Деловые связи. Сотовые компании занялись продажей дополнительных услуг
Новый проспект
Статьи

Деловые связи. Сотовые компании занялись продажей дополнительных услуг

Прочитано: 864
Деловые связи. Сотовые компании занялись продажей дополнительных услуг
Доходы сотовых компаний от телефонии уже давно не растут. В поисках новых источников маржи операторы вместе со связью начали было продавать даже кофе, но пандемия вернула их к рынку страхования и финансов.

Были времена

Во время бума развития мобильной телефонии, еще в середине 2000-х, доходы российских операторов от традиционных услуг связи росли ежегодно на 30% и более. Сегодня, миновав кризисы 2008 и 2014 годов, рынок стагнирует и даже показывает отрицательную динамику. 

По итогам 2019 года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций оценивало объем российского телеком-рынка в 1,88 трлн рублей, что лишь на 4,3% выше, чем в 2018 году. Причем, по данным «ТМТ Консалтинг», темпы роста основного сегмента рынка, голосовой связи, в последние несколько лет были еще ниже: в 2017 году 2,7%, в 2018 — 3,3%.

В первом полугодии 2020 года отрасль прибавила только 0,4%. Такому результату способствовал провал сегмента международного и внутреннего роуминга, кроме того, на треть просела реализация товаров в мобильном ретейле, а расходы на содержание сети, наоборот, возросли до 80% в ряде случаев. Пандемия 2020 года, по оценке аналитического агентства Content Review, уже обошлась российским мобильным операторам в 30 млрд рублей.

В июне этого года Министерство цифрового развития заявило, что отрасль ожидает падение на 2,5–3% в 2020 году, если только телеком не получит господдержки. Content Review оценивает ситуацию еще пессимистичнее и прогнозирует падение выручки мобильных операторов по итогам 2020 года на 9–11%.

Во все тяжкие

Хотя доля услуг мобильной связи и занимает более половины в структуре доходов операторов, новые направления бизнеса игроки рынка ищут уже давно. Крупнейшими телеком-операторами в России являются «МТС» (472,6 млн рублей составила выручка в 2019 году), «Мегафон» (343,4 млн рублей), «Ростелеком» (337,4 млн рублей), «Билайн» (289,9 млн рублей), Tele2 (163,3 млн рублей). Большая пятерка лидирует по количеству ноу-хау в использовании дистанционных каналов продаж, не связанных со связью напрямую.

В 2018–2019 годах операторам связи внезапно стало помогать партнерство с кофейнями. В салонах, где продается кофе, например, у «Вымпелкома» трафик вырос в полтора раза, а у Tele2 стало продаваться в 2 раза больше товаров и услуг.

Развитие шоурумов в операторских салонах чуть было не стало отдельным направлением. «Мегафон» в прошлом году открыл салон с фокусом на цифровые сервисы и отмечал, что выручка в таком салоне в среднем превышала в 2 раза выручку в розничной сети, а спрос на дополнительные услуги (настройку оборудования, кредиты и страхование) был выше в 1,5–2 раза.

У «МТС» есть салон, где также можно протестировать сервисы, а также выпить кофе, который готовит уже робот. Однако очередная волна пандемии, судя по всему, не даст возможности digital-кофеманам порадоваться, а операторам связи — дополнительно на этом заработать. Поэтому операторы постепенно уходят в «полный digital», предоставляя абонентам услуги, часто совсем не касающиеся связи, например страхуют и выдают кредиты. 

Online — всё что угодно

«Ростелеком» на днях запустил продажи электронных полисов ОСАГО вместе с девятью страховыми компаниями. В пресс-службе «Ростелекома» рассказали, что на сегодняшний день оператор специализируется на различных видах страховок. «Помимо оформления страховых полисов «Ростелеком» развивает линейку дополнительных онлайн-сервисов: видеосервис Wink, «Ростелеком. Ключ» и «Умный дом», «Ростелеком. Лицей», «Ростелеком. Книги», «Ростелеком. Юрист», антивирусы по подписке, различные цифровые сервисы для корпоративных и государственных заказчиков и другие», — отметили в компании.

Крупный оператор платного ТВ «Триколор» недавно начал страховать от коронавируса.

В линейке digital-сервисов «МТС» сегодня более 50 продуктов. Это финтех («МТС Банк», «МТС Инвестиции»), медиа и развлечения («МТС ТВ», WASD.TV, «МТС Ticketland»), образование (Smart University, «МТС Библиотека»), телемедицина («МТС 120/80») и т.д. «Более пятой части абонентов «МТС» пользуются дополнительными цифровыми сервисами», — рассказали в пресс-службе оператора.

