей и женщин», — комментирует аналитик РАО «Бумпром» Юрий Лахтиков.
Инфографика: Константин Мшагский
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!