Citroen теряет скорость. Дилерская сеть марки сократится вдвое
С 1 октября в Петербурге прекратил работу автоцентр Citroen на Камчатской ул. Предприятие принадлежит Александру Висторопскому и его семье. Висторопский — один из старейших игроков на рынке города. С конца 1980-х и до начала 2000-х он руководил местной сбытовой и сервисной сетью АвтоВАЗа. В 2000-е вместе с Олегом Шумским и Борисом Рыдаевым создал дилерское предприятие. В 2008 году это партнерство завершилось разделом бизнеса. Часть активов была продана холдингу «РРТ» Олега Барабанова, Александр Висторопский создал компанию «Софит», Борис Рыдаев с сыном Владиславом основали группу компаний «Прагматика», а Олег Шумский — «Шувалово Моторс».
После кризиса 2014 года «Софит» постепенно сокращал портфель марок. Так, в 2015 году компания сдала пустующий автоцентр на Пулковском шоссе под продажи Lada компании «Р-Моторс» (тогда она принадлежала Андрею Ивойлову). Затем в 2017 году «Софит» свернул продажи Citroen в другом автоцентре на Пулковском, сдав его в аренду неофициальному дилеру «Ленинград Авто».
Закрывшийся автоцентр на Камчатской ул. также будет сдан в аренду этой компании, сообщили в «Софите». Кроме того, ранее сообщалось, что Александр Висторопский намеревается построить рядом с автоцентром отель, однако пока этот проект отложен.
Корейцы лучше французов
На сегодняшний день контракт между автоконцерном PSA, которому принадлежит Citroen, и «Софитом» расторгнут. В ближайшее время эта же процедура ожидает еще одного дилера Citroen — компанию Axis, подконтрольную семье Николая Шпака и его деловому партнеру Андрею Захарченко.
Axis планирует закрыть автоцентр на Выборгской набережной, оставив там сервисное обслуживание. При этом другой центр по продаже Citroen на проспекте Маршала Жукова (там также продается Peugeot) продолжит работу. Компания Axis работает на рынке города с 1998 года. Как и Александр Висторопский Николай Шпак — один из старожилов авторынка, именно он в 1990-е годы стал первым официальным дистрибьютором Citroen в Петербурге.
По данным «НП», в автоцентр на Выборгской набережной компания намерена поставить новый бренд — участники рынка утверждают, что речь идет о Hyundai. В компании отказались комментировать эту информацию. Официальный контракт пока не заключен, но источники нашего издания знают, что открытие запланировано на первое полугодие 2020 года. Вложения в реконструкцию под новый бренд они оценивают более чем в 100 млн рублей.
В Петербурге работает 10 дилерских центров этой корейской марки. В начале года их было 11. «НП» подробно рассказывал о том, как в результате корпоративного конфликта двух автоцентров лишилась ГК «Дакар», переводя франшизы и имущество на другие юрлица. Еще одну франшизу потерял «Форсаж». Впрочем, в один из центров на ул. Кржижановского «Дакару» удалось вернуть контракт. А на Выборгском шоссе вместо «Форсажа» продажи марки открыл холдинг «Аларм Моторс». В итоге, на сегодняшний день в Петербурге по два автоцентра Hyundai у ГК «Рольф», ГК «Дакар» и холдинга «Мега Авто», по одному — у ГК «Автополе», автохолдинга «Максимум», «Аларм Моторс» и компании «Авангард».
«В настоящее время бренд Citroen в России не настолько мощный, чтобы содержать в большой монобрендовый дилерский центр в центре Санкт-Петербурга. У Axis очень хорошее здание, которое достойно бренда из топ-5 на авторынке. Даже принимая во внимание многомиллионные инвестиции в реконструкцию и высочайший уровень междилерской конкуренции в топ-брендах, это решение стратегически верное для владельцев здания", - говорит Роман Слуцкий, гендиректор автохолдинга “Аларм Моторс”.
Продажи Hyundai сейчас снижаются. Это связано как с изменениями внутри дилерской сети, так и с тем, что ее основной конкурент KIA активно наращивает сеть. Несколько лет продержавшись на позиции лидера в Петербурге, Hyundai за 9 месяцев 2019 года показал падение продаж на 7% (до 13770 машин) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Тогда как KIA вырвался в лидеры: в 14 автоцентрах за 9 месяцев 2019 года продано 15252 машин, что на 15% больше, чем годом ранее (данные «Auto-Dealer-СПб»).
«Hyundai за счет увеличения дилерской сети пытается нарастить долю рынка. Но такая гонка идет во вред бизнесу дилерских предприятий, поскольку на фоне переизбытка торговых точек обостряется борьба между дилерами, а доходность снижается. В конечном счете от этого проигрывают все игроки в данном сегменте: Hyundai, KIA, Renault, Lada», — говорит директор по маркетингу автохолдинга ОАК-РРТ Сергей Новосельский.
Совсем печальная картина
Что касается Citroen, то продажи марки упали за 9 месяцев 2019 года на 32%, за этот период 4 автоцентра марки продали всего 364 машины. Для сравнения, в докризисный 2014 год объем продаж французского бренда в Петербурге составлял 1918 машин, а доля рынка — 1%. В 2018 году дилеры продали 641 машину, а доля составила 0,4%.
В итоге в Петербурге останется только два автоцентра Citroen — у Axis на проспекте Маршала Жукова и у ГК «Автопремиум» на Хасанской улице. Впрочем, в пресс-службе концерна PSA сообщили, что планируют расширение дилерской сети брендов Peugeot и Citroёn в регионе. По данным участников рынка, нового дилера подыскивают на севере города.
«У марки очень скудный модельный ряд в сегменте легковых автомобилей. В этом году на них приходится чуть больше трети от общего объема продаж Citroen в Петербурге, остальной объем — это LCV. Динамика продаж Citroen — одна из худших в городе. Сильнее этого бренда падают продажи только у Peugeot. Возможно, на настоящий момент двух автосалонов на город будет достаточно, но не исключено, что появится третий для усиления позиций автоконцерна на рынке LCV», — говорит Михаил Чаплыгин, гендиректор «Auto-Dealer-СПб».
«Печально, что марка сокращает сеть, закрытие автоцентра на Выборгской набережной больно ударит по продажам марки в городе. Axis был одним из ключевых игроков в бренде», — говорит Алексей Николаев, совладелец ГК «АвтоПремиум».
Читайте на эту тему:
Opel приедет в три автоцентра. PSA возобновляет продажи марки в Петербурге
Hyundai недосчитался трёх автоцентров в Петербурге