Чёрный «майбах» летит на ПМЭФ. Рынок VIP-перевозок ожил после локдауна
Поделитесь публикацией!

Чёрный «майбах» летит на ПМЭФ. Рынок VIP-перевозок ожил после локдауна

Чёрный «майбах» летит на ПМЭФ. Рынок VIP-перевозок ожил после локдауна
После вынужденного перерыва на пандемию в 2020 году Петербургский международный экономический форум наконец вернулся в Петербург. События ждали с нетерпением не только предприниматели, чиновниками и селебрити, но прежде всего те, кто обеспечивает инфраструктуру и логистику мероприятия: организаторы, рестораторы и кейтеринговые компании, отельеры и, конечно же, перевозчики премиум-сегмента. Кстати, заказать «майбах» или «гелик» в разгар форума если и получится, то с трудом: гости форума всё забронировали ещё в начале года. Подробнее о том, как себя чувствуют перевозчики класса люкс в жаркую пору ПМЭФ-2021, в обзоре «Нового проспекта».
Рынок сегмента премиум-такси в Петербурге, которые в этом году задействованы на ПМЭФ, представлен известными федеральными агрегаторами, такими как премиальный «Ultima Яндекс Go» (классы business, premier и elite), который стал официальным сервисом поездок премиум-класса на ПМЭФ-2021, и Gett с автомобилями бизнес-классе и выше. Конкуренцию за богатых пассажиров им составляет международный сервис с русскими корнями Wheely (принадлежит Антону Чиркунову, сыну экс-губернатора Пермского края и бывшего члена Совета Федерации Олега Чиркунова), который специализируется исключительно на премиальном сегменте перевозок. Среди локальных игроков заметен «Таксовичкоф», также предлагающий тарифы business и VIP.

Помимо крупных агрегаторов с важными гостями форума работают несколько десятков небольших частных компаний Петербурга, деятельность которых связана с арендой дорогих машин и VIP-такси. Среди них завсегдатаи ПМЭФ — фирмы Dalex VIP, EasyMove (работает на базе автоцентра Mercedes-Benz «Олимп»), «Автолюкс +», ТК «Абсолют», «Аренда-М», Autoproject и другие. Средний чек петербургского такси класса премиум и люкс — 2,5-4 тыс. рублей за час поездки (у агрегаторов цена, как правило, демократичнее)

Lux на потоке

«Мы видим увеличение числа заказов, уже начиная с 27 мая. Скорее всего, некоторые гости приехали заранее и захватили выходные. Но основной рост поездок произошёл с 1 июня, когда начала прибывать основная часть гостей форума», — сообщили представители «Ultima Яндекс Go». «Наша целевая аудитория довольно разнообразная: это и топ-менеджеры крупных компаний, и политики. Если обобщить, то это все самые важные гости форума из разных отраслей. Конечно, мы не ограничиваемся только участниками форума и, разумеется, не забываем про жителей Санкт-Петербурга», — комментируют в «Яндексе».

«Загрузка служб сервиса заказа такси в период проведения любых крупных деловых мероприятий остаётся традиционно высокой. Даже с учетом внесённых пандемией корректив, таких как отмена или значительное сокращение масштабов мероприятий, а также уменьшение количества активных водителей (этот фактор затронул всех участников рынка), категория люкс-такси не утратила своих позиций. С начала мая этого года количество запросов на классы автомобилей «Комфорт+», «Бизнес» и VIP в «Таксовичкоф» выросло в 1,5 раза. На пиковые значения, рост более чем в 2 раза, мы вышли непосредственно в дни проведения экономического форума», — рассказал директор по маркетингу службы заказа такси «Таксовичкоф» Антон Елдышев. По его словам, автомобили класса люкс приносят до 5% от общей выручки компании. Кроме форума, ожидания перевозчиков связаны и с грядущим Чемпионатом Европы по футболу. «Проводимые матчи также внесут значительное оживление на рынок. В эти дни мы ожидаем высокой загрузки по всем классам такси», — уверен Антон Елдышев.

В компании Gett отмечают лояльность столичных клиентов к услугам агрегатора. «В первый день ПМЭФ, как правило, резкого всплеска не бывает. Однако мы увидели рост по заказам автомобилей, в том числе за счёт увеличения доли пользователей из Московского региона. Также среди наших B2B-клиентов активность увеличилась на 25%, а наибольший прирост отмечается с 3 июня», — комментирует генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский.

По его словам, увеличение средних чеков в премиум-классах Gett на период ПМЭФ в компании компенсируют за счёт партнёрских программ. В «Яндексе» подчеркнули, что в жаркий период ПМЭФ не меняли стоимость услуг. В Wheely пока не ответили на вопросы «НП».

VIP для своих

Участники ПМЭФ активно пользуются и услугами небольших компаний, предоставляющих услуги VIP-такси и аренды авто с водителем. У тех, с кем довелось пообщаться «НП», в дни форума у них заказали практически все автомобили представительского класса. «Заняты все машины. А запрос на ПМЭФ у нас был за год до мероприятия», — поделился руководитель компании «Автолюкс +» Сергей Дёмин.

«Почти все машины в городе забиты, и у нас всё в работе. Насколько мне известно, «Мерседесы» уже все были забронированы в марте, остались только белые машины», — констатирует руководитель компании «Аренда-М» Андрей Евсюков. Наличие ажиотажного спроса подтвердили и в остальных компаниях. Впрочем, как отмечают представители небольших компаний, агрегаторы и более крупные игроки составляют им ощутимую конкуренцию.

«Сегмент, конечно, чувствует себя хуже, чем раньше. Наш бизнес — это всё-таки аренда премиальных авто, но всё больше наших потенциальных клиентов пересаживаются на такси, например Wheely, потому что так проще: заказал, доехал, отпустил машину. Все считают деньги. Многие берут, например, «майбах» на троих и доезжают куда надо. У нас же заказ машин не менее, чем на 3 часа. Это выходит в районе 10 тыс. рублей», — рассуждает Сергей Дёмин.

Тем не менее, по его словам, компании сегмента премиум-перевозок успешно продолжают возить топ-менеджеров крупных предприятий, банков, членов правительства и чувствуют себя неплохо за счёт уже наработанных связей. «Наша компания на рынке около 20 лет, можно сказать, мы пионеры этого бизнеса, и даже в трудное время выживаем за счёт постоянных клиентов. А такого понятия, как высокий сезон, у нас нет: спрос зимой бывает даже выше», — поясняет руководитель «Автолюкс+».

Никаких шашечек! Элита под звездой чёрного «Мерседеса»

По наблюдениям участников рынка, исключительной востребованностью пользуются черные представительские машины, такие как Mercedes-Benz, Mercedes-Maybach S-класса, Mercedes G-класса (Geländewagen). Иные марки и цвета российской элите, как правило, несимпатичны, даже равные по классу. «Это эффект «вау!» Только 15% клиентов всё равно, на чём ехать», — поясняет один из собеседников «НП».

Не устраивают состоятельную публику и любые опознавательные знаки такси. «Это люди, которые прилетают на частных вертолётах и берут машину. Какое такси? Если такой человек поедет на такси на бизнес-встречу, его же спросят: «У тебя что, деньги кончились?» — объясняют презрение к шашечкам и любовь к чёрным сверкающим трёхконечным звёздам представительских «Мерседесов».

Как пояснили «Новому проспекту» в Общественном совете по развитию такси, в частности из-за этого границы рынка такси и аренды автомобилей в премиальном сегменте размыты. По закону каждое такси должно иметь маячок с шашечками и другой атрибутикой. Например, в Москве мэр Сергей Собянин уже утвердил для таксистов белый и жёлтый цвета кузова, запретив total black (подобный цветовой дуализм много лет подряд обсуждают и для такси других регионов России). Чёрный «майбах» без атрибутики с водителем по закону уже не может быть такси и оформляется по так называемому договору фрахтования.

Среди особых требований сегмента в компаниях-агрегаторах выделяют необходимость специального обучения и тренингов для водителей и дополнительные возможности салонов. Слишком завышенных требований и причуд со стороны богатой аудитории игроки рынка не замечают. «Капризы VIP-клиентов во многом мифологизированы. Безусловными требованиями клиентов ко всем классам авто являются своевременная подача автомобиля, комфорт и безопасность поездки», — считает Антон Елдышев.

Статистика представительского класса

По данным Петростата, оборот транспортных услуг в Петербурге в коронавирусном 2020 году сократился почти на 18%, составив 58 млрд рублей. По данным аналитиков компании «Таксовичкоф», по итогам 2020 года оборот рынка такси снизился не так значительно относительно всех перевозок: его оценивают в 31 млрд рублей против 35 млрд в 2019-м.

Долю люксовых перевозок игроки рынка, опрошенные «НП», оценивают примерно в 5%, хотя в Общественном совете по развитию такси говорят о 20-30%-ном объёме дорогих перевозок, отмечая повышение спроса на услуги «Бизнес-класс», что связано с большей доступностью сегмента и стремлением разных категорий пассажиров к более высокому уровню комфорта. «Пионером в этом отношении был Gett, а позднее подтянулись и другие агрегаторы. Услуга очень востребована у такой аудитории, как молодые успешные предприниматели», — отметила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

ПМЭФ не вывозит

Нельзя сказать, что высокий спрос в период ПМЭФ сильно обогатил перевозчиков: «Ни одно даже самое успешное мероприятие, как бы ты блестяще на нем ни отработал, не сможет перекрыть недополученную прибыль за целый год. Чудес не бывает», — констатирует Антон Елдышев.

Петербургская служба такси «6 миллионов» и вовсе оказалась стороне от всеобщего ажиотажа: «Возможно, у нас только один водитель будет занят бизнес-классом на форуме. Но чтобы кто-то забрал машину на целый день, такого уже нет», — признались в компании.

«Тех, кого пандемия сильно подкосила, были готовы ехать за любые деньги, а мы дождались. Я сказал, что буду ждать до последнего, и вот 29 числа пришёл клиент, а 30 числа у меня уехали машины на ПМЭФ. Я держу цену в любом случае. У меня нет задачи забрать всё путём демпинга», — говорит Александр, директор другой компании. В беседе с «НП» предприниматель посетовал, что машины и их обслуживание стали стоить в 2 раза дороже, а цены на услуги с 2017 года не изменились.

«Отбить прошлый год, конечно, не выйдет, потому что стоимость аренды действительно падает из-за демпинга и большого количества машин, а цены остаются на уровне пятилетней давности. Три месяца простоя в пандемию нагнать будет непросто», — подтвердил Андрей Евсюков.

И лишь федеральные цифровые гиганты проблем с доходами не замечают: «Наш бизнес показывает хорошие темпы роста год к году», — сообщили изданию представители премиального направления «Яндекса».

Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ


К списку новостей