Всего в России только абонентов сотовой связи насчитывается около 260 млн, а такая база, несомненно, интересна и страховым компаниям, и банкам, и другим продавцам цифровых услуг.

Структуру выручки по отдельным продуктам игроки телеком рынка не раскрывают. Однако, по данным «Ростелекома», в целом цифровые сервисы по итогам II квартала 2020 года обеспечили уже 12% выручки компании.

«У крупнейших операторов продукты, не связанные с телекомом, формируют свыше 10% выручки, — рассказывает Константин Анкилов. — Основные сферы, которые развивают операторы: облака, IoT, инфобезопасность, медийные сервисы». 

По словам Константина Анкилова, страховые сервисы предлагают как российские, так и зарубежные операторы. «Интересно будет видеть развитие этих продуктов в сторону пакетирования с релевантными ИКТ-сервисами операторов», — говорит Анкилов. 

Однако всё тот же коронавирус может затянуть этот процесс. В Content Review считают, что бизнес мобильных операторов еще долго будет находиться под прессом пандемии, так как даже повышение объема потребляемых услуг не приведет к увеличению выручки из-за тех самых пакетных продуктов. «Пакетные тарифы, на которые операторы перешли несколько лет назад, предоставляли избыточное количество услуг и, как следствие, даже при повышении потребления услуг абонентам не приходилось переходить на более дорогие тарифы», — поясняют эксперты Content Review.

связь
Другие статьи автора Читайте также по теме
«Историческим» операторам связи становится невыгодно строить, владеть и управлять башенной инфраструктурой. Они готовы просто арендовать места для размещения оборудования, предварительно продав уже имеющиеся активы. «ВымпелКому» это уже почти удалось.
В многоквартирные дома российские власти пообещали пускать всех желающих операторов связи. Это поможет и бизнесу, и населению, которое сможет выбирать провайдера по вкусу. Однако реальных шагов по «открытию замков» игроки телеком-рынка ждут уже не первый год.
Рынок сотовой связи медленно, но верно заполняют виртуальные операторы. Пионерами на этом рынке оказались банки, маркетологи которых считают, что MVNO повышают лояльность клиентов и сокращают их отток. 

Рейтинг Байдена упал до рекордного минимума
20.05.2022
Отопление в Петербурге окончательно отключат 23 мая
20.05.2022
Россию не пригласили в Японию на церемонию памяти жертв атомной бомбардировки
20.05.2022
Опрос: блокировки соцсетей поддерживает только треть россиян
20.05.2022
В России начали прививать медиков от оспы обезьян
20.05.2022
ООН о потерях среди гражданского населения в Украине: "3838 убитых и 4351 раненых"
20.05.2022
Путин придумал способ бороться с санкциями на торговлю с РФ
20.05.2022
Канада ввела новые санкции против российских миллиардеров
20.05.2022
Минобороны: на "Азовстали" сдались в плен более 1900 украинских военных
20.05.2022
В библиотеки Санкт-Петербурга передали книги, посвященные 300-летию победы в Северной войне
20.05.2022
Петербург украсят флагами и баннерами к 350-летию Петра Великого
20.05.2022
Развлекательные программы "Пусть говорят" и "На самом деле" вернули в эфир "Первого канала"
20.05.2022
McDonald’s уйдет, но его рецепты и бренд останутся в России
20.05.2022
Россия прекращает поставку газа финской госкомпании Gasum
20.05.2022
Бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер вышел из совета директоров "Роснефти"
20.05.2022
Движение по центральному участку ЗСД завтра ограничит спортивный забег
20.05.2022
Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов с понедельника возглавит "АвтоВАЗ"
20.05.2022
Россия создаст 12 новых воинских частей в ответ на расширение НАТО за счет Финляндии и Швеции
20.05.2022
В России создан штаб по восстановлению жилья и инфраструктуры на занятых территориях Украины
20.05.2022
Основателей оппозиционного телеграм-канала Nexta в Белоруссии причислили к террористам
20.05.2022
Сбербанк назначил трех новых руководителей на место ушедших из-за санкций
20.05.2022
Мосбиржа: евро опустился ниже 60 рублей, доллар - ниже 58 рублей
20.05.2022
Административное дело певца Юрия Шевчука будет рассматривать суд Петербурга
20.05.2022
Из России уходит кадровое агентство Kelly Services. Его бизнес будет продан
20.05.2022
"Единая Россия" снимает возрастные ограничения на военную службу по контракту
20.05.2022
Голландский инвестор Prosus решил продать российский бизнес Avito
20.05.2022
Земфира и Рената Литвинова выпустили клип "Мясо" о событиях на Украине
20.05.2022
Дилеры GM просят Мишустина компенсировать потери за счет активов автопроизводителя
19.05.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки